СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В.А.СУХОМЛИНСКОГО ( ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность.        

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В.А.СУХОМЛИНСКОГО ( ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА)»

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В.А.СУХОМЛИНСКОГО ( ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА) Докладчик Воронова Е.В. Практика работы школ убеждает, что наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многочисленные вопросы, интересующие детей, и тогда на помощь приходят внеклассные занятия. Под внеклассной работой следует понимать организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, связанную с учением, основанную на добровольных началах и производимую во внеурочное время. Она расширяет и углубляет знания учащихся по предмету, активизирует учебную деятельность, способствует успешному изучению программного материала.

Во внеклассной работе развиваются нравственные чувства и нормы поведения, что создает благоприятные условия для эстетического воспитания.

Внеклассная работа позволяет уделить время организованному и целенаправленному воздействию на учащихся, разумно организовать и заполнить их внеурочное время, досуг, удовлетворить потребности в деятельности и тем самым оказать благоприятное влияние на поведение. По мнению В. А. Сухомлинского, логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается (иначе невозможно): достигай успеха собственными усилиями, не надеясь на кого-то, — и результаты труда оцениваются индивидуально; чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками. Внеклассная работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность. Внеклассная работа подразумевает коллективные занятия. При этом устанавливаются интересные отношения. Это и дружба ребят разного возраста, и забота старшего о младших, и взаимное обогащение. Вместе с тем, это и незаменимый источник самовоспитания ребят. Старшеклассник, видя творческое взросление детей, чувствует удовлетворение, ибо в этом и его заслуга. А вместе с тем общение с малышами, желание всякий раз открыть, показать им что-то новое, увлекательное, вопросы ребят и, порой не простые, побуждали его овладевать все новыми и новыми знаниями и умениями. В свою очередь, наблюдая за своим старшим товарищем, малыши также стремились быть похожими на него. Вот это есть то состояние, когда воспитание сливается с самовоспитанием и которое Сухомлинский считал самым продуктивным в развитии самосознания человека. Павлышский педагог заметил закономерность: у детей, которые являются не только предметом заботы старших, но и сами о ком-то заботятся, что-то делают для других, добрые, возвышенные чувства развиваются быстрее. В.А.Сухомлинский считал, что внеклассная работа способствует разрешению проблемы ранней профессиональной ориентации учащихся.

Внеклассная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности.

Во время уроков невозможно удовлетворить все запросы учащихся. Внеклассная работа во взаимосвязи с учебой служит действенным средством, которое мобилизует активность учеников в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы каждого. Сухомлинский подчеркивал: чтобы влияние школы было результативным (достигало поставленной цели), надо учитывать ряд обстоятельств его обуславливающих. И среди них одним из главных он назвал реализацию принципа, провозглашающего

Человека высшей ценностью. Это означает, что школа должна раскрыть буквально перед каждым учеником «ту сферу творчества, в которой полностью расцветут его силы и способности, в которой он почувствует полноту счастья творения, счастья материализации своих способностей, счастья видения самого себя в результатах своего труда». Это в свою очередь достижимо при условии

исключительного внимания и заботливого отношения к человеческой

индивидуальности. В данной связи следует учитывать и тот факт, что не каждый воспитанник обладает теоретическим мышлением и может стать математиком или физиком, филологом или историком. Но каждый воспитанник -это Человек. И в нем, как в тысячегранном алмазе, обязательно есть та грань, в которой «прячется источник счастья творения». Задача учителя своевременно заметить ее

и, гармонизировав свои усилия с усилиями ученика, тонкими и умелыми действиями помочь ей засверкать. Замечено, что дети по природе своей -оптимисты. Характерным для них является

мировосприятие светлое, солнечное, жизнерадостное. Оптимизм для детей то же самое, что игра красок для радуги. Как без игры красок нет радуги, так и нет детства без оптимизма. И это постоянно учитывал Сухомлинский, решая проблему развития самосознания детей.

Богатый опыт убедил Сухомлинского, что настоящим человек становится лишь «когда он научается пристально всматриваться не только в окружающий мир, но и в самого себя, когда он стремиться познать не только вещи и явления вокруг себя, но и свой внутренний мир, когда силы его души направлены на то, чтобы сделать себя лучше, совершеннее» (Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5 т. Т.5. С.22). В то же время повседневная школьная практика показывает, что, несмотря на то, что ученик многое познает и знает, он вместе с тем практически не познает и не знает себя.

Решая проблему развития самосознания школьников, ученый исходил из важнейшего концептуального положения: «настоящее воспитание образованных людей невозможно без познания человека»(Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5 .Т.1.С.511). Будучи убежденным в том, что познание человека -это основа жизни коллектива и личности, павлышский педагог выстраивал учебно- воспитательный процесс таким образом, чтобы его воспитанники на уроках и внеклассных занятиях, постигая суть человека, его деяния, любуясь и восхищаясь красотой и величием этого ни с чем несравнимого чуда природы, всматриваясь в себя с позиции познанного, постепенно «проходили» тяжелый путь

к себе; чтобы всесторонне познавая себя и одухотворяясь, стремясь быть совершеннее, «строили» свое «Я». В воспитании положительной личности В. А. Сухомлинский видел воспитание такого стойкого, неодолимого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других — он творит вокруг себя доброе поле, распространяет здоровое влияние и, заражая своим примером других, одновременно утверждает еще более и в себе самом собственную нравственную основу.

Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.

Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:

  • воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов

  • общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня

  • в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого

  • ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях

Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика,  возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.

Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:

  • перед людьми

  • обществом

  • родителями

  • коллективом

Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.

Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.

Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.

Важной и неотъемлемой частью в воспитательном процессе является семья.«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.

Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет кругозор и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!