СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование развивающей педагогической среды в системе дополнительного образования. Аспект профильного обучения.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Юрьева Татьяна Сергеевна, педагог дополнительного образования, МОУДОД ДДТ Советского района г. Воронежа.

               

 

Формирование развивающей педагогической среды в системе дополнительного образования. Аспект профильного обучения.

Из опыта работы педагога дополнительного образования Юрьевой Т.С., руководителя д/о школа-студия «Ди-джей  тинс», Дома детского творчества Советского района.

 

        Человек социален по своей природе. В наше время, наверное, уже никому не надо доказывать, что личностью он становится только в активном взаимодействии с окружающей средой. И задача педагогов – организовать такие связи ученика и окружающей среды, которые оптимально влияют на его индивидуальное развитие, т.е. преобразование среды социальной в среду педагогическую. Формирование педагогической среды является  одним из основных способов косвенного, ненасильственного, влияния на личность, создает условия для развития свободной, творческой, самостоятельной личности как субъекта своей деятельности и своих отношений в процессе воспитания. Развитие такой личности востребовано современным обществом.

          И поэтому главная направленность нашей работы – создание такой среды, которая обеспечивает каждому ребёнку психологический комфорт, оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень, профессиональную направленность.

          Основными характеристиками педагогической среды являются:

* гуманная направленность, обращенность к человеку, к его индивидуальным особенностям и запросам;

* создание условий для развития активности обучающихся:

* отказ от критики, обеспечение свободы мнений, уважение различных жизненных позиций, отсутствие мер порицания, создание в обучении ситуации успеха;

* создание учебных личностно-значимых ситуаций, которые способствуют успешной реализации детьми их творческого потенциала;

* учет конкретных жизненных обстоятельств, личных проблем; определенная свобода при выборе параметров обучения; наличие задач, требующих совместной деятельности.

            С целью обобщения и развития опыта работы по организации воспитательной среды в Доме детского творчества был подготовлен и проведен цикл семинаров-практикумов в рамках спецкурса по теме «Педагогическая среда как фактор развития личности ребенка», где особый интерес, на наш взгляд, представляли технологические приемы создания такой среды на учебном занятии, были показаны некоторые нетрадиционные и инновационные  приемы и методы, с помощью которых на каждом этапе учебного занятия могли максимально ее обогатить. 

           Данные технологические приёмы и методы активно используются в нашем объединении. И задачей педагога стала адаптация технологии с целью создания максимально комфортной, развивающей педагогической среды  в аспекте профилизации обучения. Тем боле, что наше объединение относится к отделу профессионального самоопределения и трудового воспитания и задача профильного обучения является доминирующей.

            Готовясь к занятию, приходя на урок, общаясь с подростками, педагог обязан осознавать, что именно он является носителем профессии, которую выбрали дети, придя в данное объединение. И поэтому сегодня нам хотелось бы поделиться своим опытом работы в данном направлении.

            Говоря о технологии, мы подразумеваем определённый алгоритм проведения занятия.

1 этап – подготовка педагога к занятию. Это очень важный этап, потому что здесь закладываются, проектируются будущие отношения: педагог-ученик; ученик – ученик; на основе той деятельности и общения, которые мы предлагаем детям на занятии.

Что здесь работает на создание педагогической среды?

Формирование у детей чувства нетерпеливого ожидания встречи с новыми людьми: педагогом, своими сверстниками; с новой деятельностью на основе интереса. В нашем объединении на это работают неожиданные сюрпризы, подарки, которые становятся у нас традиционными, встречи с бывшими выпускниками. Профессиональными артистами, ведущими, шоу-мэнами. Важно не забывать об индивидуальном подходе. И здесь нами предлагаются вариативные карточки-кляксы с заданиями разной степени сложности для каждого ребёнка индивидуально.

Известно, что ребенок развивается в деятельности и общении. Именно общение со всеми его многообразными нюансами работает на создание педагогической среды.

        На оптимальную педагогическую среду также работает подготовка педагогом своего психофизического аппарата: сосредоточение внимания на предстоящем занятии, собранность, снятие излишнего волнения. Мы используем своеобразный «психологический душ». Например, дыхательную гимнастику: два коротких вдоха носом, четыре выдоха ртом со звуком «с». Применяем аутотренинг, релаксационные упражнения.

