СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование стиля модерн в современном искусстве. Урок-презентация по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по МХК/искусство "Формирование стиля модерн в современном искусстве" предназначена для учителей и учащихся 11класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "МХК/искусство" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Формирование стиля модерн в современном искусстве. Урок-презентация по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень»

МХК, 11 класс Урок № 23 Формирование стиля модерн в европейском искусстве  Д.З.: Глава 21, ?? (с.254-255), тв. задания (с.255-256)  © ред. А.И. Колмаков

МХК, 11 класс

Урок № 23

Формирование

стиля модерн в европейском искусстве

Д.З.: Глава 21, ?? (с.254-255), тв. задания (с.255-256)

© ред. А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА Содействовать осознанию учащихся роли импрессионистов и постимпрессионистов в изобразительном искусстве; Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи; Воспитывать культуру восприятия шедевров школы импрессионистов и постимпрессионистов.

ЦЕЛИ УРОКА

  • Содействовать осознанию учащихся роли импрессионистов и постимпрессионистов в изобразительном искусстве;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров школы импрессионистов и постимпрессионистов.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ стиль модерн; стиль модерн в европейском искусстве; орнаментальность; флоральный модерн; Э. Гимар; идея синтеза искусств; В.Орт; А. Гауди (А. Гауди-и-Корнета); русский модерн; Ф. О. Шехтель; «неорусский стиль»

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • стиль модерн;
  • стиль модерн в европейском искусстве;
  • орнаментальность;
  • флоральный модерн;
  • Э. Гимар;
  • идея синтеза искусств;
  • В.Орт;
  • А. Гауди (А. Гауди-и-Корнета);
  • русский модерн;
  • Ф. О. Шехтель;
  • «неорусский стиль»

Универсальные учебные действия

  • обобщать и систематизировать полученные знания о путях развития и художественных принципах архитектуры модерна; проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений модерна с произведениями предшествующих эпох; комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры; описывать и анализировать памятники архитектуры в единстве формы и содержания; разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях модерна; оценивать значение творчества отдельного архитектора в истории мирового и отечественного искусства; различать характерные особенности индивидуального авторского стиля; рассказывать о выдающихся зарубежных и отечественных деятелях архитектуры эпохи модерн; высказывать собственные аргументированные суждения о художественных достоинствах конкретных произведений архитектуры модерна; готовить и проводить заочную экскурсию по архитектурным памятникам Ф. О. Шехтеля в Москве; разрабатывать эскизы интерьеров комнаты, кабинета или офиса в стиле модерн; готовить фотовыставку (альбом) по заданной тематике
  • обобщать и систематизировать полученные знания о путях развития и художественных принципах архитектуры модерна;
  • проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений модерна с произведениями предшествующих эпох;
  • комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры;
  • описывать и анализировать памятники архитектуры в единстве формы и содержания;
  • разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях модерна;
  • оценивать значение творчества отдельного архитектора в истории мирового и отечественного искусства;
  • различать характерные особенности индивидуального авторского стиля;
  • рассказывать о выдающихся зарубежных и отечественных деятелях архитектуры эпохи модерн;
  • высказывать собственные аргументированные суждения о художественных достоинствах конкретных произведений архитектуры модерна;
  • готовить и проводить заочную экскурсию по архитектурным памятникам Ф. О. Шехтеля в Москве;
  • разрабатывать эскизы интерьеров комнаты, кабинета или офиса в стиле модерн;
  • готовить фотовыставку (альбом) по заданной тематике
Повторение по гл. 20 ( впечатление) – художники стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, изменчивые состояния природы живописными средствами при помощи мазков краски без использования чёрного цвета. 1. Импрессионизм 2. Постимпрессионизм направление появившееся после импрессионизма, обновлённое (с добавление чёрного цвета), где художники в своих работах стремились передать не сиюминутное, а характерное и сущностное.  3. Пленер – (открытый воздух), живопись, создаваемая на природе, под открытым небом.  – техника живописи сухими, мягкими цветными мелками.  - живопись цветными карандашами или красочным порошком. 4. Пастель – 5. Какой картине и какому художнику был обязан своим названием импрессионизм? 5.  Какой картине и какому художнику был обязан своим названием импрессионизм? Клод Моне «Впечатление. Восход солнца» 6. Салон отверженных 6. Салон отверженных выставка, проходившая параллельно официальной французской, на которой были представлены полотна и скульптуры, отвергнутые в 1860-х — 1870-х годах жюри  Парижского салона . 

Повторение по гл. 20

( впечатление) – художники стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, изменчивые состояния природы живописными средствами при помощи мазков краски без использования чёрного цвета.

1. Импрессионизм

2. Постимпрессионизм

направление появившееся после импрессионизма, обновлённое (с добавление чёрного цвета), где художники в своих работах стремились передать не сиюминутное, а характерное и сущностное.

3. Пленер

(открытый воздух), живопись, создаваемая на природе, под открытым небом. 

техника живописи сухими, мягкими цветными мелками.

- живопись цветными карандашами или красочным порошком.

4. Пастель

5. Какой картине и какому художнику был обязан своим названием импрессионизм?

5. Какой картине и какому художнику был обязан своим названием импрессионизм?

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»

6. Салон отверженных

6. Салон отверженных

выставка, проходившая параллельно официальной французской, на которой были представлены полотна и скульптуры, отвергнутые в 1860-х — 1870-х годах жюри  Парижского салона

7. Основные принципы импрессионизма - работа на пленэре, подвижность и изменчивость мира, передача света и цвета, техника пастели, чувственность восприятия, пейзажи впечатления. 9. Художники постимпрессионисты 8. Художники импрессионисты Ван Гог Поль Гоген  Эдуард Мане Эдгар Дега Огюст Ренуар К.Коровин Валентин Серов

7. Основные принципы импрессионизма

- работа на пленэре, подвижность и изменчивость мира, передача света и цвета, техника пастели, чувственность восприятия, пейзажи впечатления.

9. Художники постимпрессионисты

8. Художники импрессионисты

Ван Гог

Поль Гоген

Эдуард Мане

Эдгар Дега

Огюст Ренуар

К.Коровин

Валентин Серов

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Характерные особенности стиля. Модерн в архитектуре. В.Орта. Архитектурные шедевры А. Гауди. Модерн Ф. О.Шехтеля. Фёдор Шехтель Виктор Орта Антонио Гуади Бельгия Испания Россия Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество представителей европейского модерна?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Характерные особенности стиля.
  • Модерн в архитектуре. В.Орта.
  • Архитектурные шедевры А. Гауди.
  • Модерн Ф. О.Шехтеля.

Фёдор Шехтель

Виктор Орта

Антонио Гуади

Бельгия

Испания

Россия

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество представителей европейского модерна?

подвопросы Характерные особенности стиля. Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Стремление выразить красоту окружающей природы с помощью декоративной и динамичной линии. Орнаментальность стиля модерн. Синтез искусств как основная идея эстетики модерна и ее практическое воплощение в творчестве отдельных представителей стиля. Модерн в архитектуре. В.Орта. Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в зодчестве. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование новых материалов и технологий. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров (на примере творчества В. Орта). Архитектурные шедевры А. Гауди. Роль символов и аллегорий в творчестве А. Гауди (на примере известных шедевров). Модерн Ф. О.Шехтеля. Русские варианты модерна. Характерные черты архитектуры русского модерна (на примере сооружений Ф. О.Шехтеля)

