СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование профессиональной компетентности студента посредством использования практико-ориентированных подходов к процессу обучения

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы преподавателя на тему "Формирование  профессиональной компетентности студента посредством использования практико-ориентированных подходов к процессу обучения"

Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональной компетентности студента посредством использования практико-ориентированных подходов к процессу обучения»

Тема опыта: «Формирование профессиональной компетентности студента посредством использования практико-ориентированных подходов к процессу обучения»

14 кегль

строчные

Панова Надежда Александровна, преподаватель информатики ГБПОУ НАО «нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П.Выучейского»


Раздел I.

Информация об опыте


    1. Условия возникновения опыта


Я слышу - я забываю.

Я вижу - я запоминаю.

Я делаю - я понимаю.

Конфуций


Мое профессиональное становление проходило параллельно с преобразованиями и нововведениями в среднем звене профессионального образования. На современном этапе развития среднего профессионального образования идет работа по внедрению Федеральных образовательных стандартов третьего поколения, основой которых является системно-деятельностный и практико-ориентированный (компетентностный) подходы.

Это предопределило необходимость реализации целей и задач профессионального образовательного стандарта, способствовало пересмотру используемых мною принципов и технологий обучения, методического сопровождения рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.

Конкурентоспособный специалист с профессиональным образованием любого уровня должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой деятельности. В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение обучающимися определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступает необходимость формирования общих и профессиональных компетенций.

Формирование ключевых компетенций студентов среднего профессионального образования согласно ФГОС третьего поколения требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено формированию деятельностно-компетентностного подхода через внедрение практико-ориентированных видов и форм организации обучения.

Становление (формирование) опыта проходило на базе ГБПОУ НАО «нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П.Выучейского». Исследование проводилось с сентября 2012 по май 2017 года и включало в себя три этапа.

Начало работы по теме опыта обусловлено внедрением в систему образования ФГОС. ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни. Обучение студента не сводится к формированию знаний, умений, навыков, а предполагает погружение в профессиональную среду в ходе учебной деятельности, производственной и преддипломной практики.


    1. Актуальность опыта

При организации учебно-воспитательной работы в качестве ориентира выступают требования работодателя.

Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов

Основной проблемой невысокой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности. Таким образом, налицо противоречие между требованиями работодателя к уровню профессиональной подготовки и наличием профессиональных компетенций у будущего специалиста. Поэтому для решения отмеченного противоречия и для профессионального становления студентов делаю акцент в своей работе на практико-ориентированный подход к процессу обучения.


    1. Ведущая педагогическая идея опыта

Практико-ориентированное обучение позволяет развивать познавательные потребности студентов, обеспечить функционирование знаний в мышлении студентов, организацию поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса.


    1. Длительность работы над опытом

Работа по заявленной теме осуществлялась с сентября 2012 по май 2017 года в три этапа:

  1. На первом этапе (с сентября по декабрь 2012 года) была проанализирована различная литература по данной теме, с целью определить возможности формирования профессиональной компетентности студентов посредством проблемно-ориентированного обучения, поставлены цель, определены задачи опыта.

  2. На втором этапе (с января 2013 года по январь 2017 года) проходило внедрение разработанной системы формирования профессиональной компетентности студента, определения критериев ее эффективности. На этом этапе происходило внедрение практико-ориентированных заданий в учебный процесс, в учебную и производственную практику, а так же в учебно-исследовательскую и проектную работу студентов. О результативности проведенной работы говорят высокие оценки студентов на квалификационных экзаменах по профессиональным модулям, успешное прохождение учебной и производственной практики, участие студентов в конкурсах, конференциях, интересная тематика и хорошая защита выпускных квалификационных работ.

  3. На третьем, заключительном, этапе (с февраля по май 2017 года) были проанализированы результаты осуществляемой экспериментальной работы, обобщен педагогический опыт.


1.5 Диапазон педагогического опыта

Диапазон опыта включает в себя ряд учебных и внеаудиторных занятий.


    1. Теоретическая база опыта

Профессиональная компетентность - обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта, а также положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области деятельности. Компетентность подразумевает не только умение выполнять работу, но также способность передавать и использовать знания  опыт в новых условиях, а также умения применять свои знания и умения на практике, используя при этом все свои умственные, психологические и даже физические возможности.

Компетентность – уровень квалификации и профессионализма специалиста, в профессиональном становлении занимающий место между уровнями исполнительским и совершенством.

Профессиональная деятельность компетентного специалиста определяется: мобильностью его знаний и способностью к их постоянному обновлению; владением широкой информацией и ориентацией в различных ситуациях; гибкостью методов деятельности; умением выбирать оптимальные варианты деятельности.

В законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».

Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

Отличительная особенность современного среднего профессионального образования – личностно-ориентированное обучение, направленное на формирование  конкурентоспособных,  высокопрофессиональных специалистов, характеризующихся ответственностью, творческой инициативой, способностью предпринимать конструктивные и компетентностные действия в профессиональной деятельности.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в пос­троении учебного процесса на основе единства эмоционально-образно­го и логического компонентов содержания; приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.