        Еще один акцент на формирование педагогической среды до учебного занятия, перед самым его началом. Приветствие детей друг друга и педагога. Его суть привнести в неформальное общение перед началом учебного занятия интересное сообщение для совместного обсуждения. Мы обсуждаем фильмы, просмотренные спектакли, концерты. Здесь уже работает культурологический аспект, что так полезно для развития каждого ребенка и коллектива в целом. Такой прием используется традиционно.

         Как советуют психологи, мы используем игровые приемы. Например игра «Обнимашки» ( аналог игры «Молекулы»), игра «Мигалочки». Для подростков исключительно важен тактильный контакт, и такие игры его предполагают. Что она дает?:

- включает детей в рабочее состояние,

- вырабатывает наблюдательность;

- учит позитивно мыслить;

- развивает коммуникативные навыки;

- сплачивает группу.

Все это создает позитивную ауру учебного занятия.

Переходим непосредственно к самому занятию.

Начало занятия.

Организация педагогом предметно-пространственной среды. Здесь важно все. От наглядного оформления до расположения учебных мест в зависимости от вида предстоящей деятельности.

В нашем объединении наиболее часто используются:

* расположение по кругу – практический показ, специальные упражнения;

* «елочка» - при дискуссии;

* «Большой и малый круг», например, при рефлексии.

Кроме того, в процессе проведения занятия нами используются перемена  пространственных зон.

Приветствие детей.

В нашем объединении здороваются с детьми, как правило, дважды. До начала занятия и по окончании его – со всей группой («Раз, два, три – привет, пока!» – кладём ладонь на ладонь).  Приветствие в формировании среды – это начало начал. И здесь важно развивать «творческость», придумывая каждый раз различные способы приветствия.

* «Коммуникативная атака» - начало вербального общения. Педагог захватывает инициативу, позиционируя себя носителем профессии и, оставаясь инициатором до конца занятия.

Поскольку мы занимаемся искусством театра, эстрады, то и «атака» обязательно должна быть игровой: выход в роли Снегурочки, Клоуна, прочтение стихотворения или басни, если это занятие по сценической речи. Танцевальный фрагмент и т.д. Здесь же мы проводим творческую разминку: игры «Крокодил»,  «профессиональные ассоциации», «Японская машинка», «1 – 10» (на собирание внимания) и др.

Проверка домашнего задания.

 Из опыта нашей работы мы понимаем, что не все учащиеся смогут выполнять домашнее задание. И тем не менее, задания типа «Буриме» (эстрада - рада, вокал - пропал, успех - на всех…), «Сочиняем сказочку» (переделать сказку про Курочку рябу на новый лад) нами активно используются, что позволяет проявить каждому ребёнку свою творческую активность, раскрыть свой потенциал.

Домашнее задание имеет важное значение как способ организации самостоятельной и познавательной деятельности.

При проверке домашнего задания, заботясь о развитии педагогической среды, педагог создает доброжелательную обстановку оценивания. Это предполагает обязательное участие в оценивании каждого ребенка. В нашем опыте: взаимооценка, коллективная оценка, самооценка.

Изучение нового материала.

Изучение нового материала все педагоги начинают с мотивации детей на предстоящую деятельность, увлечения их, показом её личной значимости, полезности, привлекательности. И здесь особенно важно настроить детей на профессию. Преподнести изучаемую тему так, чтобы дети влюбились в это «дело». Это «изюминка», «интрига» занятия. Здесь педагог решает задачу развития у детей внутреннего эмоционального переживания идеи предстоящей деятельности.

Существует множество приемов, которые влияют на создание атмосферы увлеченности совместной познавательной деятельностью. Мы используем приёмы «переходящая корона», «ролевые моделирующие игры» («Судебное заседание», «Планета эстрады» и др.)

Сегодня, в наше непростое время, важно найти адекватные приемы духовно-нравственного обогащения среды, чтобы косвенно влиять как на отдельного ребенка, так и на коллектив в целом. Работая в этом направлении, уже традиционно стало участие наших ребят в фестивале духовной авторской песни «Ковчег», встречи с автором-исполнителем Сергеем Гребенниковым, нравственно-философские беседы, реализация акмеологической программы для старшеклассников «Восхождение» (автор Саприна Е.А.).

 В недрах новаторской педагогики сотрудничества рождаются все новые и новые подходы, направленные на развитие педагогической среды. Наряду с отдельными методами и приемами, этому способствуют проведение: Дней приветствий и пожеланий, Дней сюрпризов, Дней подарков, День клоунов, День учёных, День артиста.

