Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных компетенций на занятиях УДОД физкультурно-спортивного направления»
«Формирование универсальных компетенций на занятиях УДОД физкультурно-спортивного направления».
Учитель
физической культуры
МБОУ Шиковской СШ
Дегтярев В.Н.
Ноябрь 2017
Говорят, что физкультура - Очень значимый предмет. Как ин.яз., литература, Ведь когда здоровья нет, Не спасет антибиотик, Витамины, арбидол. Лишь погубите животик. Но гимнастика, футбол На уроках физкультуры, Брусья, лыжи и турник Много лучше, чем микстуры. