СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование учебно-познавательной компетенции в преподавании математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается одна из компетенций компетентнрстного подхода, а именно учебно-познавательная компетенция и реализация её на уроках математики для обучающихся колледжа 

Просмотр содержимого документа
«статья»

Формирование учебно-познавательной компетенции в преподавании математики

Ковшик Любовь Николаевна ГКПОУ НГТК

г. Новокузнецк, Кемеровская область



Сегодня обществу нужен специалист, умеющий принимать самостоятельные решения, знающий приёмы учения, стремящийся к самообразованию, способный жить среди людей, а для достижения результата готов к сотрудничеству. Перед современным образованием появилась проблема - найти такой подход в обучения, который позволил бы обучающемуся не быть объектом учения, пассивно воспринимающим информацию, а быть активным, самостоятельно владеющим знаниями и решающим познавательные задачи. Учитель остаётся учителем, пока он сам учится.

Третий учебный год я работаю над темой «Компетентностный подход в преподавании математики». "Компетентностный подход” предполагает направить процесс обучения на комплектование и расширение ключевых и предметных компетентностей личности. Научить работать в группе, отличаться мобильностью, владеть применением знаний в любых ситуациях, обладать чувством ответственности – именно такой специалист нужен новому обществу. В профессиональном образовании одно из основных мест занимает математическая подготовка, формирующая у будущих кадров такое свойство как компетентность. У обучающихся по специальностям: Техническое регулирование и управление качеством, Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте, Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов необходимо формировать такие общие компетенции как: 1) проводить вычисления, округлять , находить абсолютную и относительную погрешности, оценивать результаты , использовать формулы для подсчётов ; 2) читать сведения, которые представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем; 3)вычислять длины, площади и объемы при решении практических задач. Моя задача организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у обучающихся создавались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Используя компетентностный подход в обучении можно обеспечить ключевую компетенцию обучающихся – умение учиться, то есть учить себя, а так же полученные знания применять в жизни. Считаю, что специалист должен быть конкурентным, созидательным, особым, ответственным, коммуникабельным, то есть человеком, умеющим решать свои проблемы и проблемы коллектива. Он обязан стремиться к совершенствованию и самосовершенствованию Подробно остановлюсь на учебно-познавательной компетенции, которая включает обеспечение качественного усвоения стандарта образования через деятельностный подход к обучению.

На своих занятиях использую разноуровневую групповую работу обучающихся. Первый уровень – несложные тренинги по теме, при решении выполнения которых обучающиеся осваивают умения и навыки, необходимые для успешного изучения математики. Второй уровень – задания, направленные на отработку умений и навыков на уровень выше программных требований. Третий уровень – задания, для решения которых требуется проявить креативность. Предлагаю познавательные дидактические игры (следует отличать от игры вообще и игровой формы занятия), то есть игры, в которых учебный материал использую в качестве средства игры или в учебную деятельность ввожу элемент соревнования, переводящий дидактическую задачу в игровую. Например, решить задачу: на гипотенузе прямоугольного треугольника построен квадрат в той полуплоскости от гипотенузы, которой не принадлежит треугольник. Найти расстояние от прямого угла до центра квадрата, если катеты имеют длины х и у. Данную задачу предлагаю решить несколькими способами, поэтому в каждую мини группу входит по 2 – 3 обучающихся (по уровню способностей к математике). Разноуровневые задания создают условия для изменения индивидуальных способностей каждого обучающегося, помогают генерировать самооценку. При решении данной задачи, группы с повышенным уровнем обучения сталкиваются с незнакомыми им теоремами, поэтому предлагаю дополнительную литературу, в которой они находят нужный материал и расширяют свои знания в области математики. Задачу можно решить применяя теоремы: синусов, косинусов, Птолемея (в программе нет); методы: геометрических мест (программой не предусмотрен), площадей, геометрических преобразований, векторный, комплексных чисел, чисто геометрический. Решая таким образом задачу, обучающиеся повторяют пройденный материал и познают много нового, ранее не изученного, стараются объяснить и доказать, что их способ наиболее эффективнее и интереснее.

На данном этапе обучающиеся с достаточной полнотой и точностью учатся грамотно выражать свои мысли, разрешать конфликты, согласовывать действия с партнёрами. А это уже есть коммуникативная компетенция, при формировании которой необходимы такие умение как работа в группе, разрешение конфликтных ситуаций, представление достижения своего труда. Использование тестов, задач с пропущенными или лишними данными, задач, содержащих ошибки, позволяет настроить обучающихся на осмысление и востребованность изучаемого материала. Например, при изучении темы «Объёмы и площади пространственных фигур» обучающиеся группы СЭД составили такую задачу: расчистить площадку размером 2,5м на 5,6м, снять старый грунт на глубину 15 см. Рассчитать количество асфальта, необходимого для укладки данной «ямы», если на 1м3 требуется 152, 3 кг. При изучении производной необходимо показать спектр её приложений, предлагаю такие задания: найти примеры применения производной в физике, технике и других отраслях. Дифференцированно предлагаю всем обучающимся группы подобрать исторический материал. Даю возможность самим составлять практикумы, кроссворды. При изучении темы «Конус» рассматриваем задачи: 1) При взрыве бомбой мелкого калибра образуется воронка радиусом 4 м и глубиной 3м. Вычислить количество земли, которое выбросит бомба, если масса 1м3 земли 15420 кг? 2) Собирая для промышленных нужд смолу, подвешивают к соснам воронки в виде конуса. Сколько воронок радиусом 8 см с образующей 18 см необходимо развешать, чтобы заполнить двенадцатилитровое ведро? При изучении темы «Элементы математической статистики» предлагаю обучающимся по специальности «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» такую задачу: в течение 16 секунд необходимо заглубить стержень в грунт до ограничительной шайбы и записать показания динамометра, сделав 5 измерений, на расстоянии 12 см друг от друга. Рассчитать среднетехнический показатель, построить график и по нему определить коэффициент уплотнения. Решаем задачи производственного характера. Например: 1) Из 600м3 10% раствора соли нужно получить 15%. Сколько воды (м3) следует для этого выпарить? 2) Часть айсберга находящаяся над поверхностью моря имеет объём 1500 м3. Найти объём всего айсберга. (Плотность льда и плотность морской воды узнать по таблице плотностей). Организацию занятий по математике следует направлять на улучшение личностных качеств и познавательной активности обучающихся, способствующих комплектованию у них профессиональных умений, заинтересованности в индивидуальном выполнении заданий. Таким образом, генерирование учебно-познавательной компетенции обучающихся происходит в результате формирования мотивации обучения.

Считаю, что компетентностный подход реализует системно-деятельностный характер образования.


Список источников

  1. Вербицкий А. А., Ларионова О.Г. – Личностный и компетентностный подход в образовании. Проблемы интеграции. – Санкт – Петербург. Логос. 2009г.- 336с.

  2. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций в образовании / Н. Ф. Ефремова – Ростов -на- Дону: Аркол, 2009 – 228 с.

  3. Скворцова Г. Компетентностный подход: правила постановки учебных целей [Текст]/ Г. Скворцова//Первое сентября – 2008 № 4.

  4. Солянкина И. Л. Профессиональная компетенция: понятия и выводы. – Красноярск, 2003.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!