СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. 

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в образовательных учреждениях, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Предварительно изучив инновационные методиы методической работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с педагогами.

Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»

"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

Автор: методист Н.А. Камышева


Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ". Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Педагог 21 века - это:

  • гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

  • умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

  • умеющий организовать рефлексивную деятельность;

  • обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно - заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с педагогами. (см. Приложения)

Инновационные направления методической работы

маркетинговое: изучение спроса педагогов

информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в МОУ;

социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры;

научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу МОУ

психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов

управленческое: повышение компетентности педколлектива

Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия. Используемые мной диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями , создаются условия для работы с научно-педагогической информацией, как в методическом кабинете, так и в Интернете.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного и воспитательного процесса), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ПУ.

Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.

Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Условия профессионального роста:

  • Самообразовательная работа над рефератом по теме.

  • Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

  • Обзор в Интернете информации по теме.

  • Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.

  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

  • Изучение информационно-компьютерных технологий.

  • Общение с коллегами в ОУ, городе, крае и в Интернете.

  • Участие в конкурсах в Интернете.

  • Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.


Получение новой информации помогает нашим педагогам решать новые задачи, или с большим успехом справляться с текущими проблемами и задачами. В нашем образовательном учреждении педагоги занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. Сформировать данные умения у педагогов нам помогает созданная ПУ "Школа педагогического мастерства", целью которой является: Повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:

- стажировка у опытного коллеги;

- лекции по заявкам педагогов;

- тренинги;

- практикумы;

Направления деятельности "Школы педагогического мастерства": формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и т.п.

Формы самообразования педагогов

  • индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня

  • коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ОУ.

Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование, обеспечивается активная деятельность обучаемых.

Результативность:

Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

"Школа молодого педагога" поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с учащимися.

При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Алгоритм работы над темой самообразования

  • Подбор темы

  • Определение целей и задач

  • Дата начала работы над темой

  • Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой

  • Подбор источников самообразования

  • Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне


Алгоритм составления плана по самообразованию

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы

  • цели

  • задачи

  • предполагаемый результат

  • этапы работы

  • сроки выполнения каждого этапа

  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

  • способ демонстрации результата проделанной работы

  • форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Анкета № 2

Уважаемые педагоги!

Какие формы представления результатов самообразования для вас более приемлемы?

  • Доклад

  • Защита исследовательской работы

  • Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения

  • Брошюра,

  • листовка,

  • буклет

  • Открытое занятие

  • Проведение семинара

  • Обучения коллег новым методикам

  • Практикум (тренинг)

  • Лекция


Диагностика проблем педагога

1. При проведении, каких видов занятий вы испытываете трудности?  

  • Постановка целей и задач учебного занятия, урока

  • Составление контрольных, самостоятельных и проверочных работ

  • Организация практической работы

  • Проектирование индивидуальной работы с учащимися

  • Другое _______________________________________

2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?

  • материальные условия

  • большое количество учащихся в группе

  • отсутствие единых требований к учащимся со стороны ИПР и родителей

  • недостаточная методическая помощь со стороны руководства

  • недостаток педагогического опыта

  • нехватка методической литературы

  • другое _____________________________

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, учащимися, руководством?

  • Да

  • Нет

  • Не знаю

4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся?

  • на уроках

  • внеурочной деятельности

5. Оцените, пожалуйста, по 10-бальной системе, в какой степени у вас сформированы гностические умения:

  • знание особенностей психического развития подростков, юношей, девушек и умение его изучать

  • умение видеть и понимать мотивы поведения учащихся

  • умение изучать и развивать способности обучающихся

  • умение диагностировать и развивать волевое развитие учащихся

  • умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение

  • умение анализировать опыт других педагогов с целью перенесения в собственную педагогическую деятельность

6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время? _____________________________________________________________

7. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

  • в прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам

  • в методических консультациях по отдельным разделам

  • в посещении, просмотре открытых занятий у опытных мастеров, преподавателей

  • в знакомстве с передовым педагогическим опытом

Диагностика

«Показатели профессионального роста педагогов»

  1. Активное творческое начало педагогов;

  2. Стремление педагога к повышению уровня квалификации;

  3. Потребность педагога в изучении методической литературы в процессе обобщения идей инновационного опыта;

  4. Готовность педагога разработать тему по самообразованию до конечного результата, т. е. до авторской разработки.