подвопросы

  • Характерные особенности стиля. Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Стремление выразить красоту окружающей природы с помощью декоративной и динамичной линии. Орнаментальность стиля модерн. Синтез искусств как основная идея эстетики модерна и ее практическое воплощение в творчестве отдельных представителей стиля.
  • Модерн в архитектуре. В.Орта. Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в зодчестве. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование новых материалов и технологий. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров (на примере творчества В. Орта).
  • Архитектурные шедевры А. Гауди. Роль символов и аллегорий в творчестве А. Гауди (на примере известных шедевров).
  • Модерн Ф. О.Шехтеля. Русские варианты модерна. Характерные черты архитектуры русского модерна (на примере сооружений Ф. О.Шехтеля)
Моде́рн (от фр.  moderne — современный) или Ар нуво  ( фр.  art nouveau - «новое искусство» ) — художественное направление в искусстве, популярное во второй половине XIX — начале XX века. «Maison de L'Art Nouveau» (франц. «Дом Нового Искусства»), первоначально так назывался магазин салон современного искусства , открытый Зигфридом Бингом в Париже в 1895 , где показывались произведения традиционного искусства Китая, Японии, а также работы молодых парижских художников выполненные в «новом стиле», отчасти напоминающем восточный.  Именно восток стал важнейшей частью стиля «Ар Нуво».

Моде́рн (от фр. moderne — современный)

или Ар нуво ( фр. art nouveau - «новое искусство» ) — художественное направление в искусстве, популярное во второй половине XIX — начале XX века.

«Maison de L'Art Nouveau» (франц. «Дом Нового Искусства»), первоначально так назывался магазин салон современного искусства , открытый Зигфридом Бингом в Париже в 1895 , где показывались произведения традиционного искусства Китая, Японии, а также работы молодых парижских художников выполненные в «новом стиле», отчасти напоминающем восточный.  Именно восток стал важнейшей частью стиля «Ар Нуво».

1. Характерные особенности стиля модерн. На рубеже 19 – 20 века стиль модерн охватил почти все европейские страны.  В каждой из стран он приобрёл своё название:  «Ар нуво» - во Франции и в Бельгии;  «югендстиль» - в Германии;  «либерти» - в Италии;  «модерн стайл» - в Великобритании;  «модерниссимо» - в Испании;  «тиффани» - в США;  «модерн» - в России.

1. Характерные особенности стиля модерн.

На рубеже 19 – 20 века стиль модерн охватил почти все европейские страны.

В каждой из стран он приобрёл своё название:

  • «Ар нуво» - во Франции и в Бельгии;
  • «югендстиль» - в Германии;
  • «либерти» - в Италии;
  • «модерн стайл» - в Великобритании;
  • «модерниссимо» - в Испании;
  • «тиффани» - в США;
  • «модерн» - в России.
Общая характеристика стиля.  Лозунг – “назад к природе”. В основе нового стиля лежит линия – волнообразная, изогнутая, гибкая и подвижная, сочетающая веяния Востока и передающая энергию жизни.  S -образная линия, заимствована у колышущихся морских волн и водорослей, порхающих бабочек и стрекоз, тянущихся к свету стеблей и цветов лилии и ириса, развевающихся на ветру девичьих волос, определила одну из главных особенностей стиля модерн -  его орнаментальность .

Общая характеристика стиля. Лозунг – “назад к природе”.

В основе нового стиля лежит линия волнообразная, изогнутая, гибкая и подвижная, сочетающая веяния Востока и передающая энергию жизни.

S -образная линия, заимствована у колышущихся морских волн и водорослей, порхающих бабочек и стрекоз, тянущихся к свету стеблей и цветов лилии и ириса, развевающихся на ветру девичьих волос, определила одну из главных особенностей стиля модерн - его орнаментальность .

Характерные черты стиля: цвета: Цвет тёмного натурального благородного дерева, оттенки земли, морского песка. Фоном  может быть кремовый и белый. Можно использовать и другие природные оттенки – цвет дикого камня, цвет травы и зеленой листвы, синий, цвет осени - золотой, красный. линии: Прямые с изогнутыми волнообразными формы: Сочетание прямоугольных геометрических с изогнутыми растительными  элементы интерьера: Мебель и декор в

Характерные

черты стиля:

цвета:

Цвет тёмного натурального благородного дерева, оттенки земли, морского песка. Фоном  может быть кремовый и белый.

Можно использовать и другие природные оттенки – цвет дикого камня, цвет травы и зеленой листвы, синий, цвет осени - золотой, красный.