Принципами организации практико-ориентированного обучения яв­ляются:

    • мотивационное обеспечение учебного процесса;

    • связь обучения с практикой;

    • сознательность и активность студентов в обучении.

Таким образом, в рамках практико-ориентированного обучения спецдисциплин разви­вается внутренняя мотивация учения, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы, студенты ощущают собственную компетентность. В системе практико-ориентированного обучения формируется следующий практический опыт:

  • сопоставления, оценки явлений, процессов;

  • выявления причинно-следственных связей;

  • постановки задач;

  • потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний.

Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов. Практико-ориентированное обучение оказывает влияние на формирование содержания всех компонентов учебного процесса: учебных дисциплин, учебной и производственных практик, внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Практико-ориентированное обучение студентов выполняет в педа­гогическом процессе специфические функции:

- методической цели, по­нимаемой преподавателем как главное направление при отборе и проек­тировании содержания занятия;

- критерия педагогической ценности при разработке методики проведения занятия; мотивации учения студентов;

- критерия обученности.

Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными.


1.7. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что практико-ориентированное обучение формирует у студентов понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития. Студент непосредственно знакомиться с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики, оценивает уровня своего профессионализма и активность позиции, готов организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


Раздел II.

Технология опыта

Цель опыта - формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в области информационных технологий посредством использования практико-ориентированных подходов к процессу обучения.

Для достижения этой цели ставлю перед собой следующие задачи:

  • дать учащимся качественное образование по предметам профессионального цикла специальности «Прикладная информатика»;

  • раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого студента в процессе обучения;

  • привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на формирование профессиональных компетенций учащихся;

  • совершенствовать формы организации практико-ориентированной учебной деятельности;

  • использовать новые педагогические технологии, эффективные методики обучения;

  • развивать и укреплять интерес студентов к будущей профессии;

  • подготовить выпускников к последующей профессиональной деятельности.

Гипотеза: посредством использования практико-ориентированных подходов к обучению можно сформировать профессиональные компетентности студента.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы основные задачи:

  1. Раскрыть понятия «профессиональная компетентность» и «практико-ориентированное обучение».

  2. Провести работу по внедрению практико-ориентированных заданий во все сферы деятельности студентов.

  3. Проверить эффективность проделанной работы и сделать выводы.

Очень важное место в этом вопросе занимает учебная и производственная практика студентов.

В рамках учебной практики студентам предлагается самостоятельно, под моим руководством изучить программный продукт, выполнить простые практические упражнения с целью проверки качества усвоенных навыков, а затем прорешать более сложные задания. Таким образом, студент учится находить нужную информацию, изучает ее самостоятельно, формируется у студентов информационная компетентность.

Одним из видов деятельности на учебной практике является разработка индивидуального проекта. Студенты разбиваются на группы по 2-3 человека. Каждой группе предлагается создать проект. Работа над проектом включает следующие этапы: определение входных, промежуточных и выходных данных, проектирование формы, описание объектов формы и их назначение, создание формы и программного кода элементов. В ходе работы над проектом студенты изучают теоретический материал, необходимый для реализации проекта. Вторым этапом работы над групповыми проектами было создание сопровождающей документации, презентация продукта и размещение на информационном ресурсе. Третий этап – защита и оценка продукта. На данном этапе каждой группой была подготовлена публичная защита проекта, которая включала презентацию, показ интернет страницы о продукте и демонстрация проекта.

В рамках производственной практики студенты выполняют различные индивидуальные задания. Такие как, создание Web-сайта предприятия-базы практики, создание видео-роликов на социально значимую тему, создание системы учета доходов и расходов семьи, анализ уровня автоматизации предприятия, анализ автоматизированного рабочего места участника бизнес-процесса организации, анализ веб-сайта данной организации. По итогам практики проводится конференция, на которой студенты отчитываются о проделанной работе, представляют разработанные продукты.

Результатом учебной и производственной практики является разработанный под руководством специалистов программный продукт для решения небольших по объему задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.

В ходе практики у студентов формируются такие профессиональные компетенции, как подготовка оборудования к работе, настройка и работа с отраслевым оборудованием, обработка информационного контента, сбор и анализ информации для определения потребностей клиента, разработка и публикация программного обеспечения отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов, отладка и тестирование программного обеспечения отраслевой направленности. А также формирование общих компетенций: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Проблему формирования профессиональных и общих компетенций в определенной мере помогают решить Недели специальности и олимпиады профессионального мастерства, где применяются активные методы обучения – конкурсы, олимпиады, деловые и интеллектуальные игры, как по отдельным дисциплинам, так и по блоку родственных дисциплин.

Неделя специальности способствует развитию интереса к избранной профессии, расширению и углублению кругозора студентов, развивает деловые качества, приучает к культуре и организации труда.

План недели специальности рассматривается на заседании ПЦК, преподаватели составляют тематику мероприятий, сценарий. От четкой продуманности, построения и содержания зависит успех недели.

Цель – совершенствование знаний и формирование профессиональных и общих компетенций студентов в деловых играх, конкурсах, диспутах.

Задачи:

- закрепление знаний и умений, полученных в процессе обучения;

- активизации творческой деятельности студентов;

- повышения интереса к выбранной специальности;

- расширение круга профессиональных компетенций и навыков по выбранной профессии;

- воспитание студентов в духе профессионализма.

В основу проведения недель специальности положены методы:

- практического обучения, развивающие способность использования своих знаний в практической деятельности с учетом изменяющихся современных условий, умения анализировать свою работу;

- проблемно-поисковые, которые требуют активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта, накопленных знаний и умений, способностей обобщать выводы и решения;

- информационно-развивающие, с помощью которых студенты получают учебную, научную, профессиональную, справочную информацию, демонстрируют логику и ясность суждений, способность воспроизвести материал и оперировать им.

Это с одной стороны способствует формированию знаний, развивает кругозор, вызывает устойчивый интерес к выбранной профессии, а с другой стороны, позволяет определить степень сформированности необходимых профессиональных и общих компетенций.

Ежегодно в стенах колледжа проводится Неделя специальности «Прикладная информатика», которая традиционно включает следующие мероприятия:

  1. Интеллектуальные игры

Интеллектуальная игра позволяет в максимальной степени показать свои знания и раскрыть свои творческие способности. Задания, предлагаемые участникам игры, являются занимательными по форме и проблемными по содержанию, непродолжительными по времени выполнения и обязательно связанными с изучаемыми дисциплинами.

Интеллектуальная игра решает педагогические задачи:

- пробуждение у студентов интереса к изучаемым предметам;

- ознакомление студентов с новой информацией, не предусмотренной программой;

- расширение кругозора (в процессе подготовки студенты узнают множество фактов, сведений, пародоксов, выходящих за пределы учебной программы);

- развитие творческого мышления;

- сплочение коллектива студентов;

- выявление в группе лидеров, генераторов идей.

1. «Конкурс «Лучший техник-программист» (опыт обобщен и представлен на сайте www.cronao.ru)

Цель конкурса - повышение качества профессиональной подготовки студентов, выявление их мастерства, приобретенное на практических занятиях, производственной практике на предприятиях.

Основными задачами конкурса являются:

- совершенствование профессиональных умений и навыков студентов;

- повышение престижа профессии техник;

- изучение уровня сформированности профессиональных компетенций, укрепление связи теоретического и практического обучения.

Конкурс проводится по трем основным направлениям: архитектура ЭВМ, программирование, информационные технологии. Каждый участник выполняет индивидуальное задание. Участники демонстрируют свои профессиональные умения, навыки, творческий поиск, культуру мышления в плане решения нестандартных задач.

Студенты, принимавшие участие в конкурсе, также участвуют в региональном конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии» в области IT-технологий. Студенты участвуют в конкурсе по поиску информации в сети Интернет (конкурс проводится ежегодно).

Студенты под руководством преподавателя организуют цикл радиопередач в рамках недели специальности

Цикл радиопередач посвящен:

- новинкам в области информационных технологий,

- интересным фактам из истории развития компьютерной техники,

- выдающимся личностям в области информационных технологий.

Проведение Недели специальности способствует повышению профессионального мастерства, профессиональной ориентации, проявлению творческих способностей студентов.

Важнейшей характе­ристикой деятельности студента на практико-ориентированном учебном занятии является стремление самостоятельно добывать знания в процес­се решения проблем и овладевать навыками практической деятельности в ходе проведения эксперимента и обобщения полученных результатов. Практико-ориентированное обучение оказывает влияние на форми­рование содержания всех компонентов учебного процесса. Правильная организация самостоятельной работы, также способствует развитию профессионального роста студентов.

Для организации самостоятельной учебно-исследовательской работы студента использую следующие приемы:

- поиск дополнительной информации и устное сообщение на учебном занятии;

- поиск необходимой информации для заполнения обобщающих таблиц ли изображения схемы (модели) по теме или разделу;

- дифференцированные индивидуальные задания к практическим работам, курсовым проектам (работам), выпускным квалификационным работам.

При преподавании дисциплины «информатика» применяю определенные методики при организации самостоятельной работы, способствующие эффективности развития самостоятельности студента.

Каждому студенту в начале изучаемой темы выдавался комплекс индивидуальных учебно-исследовательских заданий, сроки и способы решения которых ограничивались временными рамками изучения темы.

Индивидуальные учебно-исследовательские задания составлялись для всех студентов группы одного уровня. Студенту необходимо было выполнить все задания. Выбор уровня сложности и творчества выполнения каждого задания предоставлялся студенту.

Пример задания. С помощью текстового редактора MS Word создать рекламу любой фирмы. При выполнении данного задания студент имел право выбора, какую фирму он будет представлять, какие объекты он будет использовать при создании своей работы. Практико-ориентированные задачи способствуют повышению интереса студентов к обучению, при выполнении таких заданий учащиеся оттачивают необходимые навыки.

