СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УДД в курсе физики через проектную деятельность студентов СПО.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

С точки зрения современного образования именно сегодня важно не столько дать студенту как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной  задачей  новых образовательных стандартов. Для достижения умения учиться предполагается полноценное освоение студентами всех компонентов учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УДД в курсе физики через проектную деятельность студентов СПО.»

Формирование УДД в курсе физики через проектную деятельность студентов СПО.


С точки зрения современного образования именно сегодня важно не столько дать студенту как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов. Для достижения умения учиться предполагается полноценное освоение студентами всех компонентов учебной деятельности.

Достигать УДД, общих компетенций, в соответствии с требованиями работодателей студентами при изуче­нии физики можно различными методами, однако наиболее перспективным видится проектная деятельность, которая стала предметом педагогического исследования и полем моей образовательной практики.

Основ­ная цель проектного обучения — создать условия для развития умения студентов учиться на собственном опыте и опыте других, при этом происходит формирование ключевых компетенций.

На мой взгляд, эта педагогическая технология может быть эффективно ис­пользована, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя и расширяя ее.

Метод проектов был мною опробован и на первых и на вторых курсах. Проекты создавались студентами во внеурочное время, в рамках недели физики и в качестве групповых домашних заданий. Я применяю различные их виды:

  1. Информационные проекты — нацелены на сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Конечным результатом такого проекта может стать доклад, реферат, сообщение, презентация. Причем информацию студенты могут получать не только из книг или с использованием сети Internet, но и при работе с лабораторным оборудованием. Перечислю возможные проекты: "Исследование пословиц и поговорок с точки зрения физики", "Ферромагнитная жидкость - умная жидкость", "Большой андронный коллайдер".

  2. Исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы. Предполагают наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обозначение задач исследования, выдвижение гипотез, формирование выводов. Темами таких проектов могут быть: «Энергосбережение как осознанная необходимость», «Электродный нагревательный элемент».

  3. Продуктивные проекты — дают возможность студентам проявить творческое воображение и оригинальность мышления. Предполагают создание газет, видеофильмов, плакатов, рисунков, кроссвордов, тестов и других наглядных материалов. Для чего они нужны? В Центре региональных социальных исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, было проведено исследование, согласно, которого оказывается, что у большинства выпускников колледжей преобладает установка лишь на исполнительскую профессиональную деятельность, они опираются, в основном, на репродуктивный уровень мышления. Поэтому развитие творческого мышления, это актуально и необходимо для профессионального становления студента как будущего специалиста любого профиля.

  4. Ролевые проекты - помогают участникам взять на себя роли литературных или исторических персонажей. Это могут быть театральные представления «Город энерции», «Биография электромагнитной индукции», и другие.

  5. Практико-ориентированные - направляют действия студентов на решение реальных проблем (например: разработать памятку по предупреждению близорукости, выпустить листовки на тему «Плаванье человека и техника безопасности поведения в воде», здесь можно опираться лишь на фантазию самих студентов, чаще всего они сами с готовностью предлагают свои проекты).

В реальной практике приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследования и творчества.

Перечислю некоторые темы мини-проектов, выполненных студентами и используемые в качестве дидактического материала при изучении новой темы, повторении, подготовки к итоговой аттестации.

Учебная тема “Механические волны”. Тема мини-проекта: «Акустика в архитектуре»

Учебная тема “Магнитное поле”. Тема мини-проекта: “Магнетизм Земли и влияние на человека“.

Учебная тема “Электрический ток» Тема мини-проекта: "Модель электроскопа", "Живое электричество".

В данном случае конечными продуктом мини-проектов являются: презентации в Power Paint по теме мини-проекта , действующие модели, фото-коллекции, а также буклеты.

Слово «Модели» натолкнуло меня на мысль об использование метода моделирования на занятиях физики как средства достижения метапредметных результатов.

Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные.

I. Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме.

Возможностей для такого действенного овладения предметным моделированием в курсе физики немало. Приведу конкретные примеры использования и построения моделей на занятиях по физике.

1. Модель гальванического элемента. По принципу работы гальванического элемента протекают биологические процессы в живых организмах. Вам знакомы такие животные как электрический скат, электрический угорь. Это тоже своего рода гальванические элементы. Но не только, если взять фрукты и овощи, то это тоже отличные создатели электрического тока.

2. Большинство физических объектов можно изготовить самостоятельно так, например электродвигатель, для его изготовления достаточно бросового материала.

То есть для создания модели подойдут любые подручные предметы. В итоге студенты «пропускают» через себя информацию, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи и воплощают в модель. Проводя такие занятия, преподаватель довольно легко может определить, насколько студент понимает предмет.

II. Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образная модель - это модель в мысленной или разговорной форме. Знаковая модель - это модель, выраженная средствами формального языка (графики, таблицы, тексты). Образные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в голове человека, может быть облечен в знаковую форму.

Я использую информационные модели как опору для изложения соответствующего учебного материала на основе кластеров.

Очень эффективно использовать информационные модели при изучении элементарных зарядов, где в опорном конспекте по учебному материалу в виде значков, символов кодируется большой объем информации, но легко расшифровываются студентами.

Подводя итоги вышеизложенному, следует сказать, что одной из основных задач современного преподавателя является работа по формированию УДД с использованием современных путей, форм, способов организации учебного процесса, современных образовательных технологий, которые призваны реализовать развивающий потенциал среднего профессионального образования. Существует такой тезис: жизнь на занятие должна стать подлинной. Сделать ее таковой – задача современного преподавателя.

Список используемой литературы.

  1. Федеральные государственные  образовательные  стандарты СПО по профессии: по специальности 150415 Сварочное производство.

  2. Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов [Текст] / Н. И. Аксенова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 104-107.

  3. Бутиков Е.И. Интерактивные компьютерные модели в преподавании физики// «Компьютерное моделирование 2003» : Труды 4-й Международной научно- технической конференции.СП6: Нестор, 2003.

  4. Полиенко Н. Н. Метод проектов как средство формирования исследовательских умений и навыков студентов [Текст] / Н. Н. Полиенко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.).  — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 92-94.

  5. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений/С.Е. Каменецкий, С.В. Степанов, Е.Б. Петрова и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого и С.В.Степанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 304с.

  6. Рекомендации научно- методического симпозиума «Компьютерное моделирование в обучении точным наукам» // Педагогическая информатика 2004, №1.

Интернет-ресурсы

  1. http://physics.nad.ru/physics.htm  - Анимация физических процессов по оптике, волнам, механике, термодинамике.

  2. http://physics.nad.ru/  -  Физика в анимациях.

  3. http://festival.1september.ru/ - фестиваль «Открытый урок»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!