СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование регулятивных УУД у обучающихся начальной школы, а именно действий целеполагания

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленном материале рассмотрены: способы формирования целеполагания у младших школьников; приёмы, подводящие к формированию цели; приёмы, связанные с актуализацией личностной включенности; приёмы, связанные с подведением к формулированию цели урока через обращение к эпиграфу, а также приёмы из "технологи критического мышления"

Просмотр содержимого документа
«Формирование регулятивных УУД у обучающихся начальной школы, а именно действий целеполагания»

Формирование регулятивных УУД у обучающихся начальной школы, а именно действий целеполагания (слайд 1)

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применять полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Сформированные у ученика регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают ему возможность эффективного управления своей познавательной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. С другой стороны, последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает формирование инновационной готовности ученика как базы его будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Функцией регулятивных УУД является организация обучающимся своей учебной деятельности (слайд 2)

Поэтому мне, как учителю начальных классов, необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию.

Я считаю, что регулятивные универсальные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности, учитывая все её компоненты: (слайд 3)

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • оценка - выделение и осознания обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

  • способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

Главное, к чему я стремлюсь в своей педагогической деятельности, чтобы знания, полученные на моих уроках, помогли детям в повседневной и профессиональной жизни. Я считаю, что если мой ученик научится работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, находить любую информацию, то он добьется успеха, независимо от выбранной им профессии.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию этапов учебной деятельности: целеполагание, планирование, самооценка (рефлексия), коррекция. (Слайд 4)

Ребенок усваивает какой-либо учебный материал, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Следовательно, учителю надо так организовать уроки, чтобы научить обучающихся ставить цель, составлять план для достижения этой цели.

Поэтому передо мной встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках 1 класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение:

«У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске.

«Задача (условие, вопрос, схема, решение, ответ) » (1 кл, Л.Г.Петерсон). О чём будем говорить на уроке?». Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока. Далее учитель сообщает о том, что тема урока написана в учебнике, предлагает найти соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы. В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая её название.

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности. (Слайд 5)

Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»

Перечислю приёмы организации принятия цели, выделенные к. пед. н., доцентом З. А. Кокаревой: (Слайд 6)

– опора на личный жизненный опыт обучающихся;

– использование занимательного игрового материала;

– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;

– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

Начинать формирование умения целеполагания целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности. Систематическая и целенаправленная работа по формированию умения целеполагания оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся.

Последовательность развития целеполагания

на разных этапах обучения.

В 1 классе – школьники учатся принимать учебную задачу в готовом виде, а также определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Во 2 классе дети определяют цель работы на уроке с помощью учителя и самостоятельно после предварительного обсуждения.

В 3 и 4 классах – учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности совместно с учителем, а повышенный уровень – обнаруживают и формулируют проблему, определяют цель учебной деятельности, урока, проекта (тему) с помощью учителя и самостоятельно.



Способы формирования целеполагания у учащихся (слайд7)

Приемы, подводящие к формулированию цели через столкновение с проблемной ситуацией, обнаружение дефицита знаний по той или иной теме.

1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Учитель может назвать тему урока и предложить обучающимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить обучающимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели:

изучить

обобщить

проанализировать

знать

закрепить

сделать вывод

уметь

доказать

разобраться

выяснить

сравнить

систематизировать

2. Подводящий диалог.

Практически все приемы целеполагания на уроках в начальных классах строятся на диалоге, поэтому очень важно правильно формулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и задавать свои вопросы. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Данная беседа выявляет определенную неполноту знаний у учащихся. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

3. Создание проблемных ситуаций

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель должен записать на доске, на листе, на экране, что привлечет к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения.

Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели.


4. Проблема предыдущего урока

В конце урока обучающимся предлагается выполнить задание, которое невозможно сделать из-за недостаточности знаний, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке, решение этой проблемы становится целью следующего урока. Некоторой модификацией данного приема является прием «Нерешенная домашняя задача»: в качестве одной из домашних задач учитель намеренно указывает такую, в ходе решения которой у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением из-за недостаточности знаний. Следующий урок начинается с обсуждения домашнего задания, учитель подводит учащихся к формулированию цели урока.

