СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ценностного отношения к культуре казачества через организацию проектной деятельности обучающихся (Соавтор: Тогунова О.В. - педагог-организатор ОГБПОУ ДТК)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье анализируется воспитательный потенциал проектной деятельности обучающихся казачьем кадетском корпусе им. генерал-майора В.В.Платошина, её влияния на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности к наследию казачества, приобретения совокупности культурных ценностей, способствующих развитию духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть, в конечном итоге, определяет меру общего развития человека.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностного отношения к культуре казачества через организацию проектной деятельности обучающихся (Соавтор: Тогунова О.В. - педагог-организатор ОГБПОУ ДТК)»

КУЗНЕЦОВА И.В., ТОГУНОВА О.В.


ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ КАЗАЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


(Димитровградский технический колледж)


Казачество – яркое соцветие уникальных традиций и обычаев, образцов воинской доблести и славы, самобытного художественного творчества. Казачество имеет глубокие исторические корни и является частью российского и мирового культурного наследия, изучение которого активизирует процессы духовно-нравственного, гражданско-патриотического и физического воспитания молодежи, способствует поднятию престижа военной службы, решению проблем национальной безопасности и территориальной целостности России. Поэтому формирование у обучающихся ценностного отношения к культуре казачества является одной из приоритетных задач образовательной политики Димитровградского технического колледжа.

Современные реалии, в частности, модернизация образовательной системы, обуславливает необходимость качественного изменения характера взаимодействия преподавателя и обучающегося, который должен стать не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог – его организатором. Обеспечение перехода от обучения фактическим знаниям к осмыслению событий, обретению навыков и умелому их применению на практике возможно при условии постоянного поиска, а также использования современных форм и методов активного обучения, в основу которых положен деятельностный подход, реализуемый в полной мере в процессе организации проектной деятельности обучающихся.

Технология проектного обучения – метод проектов – переживает в настоящее время своё «второе рождение». Отчасти это связано с тем, что данный метод соответствует подходам модернизации в целом и компетентностному подходу в частности. В его основе лежит развитие критического мышления обучающихся, «умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения, а также формирование навыков познавательной, творческой деятельности» [1].

Проектное обучение зародилось и стало успешно развиваться в рамках англосаксонской культурно-образовательной традиции, где и продолжает существовать. Один из ярких и последовательных сторонников прагматизма – философ и педагог Джон Дьюи – полагал, что содержание образования должно быть максимально приспособлено к субъективным, индивидуальным запросам учащихся. Дьюи говорил о значимости практического освоения теоретического материала [2]. Разработанный им метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности.

В современной российской педагогике данный метод всё чаще используется как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [3].

Структурирование содержательной части проекта, наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, требующей интеграции знаний из различных предметных областей, осознание практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов, использование исследовательских методов, творческих по своей сути, чёткая временная регламентация – всё это обеспечивает успех в организации проектной деятельности обучающихся.

Практическая реализация данного метода обуславливает изменение позиции преподавателя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности обучающихся. Педагог разрабатывает тематику проектов, проектные задания и рекомендации по их выполнению, а также критерии оценивания результатов деятельности. В дальнейшем он координирует работу учебных групп, оказывая консультационную помощь, и осуществляет внутреннюю экспертную оценку, обеспечивая своевременную коррекцию на всех этапах проекта. В заключение преподаватель организует внешнюю экспертизу результатов проектной деятельности, что является необходимым условием оценки её эффективности, выявления причин успехов и/или неудач.

При организации проектной деятельности акцент делается на самостоятельную работу обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которая способствует формированию общих компетенций, задекларированных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования и регламентируется содержанием этапов проекта:

  1. Подготовительный этап направлен на развитие аналитических способностей, регулятивных (целеполагание, планирование) и коммуникационных компетенций обучающихся, которые анализируют ситуацию, формулируют проблему и цель проекта, выбирают группу и тему проекта.

