Просмотр содержимого документа
«Формирование у учеников вечерней школы способности самостоятельно учиться.»
- Формирование у учеников вечерней школы способности самостоятельно учиться.
- Выполнили:
- Андреев Е. И.
- Андреева Л.С.
- Гурьянова О.Ф.
- Зорин В.П.
- ГВОУ ЦО отд.№2
Проблемы, цель, гипотеза, задачи.
- Проблемы:
- 1.Активизация самостоятельной деятельности учащихся на уроках в вечерней школе.
- 2. формирование у учеников способности самостоятельно учиться.
- Цель: изучить способы организации самостоятельной деятельности учащихся вечерней школы.
- Гипотеза: учебник и рабочая тетрадь являются средством развития самостоятельности учеников, если: 1. выявлены особенности самостоятельной деятельности на разных этапах урока;2. рассмотрена система самостоятельных работ учеников при изучении теоретического материала;3. определены условия эффективного применения самостоятельных работ на уроках.
- Задачи:1. Выявить оптимальные аспекты управления самостоятельной деятельностью учащихся.2. Разработать рекомендации по подбору и составлению заданий для рабочей тетради.
- Новизна исследования заключается в том. что подобран и систематизирован материал о способах организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках, разработаны задания для рабочей тетради.
- Вид проекта: исследовательский, интегрированный, учебно-воспитательный, долгосрочный.
- Форма презентации: выступление на педсовете, «круглый стол»(дискуссия).
- Эффективное методическое влияние на процесс усвоения знаний связано с пониманием учителем динамики данного процесса, его эволюции, важности обратных связей между учителем и учеником, создание условий для самообучения и саморазвития учеников.
- Повышение эффективности урока – главная задача учителя.
- Постепенно приобретая опыт самостоятельной работы, школьники могут самостоятельно формулировать цели и оценивать свои результаты с точки зрения поставленных задач.
Организация работы с учебником на уроке
- Работа с учебником будет эффективна в том случае, если в ней объединяются репродуктивная и творческая деятельность учеников с объяснением учителя, умелое использование средств наглядности.
- С первых шагов изучения сложного теоретического материала у учеников формируются умения отбирать из учебника максимальный объем научной информации, анализировать его, сопоставлять данные, самостоятельно делать обобщения и выводы.
Применение систем заданий для самостоятельной работы учеников
- В педагогической науке и практике выделяют три основных уровня познавательной деятельности учеников и соответственно три типа самостоятельных работ:
- . репродуктивные(копировальные);
- Частично-поисковые(эвристические);
- исследовательские.
Самостоятельная работа с помощью рабочей тетради.
- Организуя такую работу учитель ставит различные цели: обучения, развития, воспитания учащихся.
- Все эти цели и соответствующие им задачи взаимосвязаны.
- Задания в тетрадях способствуют укреплению познавательного интереса учащихся, общетрудовых умений, таких, например, как, умения планировать работу, распределять время и внимание при проведении сопоставительных наблюдений, давать самооценку работы.
- Самостоятельные работы частично-поискового характера побуждают учащихся к вполне осознанной деятельности. Задания для такого типа работ предоставляют учащимся самим найти путь и способ решения определенной задачи на основании имеющихся знаий.
- В ходе данных исследований выяснено. Что учебники и рабочие тетради находят широкое применение на уроках и способствует развитию самостоятельности учащихся.По настоящему учебники и рабочие тетради могут быть востребованы только при современной организации учебного процесса.
- Они – обязательная часть многих пед. новаций. Рабочие тетради и учебники позволяют эффективно применять самостоятельных работ на уроках, выявлять индивидуальный темп обучения, пробелы в текущей и итоговой подготовке.
- Рабочие тетради помогают перейти к созданию современных систем адаптивного обучения и контроля – наиболее эффективных форм научной организации учебного процесса.
- Путь к созданию рабочих тетрадей – изучение теории и методики организации самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
- Применение рабочих тетрадей основано на принципе индивидуализации обучения.
