СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование познавательной учебной деятельности на уроках русского языка с применением технологии развития критического мышления»(методический семинар)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. 

Просмотр содержимого документа
««Формирование познавательной учебной деятельности на уроках русского языка с применением технологии развития критического мышления»(методический семинар)»

4



КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Закирова С.З.,

учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 76» г. Пермь


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Формирование познавательной учебной деятельности на уроках русского языка с применением технологии развития критического мышления»

Государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

(Слайд 2) Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта. Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы.

(Слайд 3) В педагогической теории и практике еще не накоплен доста-точный материал по использованию ТРКМ как средства для формирования познавательной деятельности обучающихся в учебно - воспитательном процессе. Это определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему поиска эффективных способов для создания условий формирования познавательной деятельности обучающихся.

(Слайд 4) Такой поиск привёл к решению внедрения в мою педагогическую практику технологии развития критического мышления.

Достоинством технологии развития критического мышления является создание такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

В основе ТРКМ – трехфазная структура урока. Она соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информа -цией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить. (Слайд 5) Функции трех фаз технологии развития критического мышления.

(Слайд 6) Цель и задачи методического семинара. Продемонстрирую из собственного опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.

(Слайд 7) Хочу заметить, что мой педагогический опыт разрабатывался в русле требований ФГОС ООО по формированию познавательных УУД.

(Слайд 8) Каждый учитель выбирает методы, приёмы и способы активизации, исходя из учёта особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. Проанализировав свою работу в данной технологии, я выделила несколько эффективных приемов для уроков русского языка.

Первая стадия – «Стадия вызова» на каждом уроке обязательна. На данной стадии я использую следующие приемы: «верные - неверные утверждения», «корзина идей», «кластеры».

Прием №1 «верные - неверные утверждения»

Вот как прием «верные-неверные утверждения» работает на стадии вызова при изучении темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными» в 9 классе.

Цель использования приема на данном этапе: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах учащиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает «Что хочу знать?»

На каждой парте распечатка с верными и неверными утверждениями.

Задание: индивидуально рассмотрите «верные и неверные утверждения», произведите на местах их правку. Все неверные утверждения исправьте, аргументируйте свой выбор.

Можно дать задание: Установите, верны ли данные утверждения, и обоснуйте свой ответ.

(Слайд 9) Прием №2 «корзина идей». Пример работы с данными приемами на уроке русского языка в 8 классе по теме «Репортаж – жанр публицистики». Цель использования приема на данном этапе: стимулирование и активизация мыслительной деятельности. Прием приводит в действие все полученные ранее знания ребят. Способствует развитию устной речи (требуется произносить полные ответы). В течение урока на второй стадии мы опять возвращаемся к “корзине”, чтобы подвести ребят к осмыслению своих ошибок. В центре листа записывается тема «Публицистика», затем в течение 1-2 минут записывается в тетрадь все, что известно по этой теме. Позже предлагается обсудить записанное в группе и обменяться мнениями в паре(2 – 3 минуты). Далее в форме аукциона знаний называются записанные сведения, факты(правильные и неправильные). Все фиксируется учителем на доске. Так составляется список идей. Далее идеи компонуются по категориям (сфера речи, задача речи, стилевые черты, средства выразительности, жанры), оформляется кластер. К кластеру можно вернуться и на второй стадии урока , чтобы осмыслить свои ошибки и в конце урока дополнить новой информацией об изученном жанре публицистики – репортаже.

(Слайд 10) Вторая стадия – «стадия осмысления содержания».

Наиболее приемлемым на уроках русского языка считаю такой прием, как чтение с пометами - маркировочная таблица. Пример работы с текстом в 9 классе по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным». Таблица делает зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.

- Учитель предлагает каждому ученику прочитать статью на странице учебника и сделать в тексте пометки (10 минут). Далее предлагается продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Затем данные, записанные в ходе самостоятельной работы в таблицу, обсуждаем.

- Какая информация вам была уже известна? Какую информацию вы узнали только сейчас? Что вызывает сомнение? Какие «толстые» вопросы вы поставили? Можем ли мы на них ответить сейчас? Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?( дети предлагают свои варианты) Далее проводится работа с дополнительной информацией (научная статья)

(Слайд 11) Третья стадия – «стадия рефлексии». Здесь использую такие приемы, как перекрестная дискуссия, синквейн, кластер. Остано-влюсь на самом популярном приеме -составлении синквейна. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (2 прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий смысл темы или предмета (1слово). Цель написания синквейнов – отработать понятия, рефлексивно оценить пройденное. Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие и отношение.

(Слайд 12) Наиболее продуктивной на уроках русского языка считаю групповую работу. Она делает урок более живым, воспитывает сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, дает возможность многократно повторять материал.

(Слайд 13) Применение на уроках заданий ТРКМ способствует формиро-ванию УУД. Совместно с психологом были проведены исследования уровня учебной и мыслительной деятельности, мотивации обучающихся с 5 по 6 класс. На диаграмме Вы видите, 6 Г класс показывает результат лучший на параллели. Свой опыт я неоднократно представляла в рамках заседания школьного методического объединения, а также городской проблемной группы учителей русского языка и литературы.

(Слайд 14) Какими мы увидим выпускников, работая над реализацией требований ФГОС ООО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии .

(Слайд 15) Используемые ресурсы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!