Приёмы, связанные с актуализацией личностной включенности, определением важности и значимости изучаемого материала

1. Формулировка цели с помощью вопросов. Учитель предварительно записывает тему урока и предлагает ученикам исходя из темы и ответов на вопросы, которые фиксируются либо на слайдовой презентации, либо в памятке, сформулировать цель урока: - Что я узнаю на уроке? - Чему научусь? - Где мне пригодятся полученные знания? и др.

2. Дополнение цели с помощью слов-помощников. Учитель на доске записывает тему урока и с помощью слов-помощников просит учащихся сформулировать цель урока: -Я повторю... -Я узнаю... -Я научусь... -Мне пригодится... 3. Актуализация личностного опыта

3. Использование незаконченной схемы, таблицы. В начале урока учащимся предлагается «слепая» схема, которую необходимо заполнить, используя материал учебника или раздаточный материал, на основе чего формулируется тема и цель урока.


Приёмы, связанные с подведением к формулированию цели урока через обращение к эпиграфу, образу, зрительному и слуховому восприятию, ассоциативному мышлению и др.

«Группировка». Прием используется через зрительное или слуховое восприятие. Ряд слов, предметов, фигур, картинок, фотографий и т. д. обучающимся предлагается разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Обучающиеся группируют и на основе этого формулируют тему и цель урока.

«Исключение». В этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее, обосновывая свой выбор. На основе этого формулируется цель. Пример: на уроке окружающего мира во 2 классе (А.А.Вахрушев) обучающимся предлагается найти лишнее: Балтийское, Белое, Ладожское, Черное. Найдя лишнее, учащиеся формулирую тему («Озера») и цель урока.


Приемы из «Технологии развития критического мышления», используемые на стадии вызова

В технологии развития критического мышления три стадии:

1. стадия вызова – вызывание «на поверхность» имеющихся у ребят знаний или, если этих знаний слишком мало, помощь в формулировке вопросов и предположений;

2. стадия осмысления содержания – учащиеся читают текст, слушают объяснения учителя, просматривают фильм и стараются найти ответы на свои вопросы, подтвердить или опровергнуть выдвинутые предположения;

3. стадия рефлексии – возвращение к сформулированным вопросам и предположениям на стадии вызова, сопоставление нового материала с тем, что знали раньше. Цель стадии вызова – мотивация учащихся для дальнейшей работы. Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения, предъявляют известную информацию), задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы, систематизируют информацию до ее изучения.



Игра "Верите ли вы?"

Учитель записывает на доске (раздает листы на каждую парту или индивидуально) ряд вопросов и просит учащихся попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. Затем учитель может подвести учащихся к формулированию цели урока.

Таблица "Верные – неверные утверждения"

Эта технология интересна, когда в опыте учащихся информации по изучаемой теме нет. Учитель составляет верные и неверные утверждения по параграфу, утверждений должно быть много (20 – 30), большинство которых – верные. Учащиеся отвечают на вопросы сначала до чтения параграфа, а потом после. Работа с этим приемом может быть оформлена в таблицу:


Утверждения До чтения текста После чтения текста


Если ученик согласен с предложенным утверждением, он ставит плюс, если не согласен – минус. После проделанного первого этапа необходимо обсудить полученные результаты, затем прочесть текст параграфа, ответить на вопросы и еще раз обсудить. Эта технология позволяет работать с любыми видами текста, особенно если учащиеся в работе на стадии вызова должны опираться на собственный опыт, а при изучении сложных тем его попросту нет.


Таблицы «тонких» и «толстых» вопросов.

На стадии вызова это вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Можно начать работу с этим приемом, воспользовавшись ключевыми вопросительными словами. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа (например: В каком году произошла Куликовская битва? Кто автор рассказа «Злоумышленник»?). В правой колонке – вопросы, требующие подробного, развѐрнутого ответа.

Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто …? Что …? Когда …? Может …? Будет …? Мог ли …? Как звали …? Было ли …? Согласны ли вы …? Верно ли …?

«Толстые вопросы»

Дайте три объяснения, почему …? Объясните почему …? Почему вы думаете …? Почему вы считаете …? В чѐм различие …? Предположите, что будет, если …? Что, если …?


Рассмотренные приёмы формирования регулятивных универсальных учебных действий позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Формируя и развивая универсальные учебные действия, учителю нужно помнить:

1.Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.

2.Развитие внутренней мотивации - это движение вверх.

3.Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!