СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории и во внеурочное время

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о мероприятиях, проводимых в школе для формирования российской гражданской идентичности на уроках истории и обществознания и во внеурочное время

Просмотр содержимого документа
«Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории и во внеурочное время»

Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории и во внеурочное время

«В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранять свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией».

В.В. Путин. Послание к Федеральному собранию

«МЫ- РОССИЙСКИЙ НАРОД»

«МЫ РАЗНЫЕ И МЫ ВМЕСТЕ»

Формирование гражданской идентичности является одной из приоритетных целей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Г р а ж д а н с к а я идентичность означает осознание себя как носителя российской культуры и гражданина России.

Задачи формирования гражданской идентичности решаются как за счет учебных предметов, так и во внеурочной деятельности (в т.ч. – деятельности внешкольной). Соответственно, обе этих сферы деятельности должны планироваться в комплексе.

Наличие российской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город».

  Научным сообществом признано, что гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Именно в школе ребёнок становится человеком общественным. Поэтому проблема формирования гражданской идентичности школьников приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полной мере зависит как в целом от системы образования, так и от каждого педагога.

В рамках внеурочной деятельности по истории и обществознанию использую важнейший компонентом формирования гражданской идентичности-патриотическое воспитание.

Формирование патриотизма представляет собой не столько стихийный, сколько управляемый процесс, важнейшим элементом которого является система воспитания и образования.

Гражданственность, патриотизм начинается с любви к своей малой Родине, к своему родному краю. А развить эти чувства можно, узнавая культуру, самобытность своего народа, его корни, связь истории своей семьи с историей Отечества. В нашей школе данному направлению уделяется большое внимание, а именно: проводятся месячники бурятской культуры, организуют и принимают активное участие в проведении конкурсов муниципального, регионального, международного уровня по изучению и распространению бурятского языка, культуры народа.

Также активное участие принимаем в конкурсах, проводимых Иволгинским дацаном. Данных конкурсов 5 в течении учебного года (1 раз в 2 месяца). Как правило, подготовкой детей к этим конкурсам занимается какое-либо методическое объединение. Лично я готовила детей на январский конкурс в прошлом учебном году. Было 96 команд-школ. К подготовке к конкурсу привлекла студентов бурятского факультета БГУ. Наше сотрудничество было плодотворным. В конкурсе на знание пословиц и поговорок наша школа выиграла 3 место.

Очень тесное сотрудничество идет с монгольскими школами из г. Улан-Батора и г. Дархана, Монголия.

От 17.12.2017 года в финал телевизионного конкурса «Синяя птица» с игрой на морин-хуре прошел наш ученик Найданов Тимур!

Активно использую возможность проводить исследовательскую работу с учащимися в рамках НПК «Шаг в будущее». Как правило, исследуем историю и культуру Бурятии. Итогом была успешная работа по истории Бурятии, где ученик 5 класса на республике занял 3 место.

Провела конференцию «Бурятия с древности до современности» с учащимися 10 класса. Рассматривали 4 темы: 1- Бурятия в древности; 2- Бурятия в средние века; 3- Бурятия в Новое время; 4- Бурятия сегодня. Результаты работы: 4 презентации и благодарные слушатели основной школы.

Для воспитания гражданина и патриота немаловажно знание права детьми. Потому провожу предметные недели совместно с юридическим факультетом БГУ. Между нашей школой и БГУ заключен договор о взаимном сотрудничестве. В прошлом и в этом учебном году провела неделю избирательного права и процесса, приурочив к выборам самоуправления в школе в сентябре, где учащиеся осваивали теорию и практику избирательного права и процесса. Принимали участие учащиеся с 5 по 11 классы.

Проводилась неделя по праву, где в организации и проведении активно помогали студенты юридического факультета БГУ. Была поставлена задача: интенсивная правовая накачка. На 1 этапе работы студентами с 5-11 классы были проведены тематические классные часы. 2 этап- использование полученных знаний на практике: конкурсы, диспуты, деловые игры. Учащиеся были приглашены на научно- практическую конференцию в БГУ, посвященную правовому просвещению, где совместно со взрослыми принимали участие в выработке рекомендаций по работе с детьми по данному направлению.

1 фото: Принимает участие в наших мероприятиях Мяханова Александра Николаевна-преподаватель БГУ, автор правовой и просветительской программы «Ваше право» на телеканале «Тивиком».

2 фото: Наши гости- студенты юридического факультета БГУ готовятся к выступлениям.

В декабре проводилась предметная неделя, посвященная Конституции РФ, затем в феврале месяце 2016 года провела неделю, посвященную Конституции Республики Бурятия. В 2018 году также провели данную работу.

В прошлом учебном году мои ученики в муниципальной олимпиаде по избирательному праву заняли 3 место, по праву – 4 место.

Итоги муниципальной олимпиады «Клио» за прошлый учебный год: 1место по истории, 3 место по обществознанию.

В ноябре этого года проходила городская олимпиада по лидерству среди старшеклассников. В ней победила моя ученица Гармаева Эржена, став лауреатом, также на выборах в сентябре этого года она стала президентом школы.

После формирования органов самоуправления в школе я проводила с ними обучение по организации и деятельности, планированию, определению целей и задач, т.к. успешная деятельность школьного самоуправления является одним из условий формирования основ гражданской идентичности личности.



На фото учащиеся 10, 9 классов на социально-психологическом тренинге по обществознанию.

Социально-психологический тренинг направлен не просто на усвоение информации по теме, но и узнавание в ходе диалога собственного «Я», становлению личности, а также коррекции своего «Я», если это необходимо.

Диалог - неотъемлемый компонент личностно-ориентированного обучения, т.к. обмен независимыми высказываниями формирует взаимослушание, взаимопонимание, стремление к самораскрытию, к поиску новой истины. Эта форма работы дает возможность повышать свою компетентность в познаниях, общении, диалоге, развивать стремление совершенствоваться.

Отличительной чертой социально-психологического тренинга является акцентирование чувств, переживаний, учащихся в целях улучшения усвоения материала.

Процесс формирования гражданской идентичности длительный и результаты видны не сразу. Главное – мы формируем личность ребенка, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Самое важное в моей педагогической деятельности – любовь и уважение личности каждого ребенка! И помощь ребенку в обретении себя как личности, патриота, гражданина!



Айдаева Сыренцу Васильевна, учитель истории и обществознания, учитель высшей категории, «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

МАОУ Бурятская гимназия № 29 , г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Февраль 2018г.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!