Профессиональное становление студента невозможно без ориентации на работодателя. Колледж ведет активную работу в этом направлении. Выходим со студентами на экскурсии на предприятия города, такие как Ростелеком, Ненецкая компания связи, Лукойл-инфо. Сотрудников предприятий приглашаем на классные часы, на конкурсы профессионального мастерства. В стенах колледжа проводились мастер-классы на темы: «Создание анимационного ролика», «Создание буклета с помощью Интернет ресурсов», «Подготовка макета и печать объекта на 3D принтере».

При проведении квалификационных экзаменов, в состав комиссии обязательно входят работодатели. Проверка знаний, полученных во время изучения профессионального модуля, осуществляется с помощью текущего контроля. На квалификационном экзамене учащиеся показывают уровень сформированности профессиональных и общих компетенций, решая практико-ориентированные задачи.

Пример 1. Численность населения Ненецкого автономного округа 47 тыс. человек. Среднее потребление мяса – 25 кг в год на человека. В настоящее время розничная цена этого продукта 230 руб. за 1 кг. По прогнозу, в следующем году цены поднимутся в среднем на 15%. Рассчитайте ёмкость рынка мяса в стоимостном выражении в текущем году и в будущем году. Время выполнения: 20 минут

Пример 2. Создать БД, содержащую сведения о предлагаемых турах для отдыха. Поля – Код тура, Страна, Курорт, Код заезда, Дата начала, дата окончания, Стоимость. Написать запрос на SQL для выборки данных о всех летних турах во Францию или Англию, стоимость которых не превышает 60000 рублей. Время выполнения: 30 минут

Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество студенты показывают при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

На этом этапе выполняется полный цикл исследовательской деятельности: от изучения предметной области и выделения проблемы до ее реализации. Выбор тематики работ обусловлен нуждами колледжа и заказами социальных партнеров.

Темы выпускных квалификационных работ:

  • Автоматизация формирования сводной ведомости для создания дипломов

  • Автоматизация учета движения студентов

  • Создание электронного учебника по дисциплине «Финансовая математика»

  • Автоматизация формирования сводной ведомости за семестр по итогам промежуточной аттестации

  • Автоматизация формирования справки об обучении студентов в колледже

  • Автоматизация учета посещаемости студентов НМСГК

  • Техническое сопровождение проекта «Живая книга ненецкого языка»

При организации учебных занятий придерживаюсь следующих положений:

  1. По возможности лекционные занятия стараюсь проводить в форме проблемного изложения, мозгового штурма. Такие формы лекций предполагают предварительную подготовку студента. На них студенты, имеют возможность показать свои знания по данной проблеме, пополнить их, высказать собственное мнение. Материал лекции усваивается быстрее, так как студенты предварительно изучили проблему самостоятельно.

  2. Еще более результативны занятия, представляющие собой самостоятельное выполнение заданий.

  3. Студенту предоставляю на уроке свободу действий. Свобода действий состоит в индивидуальном определении: очередности выполнения заданий, времени работы над заданием; степени помощи (самостоятельно, с помощью преподавателя); способа оформления своей работы и дополнения необходимыми элементами.

Активно использую на уроках видеофильмы, электронные презентации. Сопровождение лекции презентацией, включение видео позволяет студентам получать максимальное впечатление от осваиваемого материала и стимулировало дальнейшее саморазвитие. На занятиях применяю активные формы обучения: метод проектов, деловые игры. После изучения программы ArchiCAD, студенты создавали проект «Дом моей мечты».

Таким образом, практико-ориентированность позволяет студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.


Раздел III.

Результативность опыта

Отличительная особенность современного среднего профессионального образования – личностно-ориентированное обучение, направленное на формирование  конкурентоспособных,  высокопрофессиональных специалистов, характеризующихся ответственностью, творческой инициативой, способностью предпринимать конструктивные и компетентностные действия в профессиональной деятельности. Ориентация на этот результат требует особой системы оценки общих и профессиональных компетенций студентов. Особенность касается трех сторон оценки:

1. Объект оценивания – компетенции - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

2. Субъект оценивания.  Способность студента к самооценке – необходимое условие и признак компетентности в данной области. Студент, не способный оценить свои знания и умения или оценивающий их необъективно, не может считаться компетентным.  Немаловажной становится оценка представителя работодателя – наставника базы практики.

3. Критерии оценивания. Оценка не может сводиться к подсчету количества ошибок. Необходимы единые качественные критерии.

Для того, чтобы принять решение об уровне компетентности выпускника  колледжа, необходимо обозначить средства оценивания, которые должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности выпускника, что предполагает демонстрацию компетенций или их применение в конкретной ситуации:

1. Теоретические задания для самостоятельной работы студентов: подготовка сообщений, докладов, рефератов, статей.

2. Проектная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность, творческая деятельность.

3. Учебная и производственная практика.

4. Экзамен.  Итоговый квалификационный экзамен необходимо проводить на основе интегрированных задач профессиональной направленности.