линии:

Прямые с изогнутыми волнообразными

формы:

Сочетание прямоугольных геометрических с изогнутыми растительными

элементы интерьера:

Мебель и декор в "растительном" стиле (восточном)

конструкции:

Под изогнутые формы растений

окна:

Прямоугольные, вытянутые, украшенные растительными арками

двери:

С растительным орнаментом

Новые идеи и  принципы: Архитектура должна быть легкой и давать ощущение парения Архитектура должна подчинить себе огромные потоки света внутри здания и научиться снаружи обыгрывать световые эффекты Благодаря новым материалам и технологиям архитектура должна научиться оперировать целостными пространствами огромного размера

Новые идеи и принципы:

  • Архитектура должна быть легкой и давать ощущение парения
  • Архитектура должна подчинить себе огромные потоки света внутри здания и научиться снаружи обыгрывать световые эффекты
  • Благодаря новым материалам и технологиям архитектура должна научиться оперировать целостными пространствами огромного размера
Основные объекты :  Вокзалы, фабрики, заводы, мосты, общественные сооружения и жилище человека  Основные строительные материалы: бетон стальные конструкции легкий и прочный алюминий большие поверхности стекла пластмассы

Основные объекты :

Вокзалы, фабрики, заводы, мосты, общественные сооружения и жилище человека

Основные строительные материалы:

  • бетон
  • стальные конструкции
  • легкий и прочный алюминий
  • большие поверхности стекла
  • пластмассы
Средства декоративного оформления фасадов и интерьеров: витражи панно декоративная скульптура кованое гнутое железо узорная поливная керамическая плитка ткани

Средства декоративного оформления фасадов и интерьеров:

  • витражи
  • панно
  • декоративная скульптура
  • кованое гнутое железо
  • узорная поливная керамическая плитка
  • ткани
Флоральный модерн Одним из ярких его представителей стал французский архитектор Эктор Гимар , создавший свой особый стиль в архитектуре - стиль Гимара, или «стиль метро» .  Его отличали изысканность вьющихся и изогнутых форм, сложная узорность, нарушение естественных пропорций и лишение параллельности и симметрии ( асимметрия ) . Эктор Гимар (1867-1942) В основе эстетики модерна лежала идея синтеза искусств .

Флоральный модерн

Одним из ярких его представителей стал французский архитектор Эктор Гимар , создавший свой особый стиль в архитектуре - стиль Гимара, или «стиль метро» .

Его отличали изысканность вьющихся и изогнутых форм, сложная узорность, нарушение естественных пропорций и лишение параллельности и симметрии ( асимметрия ) .

Эктор Гимар

(1867-1942)

В основе эстетики модерна лежала

идея синтеза искусств .

станция метро в Париже, около 1900 г.

станция метро в Париже, около 1900 г.

ЗНАМЕНИТЫЕ АРХИТЕКТОРЫ -МОДЕРНИСТЫ:  Ханс Шарун Оскар Нимейер Вальтер Гропиус Ле Корбюзье Алвар Аалто Фрэнк Ллойд Райт Павел Сюзор Луис Салливен Пьер Луиджи Нерви Щусев А. В.

ЗНАМЕНИТЫЕ АРХИТЕКТОРЫ -МОДЕРНИСТЫ:

Ханс Шарун

Оскар Нимейер

Вальтер Гропиус

Ле Корбюзье

Алвар Аалто

Фрэнк Ллойд Райт

Павел Сюзор

Луис Салливен

Пьер Луиджи Нерви

Щусев А. В.

Фёдор Шехтель Виктор Орта Антонио Гуади Бельгия Испания Россия

Фёдор Шехтель

Виктор Орта

Антонио Гуади

Бельгия

Испания

Россия

Виктор Орта (1861-1947)  Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн.  В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения.  Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле.

Виктор Орта

(1861-1947)

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн.

В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения.

Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле.