Во время занятий мы предлагаем детям быть соучастниками наших педагогических поисков, учим высказывать свое мнение, например, по поводу того или иного метода, задания, применяемых с целью обогащения педагогической среды, провоцируем совместные дискуссии, даём учащимся возможность отстоять свое мнение.

           Как известно, в личностно-ориентированном обучении взаимодействие педагога и учащихся на любом учебном занятии завершается анализом и рефлексией. И в нашем объединении это также активно используется. Это и промежуточная невербальная рефлексия, рефлексивные листы, переходящая корона, самооценка. Эмоциональная оценка педагогом работы учебной группы. Индивидуальное оценивание – раздача «Оскаров» или «Всем сестрам по серьгам». Рефлексия учащихся. Участие в рефлексии педагога, и в заключение урока – благодарность детям за сотрудничество, радость общения. Это достойный выход из состояния общения с детьми, который влияет на самочувствие каждого и группы в целом.

      Развивая педагогическую среду на своём занятии, в общении с ребятами, мы стремимся, чтобы каждая встреча для каждого из наших учащихся стала настоящим событием, чтобы, погружаясь в профессию, ребёнок мог бы адекватно оценить свои способности, расставить приоритеты в профессиональном отношении. А задача педагога дополнительного образования – влюбить ребёнка в свою профессию, показать социальную значимость и востребованность этой профессии, мотивировать дальнейшее обучение.  Ребенок ждет от нас чего-то нового, необычного, того, чего не находит в школе. И эти надежды должны оправдаться!

 

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Педология подростка, - М.: 1984г.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просв., 1984г.
  3. Козлова Л.П., Суринова Л.Р. Технология обучения в учреждении дополнительного образования. Вор.:2001г.
  4. Беспалько В.П. Слагаемые технологии. М.: 2000г.
  5. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта. М.: 1999г.
  6. Суворова Н.В. Интерактивное обучение: новые подходы. М.:1999г.
  7. Каротаева Е.Н. Учить, общаясь, а не поучая.//Директор школы, 1999г, №5.
  8. Амонашвилли Б.Ш. Партитура урока М.: 2001г.
  9. Сластёнин В.А. Технологизация учебно-педагогического процесса. М.:2001г.
  10. Щуркова Н.Е  Собрание пёстрых дел. М.: новая школа, 1994г.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование развивающей педагогической среды в системе дополнительного образования. Аспект профильного обучения.»

Юрьева Татьяна Сергеевна, педагог дополнительного образования, МОУДОД ДДТ Советского района г. Воронежа.


Формирование развивающей педагогической среды в системе дополнительного образования. Аспект профильного обучения.

Из опыта работы педагога дополнительного образования Юрьевой Т.С., руководителя д/о школа-студия «Ди-джей тинс», Дома детского творчества Советского района.


Человек социален по своей природе. В наше время, наверное, уже никому не надо доказывать, что личностью он становится только в активном взаимодействии с окружающей средой. И задача педагогов – организовать такие связи ученика и окружающей среды, которые оптимально влияют на его индивидуальное развитие, т.е. преобразование среды социальной в среду педагогическую. Формирование педагогической среды является одним из основных способов косвенного, ненасильственного, влияния на личность, создает условия для развития свободной, творческой, самостоятельной личности как субъекта своей деятельности и своих отношений в процессе воспитания. Развитие такой личности востребовано современным обществом.

И поэтому главная направленность нашей работы – создание такой среды, которая обеспечивает каждому ребёнку психологический комфорт, оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень, профессиональную направленность.

Основными характеристиками педагогической среды являются:

* гуманная направленность, обращенность к человеку, к его индивидуальным особенностям и запросам;

* создание условий для развития активности обучающихся:

* отказ от критики, обеспечение свободы мнений, уважение различных жизненных позиций, отсутствие мер порицания, создание в обучении ситуации успеха;

* создание учебных личностно-значимых ситуаций, которые способствуют успешной реализации детьми их творческого потенциала;

* учет конкретных жизненных обстоятельств, личных проблем; определенная свобода при выборе параметров обучения; наличие задач, требующих совместной деятельности.

С целью обобщения и развития опыта работы по организации воспитательной среды в Доме детского творчества был подготовлен и проведен цикл семинаров-практикумов в рамках спецкурса по теме «Педагогическая среда как фактор развития личности ребенка», где особый интерес, на наш взгляд, представляли технологические приемы создания такой среды на учебном занятии, были показаны некоторые нетрадиционные и инновационные приемы и методы, с помощью которых на каждом этапе учебного занятия могли максимально ее обогатить.