Об эффективности представленного опыта говорят высокие результаты квалификационных экзаменов по профессиональному модулю.


ПМ01 Обработка отраслевой информации

ПМ02 Разработка, внедрение и адаптация ПО отраслевой направленности

ПМ03 Сопровождение и продвижение ПО отраслевой направленности

Качество

Успешность

Качество

Успешность

Качество

Успешность

2012-2016 уч. годы

81

100

60

95

73

95

2013-2017 уч. годы

96

100

85

100

89

100



Студенты стабильно успешно проходят производственную и преддипломную практику.


ПМ01 Обработка отраслевой информации

ПМ02 Разработка, внедрение и адаптация ПО отраслевой направленности

ПМ03 Сопровождение и продвижение ПО отраслевой направленности

Преддипломная практика

Качество

Успешность

Качество

Успешность

Качество

Успешность

Качество

Успешность

2012-2016 уч. годы

95

100

95

100

100

100

95

95

2013-2017 уч. годы

95

100

86

100

86

100

86

100



Итогом обучения в колледже является написание выпускной квалификационной работы студентом. Темы ВКР разнообразны, имеют практико-ориентированный характер. Студенты показывают хорошие результаты при написании и защите ВКР под моим руководством.


Кол-во работ

Выпускная квалификационная работа

Качество

Успешность

2012-2016 уч. годы

5

80

100

2013-2017 уч. годы

5

100

100






Библиографический список


  1. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С.М. Вишнякова. – М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

  2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А.Зимняя – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.

  3. Канаева, Т.А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий / Т.А. Канаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 12(20). С. 3-6. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sisp.nkras.ru

  4. Митрошин, П.А. Методы оценки компетенций студентов в рамках систем дистанционного обучения [Текст] / П.А. Митрошин // Информатика и образование. – 2012 - №2. – С. 24-28.

  5. Михеев, В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика [Текст]: учебник для вузов / В.А. Михеев. – М. : Экзамен, 2007. – 448 с.

  6. Солянкина, Л.Е. Проектирование и реализация модели развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде [Текст] / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1. – С. 42-46.

  7. Скамницкий, А.А. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании [Текст] / А.А. Скамницкий. – М. : Просвещение, 2006. – 247 с.

  8. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Яснив. – М. : Смысл, 2001. – 365 с.



Приложение 1.

ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П.Выучейского»


Экзамен квалификационный по

ПМ.02. РАЗРАБОТКА, ВНЕДРЕНИЕ И АДАПТАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


Специальность «прикладная информатика»


Экзаменационный билет № 11



Задание 1. Изобразить диаграмму прецедентов для следующего процесса автоматизируемой предметной области: Клиент оформляет заказ на работу транспортного средства, заказчик подает заказ на предприятие, занимающееся предоставлением данного вида услуг. Выделить актеров, список прецедентов, для одного прецедента перечислить список элементарных операций.

Время выполнения: 20 минут

Задание 2. Спроектировать базу данных для информационной системы проектной организации «Подснежник». Проектная организация «Подснежник» представлена следующими категориями сотрудников: конструкторы, инженеры, техники, лаборанты, прочий обслуживающий персонал. Сотрудники разделены на отделы так, что каждый сотрудник числится только в одном отделе. Организация «Подснежник» заключает договоры с заказчиками. Заказчик характеризуется названием, ИНН и тому подобнее. В рамках договоров выполняются различного рода проекты. Причем по одному договору может выполняться более одного проекта и один проект может выполняться для нескольких договоров. Любой проект имеет стоимость.

Время выполнения: 45 минут

Задание 3. Установить и сконфигурировать офисный пакет MS Office 2007. Настроить конвертирование из формата doc в pdf.

Время выполнения: 15 минут


Преподаватели Панова Н.А.

Жданов Г.Г.




Приложение 2.

Департамент образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа

ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И. П. Выучейского»


Аттестационный лист


ФИО студента – __________________________________________________________________

Специальность, группа – 09.05.02 «Прикладная информатика (по отраслям)»,

Курс, группа – 2 курс, 221 группа

ПМ.01. Обработка отраслевой информации

Вид практики – производственная

Сроки практики – 08.06.2017 – 28.06.2017 (3 недели)

Цель практики – освоение вида профессиональной деятельности «Обработка отраслевой информации»

Форма контроля – дифференцированный зачет

База практики – ___________________________________________________________________



Результаты освоения практики

Освоил в полном объеме

2

Освоил в неполном объеме

1

Не освоил

0


Общие и профессиональные компетенции

Виды работ

Степень освоения

ПК 1.1. Обрабатывать статический информационный контент.

  • работать в графическом редакторе;

  • работать с пакетами прикладных программ верстки текстов;

  • осуществлять подготовку оригинал-макетов;

  • работать с программами подготовки презентаций;

  • работать с прикладным программным обеспечением обработки экономической информации

2

1

0

ПК 1.3. Осуществлять подготовку оборудования к работе.

