Кулешова Наталья Ивановна
учитель музыки
МБОУ СОШ №8
с углублённым изучением английского языка
«Формирование учебных коммуникативных действий
на уроках музыки посредством игровой деятельности»
Часто педагогическую технологию определяют как:
• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, какую я буду сейчас применять, выделяя какую - то отдельную технологию. А вот завтра я буду осваивать – другую технологию. Что какая-то из них лучше, а другая хуже.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.
И самым оптимальным вариантом является применение нескольких различных педагогических технологий. Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание "ВСЕ НОВОЕ ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".
Главной задачей модернизации образования является формирование выпускника школы с новыми качественными характеристиками. Именно по этой причине для формирования метапредметных УУД, формой деятельности на уроке музыки была мною выбрана технология проектная и исследовательская деятельность, «подразумевающая развитие способностей к совместным действиям в новых ситуациях»1
При подробном самоанализе своей учебно –педагогической деятельности , хотелось бы особым образом выделить и остановиться на формировании и развитии у обучающихся на уроках музыки коммуникативных действиях, которые формируются посредством применения педагогических технологий:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
Эти шесть технологий применяются системно на уроках музыки, но в различной степени в различной степени
Сейчас я хочу показать на примере одного из уроков применение этой цепочки педагоги -ческих технологий . Как это происходит у меня на уроке. Нет смысла изучать, постигать теорию без практического применения.
"Без педагогической игры на уроке, - подчеркивал Ш.А.Амонашвили, - невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока
Тема: «Из чего состоит музыка?
Цель: Развитие музыкально-творческого мышления в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Задачи образовательные: расширение знаний о современных музыкальных исследованиях путем экспериментальной деятельности; совершенствование анализа музыкального произведения и обобщения; закрепление знаний о творчестве и жизни композитора- классика – Эдварда Грига.
Задачи развивающие: формирование и развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования, вокальных навыков (унисон).
Задачи воспитательные: воспитание личной значимости в восприятии классической музыки и развитие эмоциональной отзывчивости.
Оборудование и музыкальный материал: мультимедиа, DVD проигрыватель, синтезатор PSR 3000, видеопрезентация урока, нотный материал.
Термины, понятия: эксперимент, гипотеза, исследование, унисон, средства выразительности: темп, динамика, тембр, регистр
Структура урока.
Организационный момент;
Введение в эксперимент;
Исследование;
Результат исследования;
Эксперимент;
Наши гипотезы;
Выводы эксперимента;
Мы слушаем: Э. Григ «Шествие гномов»;
Восприятие музыкального произведения;
Характеристика и анализ музыкального произведения;
Мы поем: Э. Григ «Заход солнца»;
Заключение, выводы урока.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока прозвучит чуть позже, а пока мы продолжим работу с электронным музыкальным словариком: вспомним и охарактеризуем понятия:
Композитор;
Исполнитель;
Слушатель.
Учащиеся характеризуют каждое понятие, точно определяя род деятельности каждого: композитор – пишет музыку; исполнитель – исполняет; слушатель - слушает.
Введение в эксперимент.
Учитель. Сегодня у нас заключительный урок по проекту «Из чего состоит музыка?» (слайд №1).
На предыдущих уроках мы дали определения следующим профессиональным категориям: композитор, исполнитель, слушатель. Выяснили род деятельности каждого. А теперь мы с вами познакомимся с опорными словами (слайд №2) и проанализируем какие же качества необходимы композитору, исполнителю и слушателю, и в какой степени.
И так перед нами опорные слова:
Талант
Интерес
Желание
Упорство
Трудолюбие
Любовь к предмету
Целеустремленность
Профессиональное мастерство
Учител. Что они обозначают?
Ученики характеризуют каждое качество и объясняют его значение. Талант – это природный дар, но его необходимо развивать. Талант формирует интерес, желание и определяет направление деятельности человека. Достигнуть определенного результата можно только посредством трудолюбия и любви к предмету. Профессиональность и мастерство, неотъемлемые качества любого успешного человека.