Виктор Орта – «Совершенный зодчий искусства модерн»

Виктор Орта – «Совершенный зодчий искусства модерн»

дом Тасселя  (1892-1893)  Люксембург Дом Тасселя - первый образец «чистого модерна», принёс всемирную известность и славу начинающему архитектору.

дом Тасселя (1892-1893) Люксембург

Дом Тасселя - первый образец «чистого модерна», принёс всемирную известность и славу начинающему архитектору.

Лестница Дома Тасселя

Лестница Дома Тасселя

Особняк Эйтвельд (вестибюль). Брюссель

Особняк Эйтвельд (вестибюль). Брюссель

Антонио Гауди   (1852 – 1926) Его творчество вызывало и до сих пор вызывает противоречивые оценки критиков. Одни считают его творения порождением «больного воображения», способность плодить только «каменных монстров»,  другие – «новыми революционными методами», «народным достоянием», «проводником чувства и смысла». А. Гауди сумел найти собственный стиль – «каталонский модерн», который перекинул своеобразный мост от средневековой готики к модерну.

Антонио Гауди (1852 – 1926)

Его творчество вызывало и до сих пор вызывает противоречивые оценки критиков.

Одни считают его творения порождением «больного воображения», способность плодить только «каменных монстров»,

другие – «новыми революционными методами», «народным достоянием», «проводником чувства и смысла».

А. Гауди сумел найти собственный стиль – «каталонский модерн», который перекинул своеобразный мост от средневековой готики к модерну.

дом Висенса  (1883-1888) Барселона тема арабских сказок  «Тысячи и одной ночи». Закругленные башни, изящные металлические орнаменты в виде пальмовых листьев, ритмично чередующиеся пояса арок, глухие окна с коваными решетками…

дом Висенса (1883-1888) Барселона

  • тема арабских сказок
  • «Тысячи и одной ночи».

Закругленные башни, изящные металлические орнаменты в виде пальмовых листьев, ритмично чередующиеся пояса арок, глухие окна с коваными решетками…

Дом Висенса

Дом Висенса

дом Батльо   (1904-1906) Барселона Голубовато-зелёный фасад напоминает то вспененную морскую волну, то всплески вулканической лавы, то кожу диковинных животных.

дом Батльо (1904-1906) Барселона

Голубовато-зелёный фасад напоминает то вспененную морскую волну, то всплески вулканической лавы, то кожу диковинных животных.

Дом Батльо

Дом Батльо

ДОМ МИЛА  (1906-1910) БАРСЕЛОНА Во внутренней планировке здания нет двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных коридоров. Любой элемент наполнен движением. Фасад здания напоминает колышущуюся массу.

ДОМ МИЛА (1906-1910) БАРСЕЛОНА

Во внутренней планировке здания нет двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных коридоров.

Любой элемент наполнен движением.

Фасад здания напоминает колышущуюся массу.

Дом Мила

Дом Мила

Дом Мила

Дом Мила

ПАРК ГЮЭЛЬ   (1900-1914)БАРСЕЛОНА Гауди принадлежало первенство в практическом осуществлении идеи синтеза искусств, провозглашенной модерном. Она нашла воплощение в оформлении парка Гюэль в одном из пригородов Барселоны.

ПАРК ГЮЭЛЬ (1900-1914)БАРСЕЛОНА

Гауди принадлежало первенство в практическом осуществлении идеи синтеза искусств, провозглашенной модерном. Она нашла воплощение в оформлении парка Гюэль в одном из пригородов Барселоны.

Парк Гюэль

Парк Гюэль

Собор  САГРАДА ФАМИЛИЯ  (1883-1926)  БАРСЕЛОНА Главное творение Гауди – собор Саграда Фамилия (Святого семейства), который он не успел завершить при жизни. По замыслу он должен был стать архитектурным воплощением сюжетов Нового Завета. Фасад собора состоит из трех порталов, символизирующих Веру, Надежду и Любовь. Средний представляет собой глубокий грот Вифлеема; он убран цветами, над которыми летают птицы.

