СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование профессиональной компетентности студентов по профессиям СПО с учётом требований стандартов WorldSkills».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время возрождение профессионального образования в нашей  стране возведено в ранг задачи государственной важности, от  грамотного решения которой зависит будущее промышленности и экономики России. 

Просмотр содержимого документа
««Формирование профессиональной компетентности студентов по профессиям СПО с учётом требований стандартов WorldSkills».»

Аннотация к опыту работы

«Формирование профессиональной компетентности студентов по профессиям СПО с учётом требований стандартов WorldSkills».


В последнее время возрождение профессионального образования в нашей стране возведено в ранг задачи государственной важности, от грамотного решения которой зависит будущее промышленности и экономики России. Реализация интегрированных программ, разработанных с учетом требований ФГОС СПО, профстандартов РФ и стандартов WorldSkills позволит повысить престиж профессий, расширить спектр образовательных услуг, повысить социальную защищенность и конкурентоспособность выпускников колледжа с учетом передового международного опыта и интересов работодателей. Анализ ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг позволяет сделать вывод, что существует потребность в интегрированных образовательных программах, которые позволяют получить рабочую профессию и повысить уровень профессиональных компетенций до уровня высококвалифицированного специалиста, востребованного как в России, так и в других индустриально-развитых странах.

Существенные недостатки в профессиональной подготовке и формировании технологической культуры студентов приводят к тому, что они больше подготовлены как «теоретические» специалисты, но на практике востребованы выпускники, которые могут «думать» руками быстро и качественно! Именно такие работники в условиях рыночной экономики, интенсификации закона перемены труда быстрее адаптируются в окружающем мире, смогут углубить специализированные знания и умения по выбранной профессии, специальности, довести профессиональную компетентность до уровня международных стандартов.

Формирование профессиональной компетентности по профессии 08.01.14 «Монтажник санитарно-технических и вентиляционных систем и оборудования» с учётом требований стандартов WorldSkills реализуется по данному направлению с 2014 года, в ходе проведения занятий учебной практики с использованием следующих педагогических технологий:

-технология применения документации письменного инструктирования;

- технологии применения активных методов обучения;

- технология критического мышления.

Технология применения документации письменного инструктирования - специальные письменные учебные инструкции, в которых даются необходимые пояснения о порядке, структуре, правилах, критериях успешности выполняемых упражнении. В практике производственного обучения в учебных мастерских характерны такие виды письменного инструктирования обучающихся:

  • инструкционные карты — применяются при освоении и отработке трудовых приемов, способов, операций, видов работ;

  • инструкционно -технологические и технологические карты — применяются при освоении трудовых процессов, при выполнении учебно-производственных работ комплексного характера. Инструкционно - технологические и технологические карты являются фактически технологической документацией, применяемой на предприятиях соответствующих профилей, приспособленной для учебных целей.

 Как инструкционно - технологические, так и технологические карты раскрывают наиболее целесообразную последовательность выполнения технологических операций и переходов, техническое оснащение (оборудование, инструментарий, приспособления и т.п.), наиболее рациональные режим и параметры, контрольно-проверочные операции, технические требования. Информация в инструкционно - технологических и технологических картах, как и в инструкционных, представляется двух видов: словесная — раскрытие технологической последовательности выполнения работы, инструктивные указания и пояснения, а также графическая — эскизы обработки, схемы, графики и т.п. С учетом стандартов WS инструкционно - технологические и технологические карты  могут быть заменены на техническое описание. Техническое описание - это документ, определяющий название профессии (компетенции), последовательность проведения соревновательной части, критерии оценки конкурсных работ участников, требования к профессиональным навыкам участников, умениям и навыкам, общий состав оборудования, компоненты, оснастку, основное и дополнительное оборудование, требования по нормам охраны труда и технике безопасности, разрешенные и запрещенные к использованию материалы и оборудование. Техническое описание состоит из документов:

  1. проект,

  2. управление компетенцией,

  3. оценка,

  4. особые требования по безопасности,

  5. материалы и оборудование.

Технология применения активных методов обучения. Применительно к занятиям учебной практики активными методами являются эвристическая беседа и проблемное обучение. Эвристическая беседа — это вопросно-ответная форма (метод) работы мастера с учащимися. Сущность эвристической беседы состоит в том, что мастер путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит учащихся к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых фактов, явлений, процессов, правил и т.п. Применение активных методов в учебном процессе способствует формированию у учащихся продуктивного, творческого мышления. Проблемная ситуация — это непременное условие, своеобразный пусковой механизм такого мышления. На этой основе строится технология проблемного обучения, сущность которого в столкновении учащихся с учебными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей». Проблемную ситуацию можно создать, поставив учащихся перед необходимостью выбрать правильное решение из ряда возможных, известных им. В процессе обучения проблемные ситуации можно создать, поставив учащихся в условия, требующие практического использования имеющихся у них знаний и умений в новых непривычных условиях, что не только повышает мобильность их мышления, но зачастую служит средством приобретения новых знаний и умений.

Технология развития критического мышления ставит перед собой такую цель как развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Основная идея — создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.   
Первоочередной задачей является изменение содержания обучения и корректировка УМК: внедрение в рабочие программы междисциплинарных курсов дополнительных тем, расширение профессионального модуля дополнительными профессиональными компетенциями, выделение учебных часов на проведение внутригруппового конкурса профессионального мастерства в соответствии с требованиями стандартов WS. Работа в данном направлении предусматривает тесное взаимодействие с социальными партнерами по подготовке обучающихся к чемпионатам WSR, приглашение в качестве экспертов работодателей на внутриколледжные соревнования, развитие сотрудничества с образовательными учреждениями других регионов.

Формирование профессиональной компетентности студентов с учётом требований стандартов по профессии WorldSkillsInternational «Кондиционирование и отопление» «15 Plumding and Heating» в рамках освоения ОПОП ППКРС по профессии СПО 08.01.14 «Монтажник санитарно-технических и вентиляционных систем и оборудования» я применяю третий год. И с каждым учебным годом крепнет уверенность в том, что интеграция профстандартов РФ и международных стандартов WorldSkils в программы подготовки квалифицированных рабочих позволяет совершенствовать уровень профессионального мастерства учащихся, повысить учебно-профессиональную мотивацию и мотивацию достижения успеха, выявить и подготовить наиболее подготовленных студентов для участия в соревнованиях WSR. У обучающихся изменилось отношение к учению. Они стали воспринимать учебный процесс не как обременительную и скучную обязанность, а как возможность получить рабочую профессию и повысить уровень профессиональных компетенций до уровня высококвалифицированного специалиста.

Это подтверждают результаты ГИА в 2015- 2016 учебном году, проводившиеся с учетом стандартов WS:

Учебный год

Кол-во обучающихся

Пониженный разряд

Базовый разряд

Повышенный разряд

2012-2013

17

2

10

5

2015-2016

19

0

11

8

Неотъемлемой частью развития личности человека является формирование мотивации и ценностных ориентаций. Развитие мотивации достижения успеха способствует формированию у студентов целостной системы знаний о себе как о будущем специалисте; активизирует стремление к саморазвитию, совершенствованию в профессиональной деятельности, повышению уровня позитивного само- отношения. Применение стандартов WS служит залогом успеха формирования профессиональных компетенций обучающихся и повышения мотивации достижения успеха.


Сравнительные показатели результативности работы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!