  • инсталлировать и работать со специализированным прикладным программным обеспечением; выбирать оборудования для решения поставленной задачи;

  • устанавливать и конфигурировать прикладное программное обеспечение;

  • устанавливать и конфигурировать системное программное обеспечение

2

1

0

ПК 1.4. Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки информационного контента.

  • технических и программных средств;

  • осуществлять техническое обслуживание оборудования на уровне пользователя;

  • осуществлять испытание отраслевого оборудования;

  • коммутировать аппаратные комплексы отраслевой направленности

2

1

0

ПК 1.5. Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивать их правильную эксплуатацию.

  • осуществлять пусконаладочные работы отраслевого оборудования;

  • устранять мелкие неисправности в работе оборудования;

  • осуществлять мониторинг рабочих параметров оборудования;

  • диагностировать неисправности оборудования с помощью

2

1

0


ИТОГО:



Студент понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес (да / нет).

В состоянии организовать собственную деятельность, выбрать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценить их эффективность и качество (да / нет).

Может предложить эффективные решения в стандартных и нестандартных ситуациях и принять за них полную ответственность (да / нет).

Осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (да / нет).

Уверенно работает в коллективе и в команде, эффективно общается с коллегами, руководством, потребителями (да / нет).

Берёт на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий (да / нет).

Самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации (да / нет).

Ориентируется в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (да / нет).





Оценка выставляется, исходя из количества набранных баллов:

8 баллов – 5 (отлично)

6-7 баллов – 4 (хорошо)

4-5 баллов – 3 (удовлетворительно)

менее 3 баллов – 2 (неудовлетворительно)


Оценка за практику _________________________________




Подпись руководителя практики - __________________________________(расшифровка подписи)



Дата _________________

М.П. Руководители практики от колледжа:

Панова Надежда Александровна (8-911-563-62-46)

Жданов Григорий Геннадьевич (8-911-871-84-67)

Приложение 4



Индивидуальное задание на производственную практику
для студентов 221 группы



Выполнить видеопрезентацию к итоговой конференции по производственной практике.

С содержательной стороны видеопрезентация должна раскрывать следующие стороны практики: место прохождения практики, ФИО руководителя с базы практики, основные виды работ, ваши достижения на базе практики, трудности, с которыми Вы столкнулись на практике.

Цель видеопрезентации с содержательной точки зрения: в краткой и доходчивой форме продемонстрировать участникам конференции характер работ, выполненных на базе практики, и показать результаты.

С формальной стороны видеопрезентация должна выглядеть как файл, закодированный видеокодеком H.264 и аудиокодеком MPEG-1/2/2.5 Layer 3. Видеоконтейнер MPEG-4 Part 14. Длительность видеоролика должна быть в пределах от 3-х до 5-ти минут. Размер кадра: 1280x720 px.

При создании видеопрезентации приветствуется использование таких программ как Adobe Premiere, Adobe After Effects, Blender, Adobe Photoshop, GIMP.

Цель видеопрезентации с формальной точки зрения: продемонстрировать уровень владения технологиями обработки растровых изображений, технологиями обработки мультимедийных данных, а также технологиями работы с трехмерными образами.



Приложение 5


ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

по ПМ.03. Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности

Специальность: 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

(базовой подготовки)

3 курс, 321 группа


Цель практики: освоения основного вида профессиональной деятельности «Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности»


Форма контроля: дифференцированный зачет


База практики:

Производственная практика по профессиональному модулю проводится в государственных, негосударственных и муниципальных учреждениях, организациях и на предприятиях, имеющих отделы информатизации.

Сроки практики 15.06.2015 – 05.07.2015 (3 недели)

Темы заданий практики

  1. «Сведения об организации». Дать краткую характеристику предприятия.

  2. «Обследование деятельности предприятия». Выполнить анализ и оформление результатов обследования деятельности предприятия (по итогам проведения обследования в отчете отражается информация о предприятии: история развития, нормативно-правовая база деятельности, организационная схема, миссия, цели и задачи отделов и служб, контактная информация).

  3. «Анализ уровня автоматизации». Проанализировать существующий уровень автоматизации:

  1. Выполнить анализ используемого в организации программного обеспечения (изучаемого и не изучаемого в рамках профессионального модуля). Отчет должен содержать не менее пяти листов на каждый программный продукт.

  1. Название, область применения, системные требования,

  2. Описание компонентов (модулей) программного обеспечения, используемых на предприятии.

  3. Описание используемого языка программирования, реализующего и обслуживающего данное программное обеспечение.

  4. Виды, группы, функции конечных пользователей, работающих с данным программным обеспечением. Например: бухгалтер, кассир, и т.д.

  5. Порядок установки и первоначальной настройки.

  6. Пример использования.

  1. Выполнить анализ автоматизированного рабочего места участника бизнес-процесса организации (метод наблюдения и анализа нормативно-правовых документов, например должностной инструкции, технологической карты):

  1. Описать бизнес-процесс.

  2. Описать автоматизированное рабочее место.

  3. Построить организационную диаграмму.