5. Стремление педагога делиться опытом на педсоветах, семинарах, конференциях по развитию инновационного процесса.










Карта самообразования педагога

Фамилия, имя, отчество педагога _______________________________________

_____________________________________________________________________

По каким направлениям, темам хотел (а) бы повысить квалификацию

_____________________________________________________________________

Название темы________________________________________________________

Когда, где и по какой теме самообразования Вы работали ранее?


Место

Название темы

Форма представления результата работы над темой



*Доклад

*Защита исследовательской работы

*Брошюра

*Листовка

* Буклет

*Проведение семинара

*Обучения коллег новым методикам

*Практикум

*Лекция

*Открытый урок

* другое


Карта

оценки уровня профессионального мастерства педагогов


Вопросы для изучения


Да

Нет

Частично

Итог наблюдения

1

Использование педагогами современных программ, авторских программ





2

Использование педагогами современных технологий




3

Использование педагогами разнообразных форм работы с учащимися на уроках и внеурочной деятельности




4

Участие педагогов в методической работе ПУ




5

Участие педагогов в открытых мероприятиях








План самообразования педагога


Учебный год

Содержание обучения, тема самообразования

Форма представления результата


2011 – 2012









2012 – 2013









2013 – 2014









Дата заполнения «____» ___________________ 20 ____ год




Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования учащихся, анализа работы и др. ту, которая является для Вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе


Подбор литературы:

  • Просмотрите обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

  • Включите современные взгляды на проблему

  • Используйте опыт работы педагогов других ОУ

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов

  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий

  1. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с учащимися.

Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»


  1. Этап – подготовка доклада, выступления.

  1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.

  2. Формулировка основных вопросов доклада, выступления.

  3. Составление развернутого плана выступления.

  4. Просмотр и чтение специальной литературы.

Подбор и систематизация наглядных материалов.

Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег.

Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

  1. Распределение материала по вопросам.

  2. Письменное изложение полного текста выступления.


  1. Этап – работа с подготовленным материалом


  1. Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.

  2. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).

  3. «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).


  1. Этап – подготовка к выступлению


  1. Перед тем как включиться в работу, настройтесь: дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.

  2. Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.












Памятка к исследовательской работе педагога
  1. Формулирование темы:

  1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

    Изучаемый процесс

    Предмет исследования

    Условия

    Изучение

    Исследование

    Развитие

    Формирование

    Становление

    Воспитание

    Анализ

    Разработка

    Организация

    Влияние и т.п.

    Познавательные способности

    Познавательная активность

    Умения что-то делать

    Личностные качества

    Любознательность

    Самостоятельность

    Наблюдательность

    и т.п.

    На уроках, занятиях

    В процессе изучения чего-либо

    В процессе знакомства с чем – либо

    В творческой деятельности

    и т.п.


  2. Формулировка темы по схемам:

  • ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО
  • ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО
  • Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО

Например:

«Деловая игра как средство развития коммуникативных компетенций учащихся»

«Самостоятельная работа как средство развития творческих способностей»

«Использование проектной деятельности как средство формирования познавательных способностей у учащихся»

  1. Определение актуальности и новизны исследования

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения и воспитания учащихся?

Актуальность заключается в объяснении теоретической и практической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

  1. Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например: тема «Деловые игры как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся»

Цель: Показать роль и значение деловых игр в формировании коммуникативных компетенций .

  1. Формулирование задач исследования.

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?






Схема формулирования задач


Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!