Исследование (слайд№3)
Учитель. Давайте выясним, нужны ли эти качества композитору? Слайд №4)
Ученики анализируют качества и приходят к выводу: действительно все эти качества необходимы композитору. Приводят аргументы в правильности выше сказанного.
Учитель. А как же исполнитель? Необходимы ли ему какие-то качества из ранее перечисленных? (Слайд №5)
Ученики. Выясняют, что и исполнителю тоже необходимы эти же качества.
Учитель. А как же слушатель? Может ли он обойтись без этих качеств? Действительно, что же нужно слушателю: купить билет и вовремя придти на концерт? Согласитесь, этого явно недостаточно. (Слайд №6)
Ученики. Да конечно, слушателю тоже оказывается необходимы эти качества. Комментируют каждое качество применительно к слушателю.
Учитель. Действительно, настоящему слушателю тоже необходим талант, интерес, желание, упорство, трудолюбие, любовь к предмету, целеустремленность, образованность (профессиональное мастерство), но может быть несколько в иной степени. «….Пусть другой гениально играет на флейте,
Но зато гениальнее слушали вы!» А.Дементьев
Результат исследования.
Учитель. Мы с вами разобрали отдельные качества как профессиональные, так и личные. Какой же можно сделать вывод?
Ученики. Делают вывод, что действительно все качества необходимы как композитору, так и исполнителю и, безусловно, слушателю, но в разной степени. (Слайд №7)
Эксперимент (слайд №8)
Учитель. Цель нашего эксперимента (слайд9) ответить на вопрос: из чего состоит музыка? Дать объективную оценку сложившийся архитектоники музыкального искусства: композитор-исполнитель – слушатель.
Наши гипотезы (слайд10)
Учитель. Методом исключения мы можем предположить, что архитектоника музыкального искусства выглядит так:
исполнитель - слушатель
композитор - слушатель
композитор – исполнитель
Ученики размышляют о том, насколько «жизнеспособны» наши гипотезы, а именно: если предположить…..
Первое – музыка состоит из исполнителя и слушателя (слайд11), то фактически нечего будет исполнять.
Второе – если музыка состоит из композитора и слушателя (слайд №12), то она лишается одного из основных составных – исполнителя: некому будет исполнять созданные композитором произведения.
И третье – если музыка состоит из композитора и исполнителя (слайд № 13), то исключается одна из главных составных музыки – слушатель. Ведь всё то, что создаёт композитор и исполняет исполнитель адресовано слушателю
Учитель Да, совершенно верно!
Ученики. делают вывод о том, что их предположения относительно архитектоники музыкального искусства потерпели фиаско (слайд №14).
Музыкальная архитектоника жизнеспособна лишь только в триединстве : композитор – исполнитель- слушатель (слайд №15)
(слайд №17) Произведение звучит в классе без дополнительной аннотации.
По окончании слушания беседа с учащимися.
характеристика и анализ музыкального произведения.
Ученики. Ученикам хорошо знакомо это произведение, они его анализируют не с точки образного плана, а с позиции средств музыкальной выразительности: темпа, динамики, регистра, ритмического рисунка, тембровой окраски.
Учитель. Вы совершенно верно и точно проанализировали произведение. Скажите , пожалуйста в каком качестве вы сейчас принимали участие?
Ученики. Конечно, в качестве слушателя.
Учитель. Молодцы! А сейчас мы выступим в качестве исполнителя.
«Заход солнца» Э.Григ (слайд № 19).
Учитель. Молодцы! Профессиональное и стройное исполнение с использованием всех динамических оттенков и внутреннего движения. В подтверждение моих слов, вы можете прослушать своё исполнение в записи.
Учитель:В работе по проекту «Из чего состоит музыка» мы:
Провели исследование архитектоники музыки.
Приняли участие в качестве исполнителя и слушателя.
Проанализировали произведение Э.Грига «В пещере горного короля» с точки зрения средств музыкальной выразительности……
Продолжили работу над исполнительским мастерством.
Рекомендации (слайд21)
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология на науке.
С искусства все начинается, технологией - заканчивается,
чтобы затем все началось сначала.