  4. Построить диаграмму прецедентов (изучить программу Microsoft Visio и с ее помощью создать диаграмму прецедентов).

  5. Построить диаграмму действий.

  1. Выполнить анализ веб-сайта данной организации (или организации с аналогичным видом деятельности при отсутствии сайта у данной организации):

  1. Регистрационные данные (хостинг, тариф, возможности личного кабинета хостинг-провайдера).

  2. Профилактические работы (обновление движка, материалов, антивирусная проверка, резервное копирование).

  3. Используемые веб-технологии.

  4. Шаблон (количество позиций, технические характеристики, документация о настройке).

  5. Информационная структура (карта).

  1. «Потребности предприятия по внедрению программного обеспечения». Определить потребности организации в дальнейшей разработке, внедрении или адаптации программного обеспечения отраслевой направленности.

  2. «Разработка рекомендаций». По итогам анализа потребностей организации предложить вариант решения выявленной проблемы. В отчете отразить возможные варианты ее решения, описать выбранный сценарий (алгоритм) решения проблемы и обосновать сделанный выбор.


Требования к ведению дневника:

  • Дневник сдается руководителю практики образовательного учреждения.

  • Записи в дневнике должны вестись ежедневно и содержать краткий перечень работ, выполненных за день.

  • По окончании практики дневник заверяется подписью руководителя практики на предприятии.


Требования к отчету:

  • объем не менее 20 страниц машинописного текста, включая схемы, таблицы, графики, рисунки, чертежи и т.д.;

  • в отчете должны быть отражены следующие вопросы:

  • Сведения об организации.

  • Обследование деятельности предприятия».

  • Анализ уровня автоматизации»:

      • Выполнить анализ используемого в организации программного обеспечения

      • Выполнить анализ автоматизированного рабочего места участника бизнес-процесса организации

      • Выполнить анализ веб-сайта данной организации

  • Потребности предприятия по внедрению программного обеспечения.

  • Разработка рекомендаций.

  • К отчету должна быть приложена презентация, отражающая анализ уровня автоматизации предприятия (анализ программного продукта, анализ сайта, анализ рабочего места участника бизнес-процесса).


Отчётность по практике:

    • аттестационный лист на студента, в котором указана итоговая оценка за практику (с подписью руководителя практики и печатью);

    • договор с предприятием, учреждением об организации практики;

    • отчёт, составленный практикантом, где анализируется вся работа, выполненная на практике;

    • дневник, где отражается перечень работ, выполненных на предприятии;


Сроки сдачи пакета документов: 1 сентября 2015 года

Итоговая оценка по практике выставляется руководителями практики от образовательного учреждения на основании предоставленных документов и результатам конференции. Оценка может быть снижена при несвоевременной сдаче полного пакета документов по практике. Итоговая оценка озвучивается на итоговой конференции по практике.



Приложение 6.

Практическая работа

«Слияние документов. Распечатка бланков Word с данными из Excel».


Предположим, что у нас имеется вот такая таблица Excel:

В ней хранится информация о ключевых клиентах нашей компании (адреса, имена и т.д.), которых мы хотим поздравить с очередным праздником с помощью вот такого поздравительного письма в Word:

Уважаемый Иван Иванович!

Поздравляем Вас с наступающим Новым Годом, желаем Вам исполнения всех планов и счастья, а Вашей компании «Тур-НАО» - процветания!


Мы, в свою очередь, рады сообщить, что наша компания теперь имеет возможность предоставлять своим клиентам скидки 10%.


С уважением,

генеральный директор Романчук М.А.



Задача состоит в том, чтобы автоматически создать на каждого отдельное письмо, куда будут подставлены ФИО и название компании клиента, с тем чтобы потом эти письма вывести на печать. В терминах Microsoft Office такая процедура называется Слиянием (Mail Merge).


Шаг 1. Подготовка списка клиентов в Excel

Таблица со списком клиентов должна удовлетворять нескольким простым условиям:

  • шапка таблицы должна быть простой - одна строка с уникальными названиями столбцов (без повторений и пустых ячеек)

  • в таблице не должно быть объединенных ячеек

  • в таблице не должно быть пустых строк или столбцов (отдельные пустые ячейки допускаются)

  • т.к. Excel и Word не смогу сами определить пол клиента по имени, то имеет смысл сделать отдельный столбец с обращением (господин, госпожа и т.п.) или с родовым окончанием (-ый или -ая) для обращения "Уважаемый(ая)..."

Шаг 2. Подготовка шаблона письма в Word

Уважаем!

Поздравляем Вас с наступающим Новым Годом, желаем Вам исполнения всех планов и счастья, а Вашей компании «» - процветания!

Мы, в свою очередь, рады сообщить, что наша компания теперь имеет возможность предоставлять своим клиентам скидки 10%.


С уважением,

генеральный директор Романчук М.А.



Здесь все проще - нужен обычный документ Word с оставленными в нем пустыми местами для вставки полей из списка Excel.