Собор САГРАДА ФАМИЛИЯ (1883-1926) БАРСЕЛОНА

Главное творение Гауди – собор Саграда Фамилия (Святого семейства), который он не успел завершить при жизни.

По замыслу он должен был стать архитектурным воплощением сюжетов Нового Завета.

Фасад собора состоит из трех порталов, символизирующих Веру, Надежду и Любовь. Средний представляет собой глубокий грот Вифлеема; он убран цветами, над которыми летают птицы.

Собор Саграда Фамилия

Собор Саграда Фамилия

Саграда Фамилия

Саграда Фамилия

Архитектурные достижения России  Характерные черты: Асимметрия фасадов и планов  Многообъемная композиция вокруг вертикальной оси Свободное размещение окон разнообразной конфигурации и размеров на различных уровнях Построение форм «изнутри наружу» Декоративность оформления Федор Осипович Шехтель  1859 - 1926

Архитектурные достижения России

Характерные черты:

  • Асимметрия фасадов и планов
  • Многообъемная композиция вокруг вертикальной оси
  • Свободное размещение окон разнообразной конфигурации и размеров на различных уровнях
  • Построение форм «изнутри наружу»
  • Декоративность оформления

Федор Осипович Шехтель 1859 - 1926

Особняк А. Н. Рябушинского  (1900-1902) Москва высшее достижение русской архитектуры эпохи модерн ( Музей-квартира М. Горького).  Необычность архитектуры: выступающий вперед балкон, пристройки парадного и бокового крылец, разнообразные конфигурации окон с изгибающимися рамами.

Особняк А. Н. Рябушинского (1900-1902) Москва

высшее достижение русской архитектуры эпохи модерн

( Музей-квартира М. Горького).

Необычность архитектуры: выступающий вперед балкон, пристройки парадного и бокового крылец, разнообразные конфигурации окон с изгибающимися рамами.

ОСОБНЯК А. Н. РЯБУШИНСКОГО.  ИНТЕРЬЕР Украшением холла является закрученная спиралью широкая лестница из искусственного серо-голубого мрамора.  Ее массивные перила напоминали набегающую череду морских волн.

ОСОБНЯК А. Н. РЯБУШИНСКОГО. ИНТЕРЬЕР

Украшением холла является закрученная спиралью широкая лестница из искусственного серо-голубого мрамора.

Ее массивные перила напоминали набегающую череду морских волн.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал

Контрольные вопросы

1. Один из современных исследователей отмечал: «Конечно, всякий

стиль неповторим, но стиль модерн - самый неповторимый среди

всех стилей». Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Каковы

его характерные признаки и художественная концепция? В чём,

по-вашему, проявились оригинальность и неповторимость стиля

модерн в искусстве? Какое понимание красоты было ему

свойственно? Аргументируйте свой ответ известными вам

примерами.

2. Каковы основные идеи и художественные принципы развития

архитектуры модерна? Какое воплощение они нашли в сооружениях

известных зодчих: В. Орта, А. Гауди , Ф. О. Шехтеля? Какими

собственными наблюдениями вы могли бы дополнить

характеристику архитектуры модерна?

3. Одни нередко упрекали А. Гауди в том, что он в своём творчестве

смешивает самые разные стили и направления (готика, барокко,

натурализм), порой не соблюдая их логики . Другие видели в этом

смешении оригинальные метафоры, «пересказ» живых исторических

стилей «интегральным языком модерна» (Е. Б. Мурина). Чью точку

зрения разделяете лично вы? Почему? Как вы думаете, почему

архитектурные творения Гауди до сих пор получают крайне

противоречивые оценки?

4. Каковы главные архитектурные достижения русского модерна? В

чём особенность воплощения этого стиля в сооружениях Ф. О.

Шехтеля? Почему особняк А. Н. Рябушинского считается шедевром

московского модерна?