  2. Основной этап (разработка проекта) обеспечивает развитие регулятивных (работа по плану, контроль результатов своей деятельности), познавательных (выделение главного/существенного) и коммуникационных (инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление своим поведением и поведением партнера, владение различными формами речи) компетенций. На данном этапе обучающиеся определяют индивидуальную роль в группе и содержание роли, выбирают предполагаемую форму выражения проекта, планируют деятельность на всех этапах работы, разрабатывают проект (сбор и обработка информации), оформляют результаты работы.

  3. Защита проекта также направлена на развитие коммуникационной компетентности обучающихся и заключается в предъявлении и оценивании (взаимооценивание и/или самооценивание) результатов работы.

  4. Рефлексия способствует развитию аналитических способностей, регулятивных (контроль, оценка) и коммуникационных компетенций. Здесь обучающиеся анализируют результаты своей работы в проекте, выявляют причины успехов и неудач, намечают пути решения данных проблем.

Опираясь на личный опыт, хочу отметить, что метод проектов одинаково успешно реализуется на всех ступенях образования (среднего общего, среднего профессионального, высшего профессионального), а также в системе основного и дополнительного образования колледжа, являясь универсальным средством организации познавательной деятельности обучающихся на предметах гуманитарного цикла, в частности, в рамках изучения дисциплины «Эстетическое воспитание».

При изучении тематического раздела «Культура казака» (13 часов), учитывая специфику организации проектной деятельности, весьма просто определить временные рамки проекта:

  1. Подготовительный этап – 2 часа.

  2. Основной этап – 8 часов.

  3. Защита проекта – 2 часа.

  4. Рефлексия – 1 час.

Опираясь на содержание данного раздела, легко выделяются следующие направления работы учебных групп и тематика проектных заданий:

  1. Казачество, как социальное и культурное явление. Деятельность данной группы предполагает знакомство с историей казачества, изучение места и значения православной веры в культуре казачества, фокусируется на особенностях казачьих нравов и культуры поведения казака.

  2. Культура общения казака. Главной задачей этой группы является изучение взаимоотношений среди казаков, в частности, нравственные взаимоотношения юношей и девушек.

  3. Казачья воинская доблесть. Определяющим направлением деятельности данной группы выступает изучение воинской субординации и воинских обязанностей казаков, а также казачьих ритуалов.

  4. Внешний облик казака. Изучение истории казачьего костюма – цель работы этой группы.

Итогом данного проекта является проведение игровой программы «Мы – казаки», которая построена по принципу игры-путешествия, где каждая группа не только представляет результаты своей работы, но и «проходит испытания», предполагающие знание материала, изложенного в презентации других групп. Данная форма организации защиты проекта обеспечивает высокую концентрацию внимания всех участников, доброжелательный настрой и способствует осознанию личной ответственности за результат работы группы. Элемент соревновательности придаёт динамизм, своеобразную остроту и яркость данному мероприятию.

Благодаря специфике образовательного пространства колледжа, теоретические знания обучающихся, полученные на учебных занятиях и в ходе самостоятельной исследовательской деятельности, закрепляются и обретают практическую реализацию на занятиях в объединениях дополнительного образования «Патриот», «Казачья песня», «История казачества». Это способствует полному и глубокому осознанию учебного материала, повышению уровня познавательной активности и мотивации участников в решении обсуждаемых проблем, стимулирует поисковую и мыслительную активность студентов. Работа в проекте побуждает ребят к конкретным действиям, обретению практического опыта, способствует формированию и развитию умений осуществлять совместную деятельность, направленную на достижение общего результата, воспитывает чувство ответственности и уважения к партнерам по работе, создает ситуацию успеха.

Организация проектной деятельности обучающихся, тесная интеграция системы основного и дополнительного образования – вот залог формирования эмоционально окрашенного чувства причастности к наследию казачества, приобретения совокупности культурных ценностей, способствующих развитию духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть, в конечном итоге, определяет меру общего развития человека.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Дородько, О.Н. Метод проектов в современном профессиональном образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/127995/metod-proektov-v-sovremennom-professional._nom-obrazovanii

  2. Дуняшина, О.Н. Метод проектов в современном образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/08/27/

  3. Полат, Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!