Шаг 3. Слияние


Открываем шаблон письма в Word и запускаем пошаговый Мастер Слияния на вкладке Рассылки (Mailings) кнопкой Начать слияние (Start Mail Merge) – Пошаговый мастер слияния (Step-by-Step Merge Wizard):

В Word 2003 и старше эта команда была доступна в меню Сервис - Письма и рассылки - Мастер слияния (Tools - Letters and Mailings - Mail Merge).


Далее следует процесс из 6 этапов (переключение между ними - с помощью кнопок Вперед (Next) и Назад (Back) в правом нижнем углу в области задач).


Этап 1. Выбор типа документа.


На этом шаге пользователь должен выбрать тип тех документов, которые он хочет получить на выходе после слияния. Наш вариант - Письма (Letters).


Этап 2. Выбор документа


На этом шаге необходимо определить, какой документ будет являться основой (заготовкой) для всех будущих однотипных сообщений. Мы выбираем - Текущий документ (Current document).

Этап 3. Выбор получателей


На этом шаге мы подключаем список клиентов в Excel к документу Word. Выбираем Использование списка и жмем на Обзор (Browse), после чего в диалоговом окне открытия файла указываем место, где лежит наш файл со списком клиентов. После выбора источника данных, Word позволяет провести фильтрацию, сортировку и ручной отбор записей при помощи окна Получатели слияния:

Этап 4. Создание письма

На этом этапе пользователь должен указать – куда именно в документ должны попасть данные из подключенного списка. Для этого необходимо установить курсор в точку вставки в письме и использовать ссылку Другие элементы - она выводит полный набор всех полей списка, из которого мы и выбираем нужное поле для вставки:


В итоге, после вставки всех полей слияния у нас должно получиться нечто похожее:


Уважаемый Петр Иванович!

Поздравляем Вас с наступающим Новым Годом, желаем Вам исполнения всех планов и счастья, а Вашей компании «Тур НАО» - процветания!

Мы, в свою очередь, рады сообщить, что наша компания теперь имеет возможность предоставлять своим клиентам скидки 10%.


С уважением,

генеральный директор Романчук М.А.


Этап 5. Просмотр писем

На этом этапе пользователь уже может предварительно просмотреть результаты слияния, используя кнопки со стрелками. При необходимости, также, можно исключить любого получателя из набора.


Этап 6. Завершение слияния


Нажатие ссылки Печать приведет к немедленной отправке всех результатов слияния на принтер без вывода на экран.


Если необходимо сохранить созданные в результате слияния документы для дальнейшего использования или требуется внести ручную правку в некоторые из документов, то лучше использовать ссылку Изменить часть писем (Edit individual letters), которая выведет результаты слияния в отдельный файл.


Получившийся документ можно отправить на печать или отредактировать-сохранить по желанию для похожих рассылок в будущем.



Приложение 7

Информационная карта проекта «Живая книга ненецкого языка»

Полное название проекта

Живая книга ненецкого языка

Цель проекта

Популяризация устного народного творчества ненецкого народа

Адресат проектной деятельности

Школьники, студенты, жители Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов

Краткое содержание проекта

Хранящиеся в окружной библиотеке рукописные материалы собирательницы ненецкого фольклора в 60-х годах XX в. Бобриковой Л.Ф. систематизированы и переведены сотрудниками отдела Севера в электронный формат на русском и ненецком языках. По материалам творческая группа колледжа сняла сказки на ненецком языке с одновременным подстрочным переводом на русский язык.

Ожидаемый результат

  • Систематизация рукописных материалов собирательницы ненецкого фольклора Бобриковой Л.Ф и перевод в электронный формат на русском и ненецком языках.

  • Развитие интереса к самобытной культуре ненцев через знакомство с фольклором

  • Повышение интереса к изучению ненецкого языка.

  • Расширение аудитории, изучающей ненецкий язык.

Авторы проекта

Назарова Галина Алексеевна, директор ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И. П. Выучейского»

Члены творческой группы проекта

Панова Н.А., преподаватель ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И. П. Выучейского»

Ивакилева З.С., заведующая отделом Севера ГБУК НАО «Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова»

Талеева Н.Н, библиотекарь отдела Севера ГБУК НАО «Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова»

Выучейский И.В, студент 4 курса ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И. П. Выучейского»

Осташев А.А, студент 4 курса ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И. П. Выучейского»

Почтовый адрес членов творческой группы

166000 г. Нарьян-Мар Ненецкий автономный округ ул. Выучейского д. 25

ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И. П. Выучейского» 8(81853) 420-68

[email protected]


166000 г. Нарьян-Мар Ненецкий автономный округ ул. Победы д.8

ГБУК НАО «Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова»

Сроки проведения проекта

ноябрь 2015г. – июнь 2017г.

Имеющийся опыт реализации проекта

Использование видеофильмов на уроках ненецкого языка и во внеурочной деятельности в ГБОУ НАО «СШ п. Индига», ГБОУ НАО «СОШ п. Каратайка»

Финансовое обеспечение проекта

Подготовка и реализация проекта в рамках НРК колледжа и учебно-исследовательской деятельности студентов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!