Творческая мастерская 2. В период работы над проектом Ярославского вокзала в Москве Ф. О. Шехтель писал, что в своих сооружениях он «старался придать русскому стилю суровость и стройность северных построек». Удалось ли автору реализовать свой замысел в здании Ярославского вокзала? В чём особенность художественного решения его фасада? 3. Попробуйте сделать эскизы интерьера вашей комнаты или офиса в стиле модерн (сконструировать мебель, посуду, предметы быта, одежду, орнаменты обоев или тканей). 4. Подготовьте фотовыставку (альбом) на темы «Модерн в искусстве и жизни», «Скульптурные шедевры модерна», «Фотомодерн», «Мастера дизайна и декоративно-прикладного искусства». Нарисуйте рекламный плакат или афишу в стиле модерн .

Творческая мастерская

2. В период работы над проектом Ярославского

вокзала в Москве Ф. О. Шехтель писал, что в своих

сооружениях он «старался придать русскому стилю

суровость и стройность северных построек».

Удалось ли автору реализовать свой замысел в

здании Ярославского вокзала? В чём особенность

художественного решения его фасада?

3. Попробуйте сделать эскизы интерьера вашей

комнаты или офиса в стиле модерн

(сконструировать мебель, посуду, предметы

быта, одежду, орнаменты обоев или тканей).

4. Подготовьте фотовыставку (альбом) на темы

«Модерн в искусстве и жизни», «Скульптурные

шедевры модерна», «Фотомодерн», «Мастера

дизайна и декоративно-прикладного искусства».

Нарисуйте рекламный плакат или афишу в стиле

модерн .

Темы проектных исследований или презентаций  «Формирование стиля модерн в европейском искусстве рубежа XIX-XX в в.»;  «Художественная концепция модерна и его отличительные особенности»; «Модерн и проблема синтеза искусств»; «Вклад модерна в мировую художественную культуру»; Мир вещей в эпоху модерна». «Идеи и принципы архитектуры конца XIX - начала ХХ века»; «Образцы «чистого модерна» В. Орта»; «Каталонский модерн» А . Гауди»; «Традиции и новаторство архитектуры А. Гауди»; «Влияние готики и барокко на творчество А. Гауди»; «Идея синтеза искусств в произведениях А. Гауди»; «Образы миров А. Гауди»; «Причина противоречивости оценок творчества А. Гауди сегодня»; «Шедевры московского модерна Ф. О. Шехтеля»; «Сочетание стилей модерна и готики в архитектуре особняка 3. Г. Морозовой»; «Черты модерна в архитектуре здания Ярославского вокзала в Москве»; «Особенности петербургского модерна (Ф. И . Лидваль, А. И. Гоген, Н. В. Васильев, Л. Н. Бенуа и др.)»; «Архитектурный модерн одного из городов России».

Темы проектных исследований или презентаций

  • «Формирование стиля модерн в европейском искусстве рубежа XIX-XX в в.»;
  • «Художественная концепция модерна и его отличительные особенности»;
  • «Модерн и проблема синтеза искусств»;
  • «Вклад модерна в мировую художественную культуру»;
  • Мир вещей в эпоху модерна».
  • «Идеи и принципы архитектуры конца XIX - начала ХХ века»;
  • «Образцы «чистого модерна» В. Орта»;
  • «Каталонский модерн» А . Гауди»;
  • «Традиции и новаторство архитектуры А. Гауди»;
  • «Влияние готики и барокко на творчество А. Гауди»;
  • «Идея синтеза искусств в произведениях А. Гауди»;
  • «Образы миров А. Гауди»;
  • «Причина противоречивости оценок творчества А. Гауди сегодня»;
  • «Шедевры московского модерна Ф. О. Шехтеля»;
  • «Сочетание стилей модерна и готики в архитектуре особняка 3. Г. Морозовой»;
  • «Черты модерна в архитектуре здания Ярославского вокзала в Москве»;
  • «Особенности петербургского модерна (Ф. И . Лидваль, А. И. Гоген, Н. В. Васильев, Л. Н. Бенуа и др.)»; «Архитектурный модерн одного из городов России».
рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Литература: Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014. Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ»,  р.п. Ермишь, Рязанская область http://urokimxkizo.ucoz.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!