Данные технологические приёмы и методы активно используются в нашем объединении. И задачей педагога стала адаптация технологии с целью создания максимально комфортной, развивающей педагогической среды в аспекте профилизации обучения. Тем боле, что наше объединение относится к отделу профессионального самоопределения и трудового воспитания и задача профильного обучения является доминирующей.

Готовясь к занятию, приходя на урок, общаясь с подростками, педагог обязан осознавать, что именно он является носителем профессии, которую выбрали дети, придя в данное объединение. И поэтому сегодня нам хотелось бы поделиться своим опытом работы в данном направлении.

Говоря о технологии, мы подразумеваем определённый алгоритм проведения занятия.

1 этап – подготовка педагога к занятию. Это очень важный этап, потому что здесь закладываются, проектируются будущие отношения: педагог-ученик; ученик – ученик; на основе той деятельности и общения, которые мы предлагаем детям на занятии.

Что здесь работает на создание педагогической среды?

Формирование у детей чувства нетерпеливого ожидания встречи с новыми людьми: педагогом, своими сверстниками; с новой деятельностью на основе интереса. В нашем объединении на это работают неожиданные сюрпризы, подарки, которые становятся у нас традиционными, встречи с бывшими выпускниками. Профессиональными артистами, ведущими, шоу-мэнами. Важно не забывать об индивидуальном подходе. И здесь нами предлагаются вариативные карточки-кляксы с заданиями разной степени сложности для каждого ребёнка индивидуально.

Известно, что ребенок развивается в деятельности и общении. Именно общение со всеми его многообразными нюансами работает на создание педагогической среды.

На оптимальную педагогическую среду также работает подготовка педагогом своего психофизического аппарата: сосредоточение внимания на предстоящем занятии, собранность, снятие излишнего волнения. Мы используем своеобразный «психологический душ». Например, дыхательную гимнастику: два коротких вдоха носом, четыре выдоха ртом со звуком «с». Применяем аутотренинг, релаксационные упражнения.

Еще один акцент на формирование педагогической среды до учебного занятия, перед самым его началом. Приветствие детей друг друга и педагога. Его суть привнести в неформальное общение перед началом учебного занятия интересное сообщение для совместного обсуждения. Мы обсуждаем фильмы, просмотренные спектакли, концерты. Здесь уже работает культурологический аспект, что так полезно для развития каждого ребенка и коллектива в целом. Такой прием используется традиционно.

Как советуют психологи, мы используем игровые приемы. Например игра «Обнимашки» ( аналог игры «Молекулы»), игра «Мигалочки». Для подростков исключительно важен тактильный контакт, и такие игры его предполагают. Что она дает?:

- включает детей в рабочее состояние,

- вырабатывает наблюдательность;

- учит позитивно мыслить;

- развивает коммуникативные навыки;

- сплачивает группу.

Все это создает позитивную ауру учебного занятия.

Переходим непосредственно к самому занятию.

Начало занятия.

Организация педагогом предметно-пространственной среды. Здесь важно все. От наглядного оформления до расположения учебных мест в зависимости от вида предстоящей деятельности.

В нашем объединении наиболее часто используются:

* расположение по кругу – практический показ, специальные упражнения;

* «елочка» - при дискуссии;

* «Большой и малый круг», например, при рефлексии.

Кроме того, в процессе проведения занятия нами используются перемена пространственных зон.

Приветствие детей.

В нашем объединении здороваются с детьми, как правило, дважды. До начала занятия и по окончании его – со всей группой («Раз, два, три – привет, пока!» – кладём ладонь на ладонь). Приветствие в формировании среды – это начало начал. И здесь важно развивать «творческость», придумывая каждый раз различные способы приветствия.

* «Коммуникативная атака» - начало вербального общения. Педагог захватывает инициативу, позиционируя себя носителем профессии и, оставаясь инициатором до конца занятия.

Поскольку мы занимаемся искусством театра, эстрады, то и «атака» обязательно должна быть игровой: выход в роли Снегурочки, Клоуна, прочтение стихотворения или басни, если это занятие по сценической речи. Танцевальный фрагмент и т.д. Здесь же мы проводим творческую разминку: игры «Крокодил», «профессиональные ассоциации», «Японская машинка», «1 – 10» (на собирание внимания) и др.

Проверка домашнего задания.

