СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование учебных коммуникативных действий на уроках музыки посредством игровой деятельности»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто педагогическую технологию определяют как:

 •          Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса;

•         Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

•         Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Просмотр содержимого документа
««Формирование учебных коммуникативных действий на уроках музыки посредством игровой деятельности»»

Кулешова Наталья Ивановна

учитель музыки

МБОУ СОШ №8

с углублённым изучением английского языка

«Формирование учебных коммуникативных действий

на уроках музыки посредством игровой деятельности»

Часто педагогическую технологию определяют как:

 •          Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса;

•         Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

•         Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, какую я буду сейчас применять, выделяя какую - то отдельную технологию. А вот завтра я буду осваивать – другую технологию. Что какая-то из них лучше, а другая хуже.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является применение нескольких различных педагогических технологий. Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание  "ВСЕ НОВОЕ ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".

Главной задачей модернизации образования является формирование выпускника школы с новыми качественными характеристиками. Именно по этой причине для формирования метапредметных УУД, формой деятельности на уроке музыки была мною выбрана технология проектная и исследовательская деятельность, «подразумевающая развитие способностей к совместным действиям в новых ситуациях»1

При подробном самоанализе своей учебно –педагогической деятельности , хотелось бы особым образом выделить и остановиться на формировании и развитии у обучающихся на уроках музыки коммуникативных действиях, которые формируются посредством применения педагогических технологий:

  • Информационно – коммуникационная технология

  • Технология развития критического мышления

  •  Проектная технология

  • Технология развивающего обучения

  • Здоровьесберегающие технологии  

  • Игровые технологии

Эти шесть технологий применяются системно на уроках музыки, но в различной степени в различной степени

Сейчас я хочу показать на примере одного из уроков применение этой цепочки педагоги -ческих технологий . Как это происходит у меня на уроке. Нет смысла изучать, постигать теорию без практического применения.

"Без педагогической игры на уроке, - подчеркивал Ш.А.Амонашвили, - невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока


Тема: «Из чего состоит музыка?

Цель: Развитие музыкально-творческого мышления в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Задачи образовательные: расширение знаний о современных музыкальных исследованиях путем экспериментальной деятельности; совершенствование анализа музыкального произведения и обобщения; закрепление знаний о творчестве и жизни композитора- классика – Эдварда Грига.

Задачи развивающие: формирование и развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования, вокальных навыков (унисон).

Задачи воспитательные: воспитание личной значимости в восприятии классической музыки и развитие эмоциональной отзывчивости.

Оборудование и музыкальный материал: мультимедиа, DVD проигрыватель, синтезатор PSR 3000, видеопрезентация урока, нотный материал.

Термины, понятия: эксперимент, гипотеза, исследование, унисон, средства выразительности: темп, динамика, тембр, регистр

Структура урока.

  • Организационный момент;

  • Введение в эксперимент;

  • Исследование;

  • Результат исследования;

  • Эксперимент;

  • Наши гипотезы;

  • Выводы эксперимента;

  • Мы слушаем: Э. Григ «Шествие гномов»;

  • Восприятие музыкального произведения;

  • Характеристика и анализ музыкального произведения;

  • Мы поем: Э. Григ «Заход солнца»;

  • Заключение, выводы урока.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока прозвучит чуть позже, а пока мы продолжим работу с электронным музыкальным словариком: вспомним и охарактеризуем понятия:

Композитор;

Исполнитель;

Слушатель.


Учащиеся характеризуют каждое понятие, точно определяя род деятельности каждого: композитор – пишет музыку; исполнитель – исполняет; слушатель - слушает.

Введение в эксперимент.

Учитель. Сегодня у нас заключительный урок по проекту «Из чего состоит музыка?» (слайд №1).

На предыдущих уроках мы дали определения следующим профессиональным категориям: композитор, исполнитель, слушатель. Выяснили род деятельности каждого. А теперь мы с вами познакомимся с опорными словами (слайд №2) и проанализируем какие же качества необходимы композитору, исполнителю и слушателю, и в какой степени.

И так перед нами опорные слова:

Талант

Интерес

Желание

Упорство

Трудолюбие

Любовь к предмету

Целеустремленность

Профессиональное мастерство

Учител. Что они обозначают?

Ученики характеризуют каждое качество и объясняют его значение. Талант – это природный дар, но его необходимо развивать. Талант формирует интерес, желание и определяет направление деятельности человека. Достигнуть определенного результата можно только посредством трудолюбия и любви к предмету. Профессиональность и мастерство, неотъемлемые качества любого успешного человека.