Практическая значимость работы.
- Результаты исследований важны для решения методических вопросов обучения на уроках;
- Задания для рабочих тетрадей составлены в соответствии с учебными программами;
- В старших классах вечерней школы объем самостоятельной работы с учебником на уроке и вне его должен быть большим, а виды работ – более разнообразными и сложными.
- Разнообразная работа с учебником на уроке ( с текстом, таблицами, иллюстрация к теме) помогает ученикам не только глубоко осмыслить содержание учебного материала, но и выяснить учебные возможности учебника – дидактические и методические
- Рабочие тетради можно применять на любом этапе урока. Однако обучающий потенциал этого методического пособия достаточно не изучен, поэтому исследования в этой области будут продолжены.
- Таким образом, организация самостоятельной работы, какими бы методами она не осуществлялась, позволяет достичь стабильных и глубоких знаний учеников.
Проблема формирования у учеников способности самостоятельно учиться – одна из основных в контексте гуманизации образования, поскольку касается адаптации ученика к жизни в условиях быстротечных изменений информационного общества. Одна из идей. которая должна быть донесена до учеников, заключается в том, что современные знания могут устареть уже завтра и что оставаться на уровне с окружающим миром можно только благодаря самообразованию.
Реализация компетентностного подхода;
- В своей практической работе учитель вечерней школы придает большое значение развитию у учеников самостоятельности, логического мышления. Именно поэтому на уроках отводится много времени самостоятельному изучению учениками материала учебника, специальной и справочной литературы, выполнения опытов, практических работ, различных упражнений, решению экспериментальных и расчетных задач, подготовке докладов, сообщений о последних достижениях науки. Иначе говоря, учитель создает обстановку, в которой ученик не может сидеть на уроке, как отмечал К.Д. Ушинский: « Без мысли в голове, без дела в руках».
- Организация различных видов работ в классе имеет существенные преимущества, поскольку дает возможность:
- Сравнить степень сформированости ряда общеучебных умений (темп чтения, глубину понимания текста и отдельных его частей, объем запоминаемой информации за один и тот же промежуток времени, умение выделять главное в тексте и ориентироваться в его содержании);
- Сравнить степень сформированости ряда общеучебных умений (темп чтения, глубину понимания текста и отдельных его частей, объем запоминаемой информации за один и тот же промежуток времени, умение выделять главное в тексте и ориентироваться в его содержании);
- Сравнить степень сформированости ряда общеучебных умений (темп чтения, глубину понимания текста и отдельных его частей, объем запоминаемой информации за один и тот же промежуток времени, умение выделять главное в тексте и ориентироваться в его содержании);
- Сравнить степень сформированости ряда общеучебных умений (темп чтения, глубину понимания текста и отдельных его частей, объем запоминаемой информации за один и тот же промежуток времени, умение выделять главное в тексте и ориентироваться в его содержании);
Работа с учебником на уроке может успешно объединяться с рассказом учителя, беседой, выполнения упражнений. Разнообразная работа с учебником на уроке и вне его(текстом, таблицами, иллюстрациями ктеме) в соединении с собственным опытом ученика помогает не только глубоко осмыслить содержание изучаемого материала, но и выявлять учебные возможности учебника – дидактические и методические. В старших классах объем самостоятельной работы с учебником должен быть большим, а виды работы – более разнообразными и сложными.
Применяя рабочие тетради в вечерней школе с 2008 по 2011 год, в экспериментальных классах степень обученности не снижается, что объясняется развитием их самостоятельной деятельности. Однако о результатах работы говорить пока сложно. Необходимо проанализировать достижения учащихся за более длительный период, поэтому изыскания в данной области будут продолжены.
Бондаревский Б.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985
Базилюк И.И. Из опыта организации самостоятельной работы при изучении школьных предметов. М., 2001г.
Гобова С.В. Развитие самостоятельности учащихся на уроке. Волгоград, 2009г.