Из опыта нашей работы мы понимаем, что не все учащиеся смогут выполнять домашнее задание. И тем не менее, задания типа «Буриме» (эстрада - рада, вокал - пропал, успех - на всех…), «Сочиняем сказочку» (переделать сказку про Курочку рябу на новый лад) нами активно используются, что позволяет проявить каждому ребёнку свою творческую активность, раскрыть свой потенциал.

Домашнее задание имеет важное значение как способ организации самостоятельной и познавательной деятельности.

При проверке домашнего задания, заботясь о развитии педагогической среды, педагог создает доброжелательную обстановку оценивания. Это предполагает обязательное участие в оценивании каждого ребенка. В нашем опыте: взаимооценка, коллективная оценка, самооценка.

Изучение нового материала.

Изучение нового материала все педагоги начинают с мотивации детей на предстоящую деятельность, увлечения их, показом её личной значимости, полезности, привлекательности. И здесь особенно важно настроить детей на профессию. Преподнести изучаемую тему так, чтобы дети влюбились в это «дело». Это «изюминка», «интрига» занятия. Здесь педагог решает задачу развития у детей внутреннего эмоционального переживания идеи предстоящей деятельности.

Существует множество приемов, которые влияют на создание атмосферы увлеченности совместной познавательной деятельностью. Мы используем приёмы «переходящая корона», «ролевые моделирующие игры» («Судебное заседание», «Планета эстрады» и др.)

Сегодня, в наше непростое время, важно найти адекватные приемы духовно-нравственного обогащения среды, чтобы косвенно влиять как на отдельного ребенка, так и на коллектив в целом. Работая в этом направлении, уже традиционно стало участие наших ребят в фестивале духовной авторской песни «Ковчег», встречи с автором-исполнителем Сергеем Гребенниковым, нравственно-философские беседы, реализация акмеологической программы для старшеклассников «Восхождение» (автор Саприна Е.А.).

В недрах новаторской педагогики сотрудничества рождаются все новые и новые подходы, направленные на развитие педагогической среды. Наряду с отдельными методами и приемами, этому способствуют проведение: Дней приветствий и пожеланий, Дней сюрпризов, Дней подарков, День клоунов, День учёных, День артиста.

Во время занятий мы предлагаем детям быть соучастниками наших педагогических поисков, учим высказывать свое мнение, например, по поводу того или иного метода, задания, применяемых с целью обогащения педагогической среды, провоцируем совместные дискуссии, даём учащимся возможность отстоять свое мнение.

Как известно, в личностно-ориентированном обучении взаимодействие педагога и учащихся на любом учебном занятии завершается анализом и рефлексией. И в нашем объединении это также активно используется. Это и промежуточная невербальная рефлексия, рефлексивные листы, переходящая корона, самооценка. Эмоциональная оценка педагогом работы учебной группы. Индивидуальное оценивание – раздача «Оскаров» или «Всем сестрам по серьгам». Рефлексия учащихся. Участие в рефлексии педагога, и в заключение урока – благодарность детям за сотрудничество, радость общения. Это достойный выход из состояния общения с детьми, который влияет на самочувствие каждого и группы в целом.

Развивая педагогическую среду на своём занятии, в общении с ребятами, мы стремимся, чтобы каждая встреча для каждого из наших учащихся стала настоящим событием, чтобы, погружаясь в профессию, ребёнок мог бы адекватно оценить свои способности, расставить приоритеты в профессиональном отношении. А задача педагога дополнительного образования – влюбить ребёнка в свою профессию, показать социальную значимость и востребованность этой профессии, мотивировать дальнейшее обучение. Ребенок ждет от нас чего-то нового, необычного, того, чего не находит в школе. И эти надежды должны оправдаться!


Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Педология подростка, - М.: 1984г.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просв., 1984г.

  3. Козлова Л.П., Суринова Л.Р. Технология обучения в учреждении дополнительного образования. Вор.:2001г.

  4. Беспалько В.П. Слагаемые технологии. М.: 2000г.

  5. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта. М.: 1999г.

  6. Суворова Н.В. Интерактивное обучение: новые подходы. М.:1999г.

  7. Каротаева Е.Н. Учить, общаясь, а не поучая.//Директор школы, 1999г, №5.

  8. Амонашвилли Б.Ш. Партитура урока М.: 2001г.

  9. Сластёнин В.А. Технологизация учебно-педагогического процесса. М.:2001г.

  10. Щуркова Н.Е Собрание пёстрых дел. М.: новая школа, 1994г.



5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!