Исследование (слайд№3)

Учитель. Давайте выясним, нужны ли эти качества композитору? Слайд №4)

Ученики анализируют качества и приходят к выводу: действительно все эти качества необходимы композитору. Приводят аргументы в правильности выше сказанного.

Учитель. А как же исполнитель? Необходимы ли ему какие-то качества из ранее перечисленных? (Слайд №5)

Ученики. Выясняют, что и исполнителю тоже необходимы эти же качества.

Учитель. А как же слушатель? Может ли он обойтись без этих качеств? Действительно, что же нужно слушателю: купить билет и вовремя придти на концерт? Согласитесь, этого явно недостаточно. (Слайд №6)

Ученики. Да конечно, слушателю тоже оказывается необходимы эти качества. Комментируют каждое качество применительно к слушателю.

Учитель. Действительно, настоящему слушателю тоже необходим талант, интерес, желание, упорство, трудолюбие, любовь к предмету, целеустремленность, образованность (профессиональное мастерство), но может быть несколько в иной степени. «….Пусть другой гениально играет на флейте,

Но зато гениальнее слушали вы!» А.Дементьев

Результат исследования.

Учитель. Мы с вами разобрали отдельные качества как профессиональные, так и личные. Какой же можно сделать вывод?

Ученики. Делают вывод, что действительно все качества необходимы как композитору, так и исполнителю и, безусловно, слушателю, но в разной степени. (Слайд №7)

Эксперимент (слайд №8)

Учитель. Цель нашего эксперимента (слайд9) ответить на вопрос: из чего состоит музыка? Дать объективную оценку сложившийся архитектоники музыкального искусства: композитор-исполнитель – слушатель.

Наши гипотезы (слайд10)

Учитель. Методом исключения мы можем предположить, что архитектоника музыкального искусства выглядит так:

  1. исполнитель - слушатель

  2. композитор - слушатель

  3. композитор – исполнитель

Ученики размышляют о том, насколько «жизнеспособны» наши гипотезы, а именно: если предположить…..

    • Первое – музыка состоит из исполнителя и слушателя (слайд11), то фактически нечего будет исполнять.

    • Второе – если музыка состоит из композитора и слушателя (слайд №12), то она лишается одного из основных составных – исполнителя: некому будет исполнять созданные композитором произведения.

    • И третье – если музыка состоит из композитора и исполнителя (слайд № 13), то исключается одна из главных составных музыки – слушатель. Ведь всё то, что создаёт композитор и исполняет исполнитель адресовано слушателю

Учитель Да, совершенно верно!

  • Вывод эксперимента

Ученики. делают вывод о том, что их предположения относительно архитектоники музыкального искусства потерпели фиаско (слайд №14).

Музыкальная архитектоника жизнеспособна лишь только в триединстве : композитор – исполнитель- слушатель (слайд №15)

  • Мы слушаем музыку (слайд16) «В пещере горного короля» Э. Григ

(слайд №17) Произведение звучит в классе без дополнительной аннотации.

По окончании слушания беседа с учащимися.

  • Восприятие музыкального произведения:

характеристика и анализ музыкального произведения.

Ученики. Ученикам хорошо знакомо это произведение, они его анализируют не с точки образного плана, а с позиции средств музыкальной выразительности: темпа, динамики, регистра, ритмического рисунка, тембровой окраски.

Учитель. Вы совершенно верно и точно проанализировали произведение. Скажите , пожалуйста в каком качестве вы сейчас принимали участие?

Ученики. Конечно, в качестве слушателя.

Учитель. Молодцы! А сейчас мы выступим в качестве исполнителя.

  • Мы поем (слайд №18) Контрольное исполнение заранее выученного музыкального произведения.(Во время исполнения производится аудиальная запись выступления для того, чтобы проанализировать свое исполнение: «Услышать себя..»

«Заход солнца» Э.Григ (слайд № 19).


Учитель. Молодцы! Профессиональное и стройное исполнение с использованием всех динамических оттенков и внутреннего движения. В подтверждение моих слов, вы можете прослушать своё исполнение в записи.

  • Заключение, выводы урока (слайд №20).

Учитель:В работе по проекту «Из чего состоит музыка» мы:

  • Провели исследование архитектоники музыки.

  • Приняли участие в качестве исполнителя и слушателя.

  • Проанализировали произведение Э.Грига «В пещере горного короля» с точки зрения средств музыкальной выразительности……

  • Продолжили работу над исполнительским мастерством.

Рекомендации (слайд21)


Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.

Искусство основано на интуиции, технология на науке.

С искусства все начинается, технологией - заканчивается,

чтобы затем все началось сначала.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!