Лучшее и даже единственное средство
проникнуть в характер народа - усвоить его язык,
и чем глубже мы вошли в
язык народа, тем глубже мы вошли в его характер.
К.Д. Ушинский
Все чаще мы слышим слово «глобализация». Что означает это слово, какого его значение для национальных культур, исчезнут ли они при глобализации?
Глобализация привела к широкому распространению различных межкультурных обучающих программ. Какие же навыки, умения и знания необходимы человеку, чтобы успешно осуществлять межкультурную коммуникацию.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Компетентность - реализованное умение, не просто способность, а действие.
Основополагающая цель обучения иностранному языку - развитие коммуникативной компетентности, т. е. готовности и способности обучаемых осуществлять иноязычное общение . Тенденции в обучении иностранному языку как средству общения отвечают современным потребностям общества и проявляются в коммуникативной направленности целей, содержания, принципов и методов обучения (И.Л. Бим, Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская, В.Л. Скалкин).
Согласно образовательному стандарту среднего полного образования по иностранному языку, изучение иностранного языка направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно - познавательной.
Для того чтобы общение состоялось, необходимо овладеть фонетическими, лексическими, грамматическими и структурно- композиционными средствами и уметь употреблять их в основных видах речевой деятельности. Это означает формирование лингвистической компетенции (речевых навыков и умений) как составной части коммуникативной компетенции.
Общение с носителями языка обусловлено также социальными, психологическими и культурными факторами. Его успешность во многом зависит от знания страноведческих реалий, особенностей национальных стилей поведения, принципов мышления, морально - этических ценностей и культурных норм, межкультурных различий невербального общения, норм этикета. Всё это определяет суть социокультурной компетенции - ещё одной составляющей коммуникативной компетенции .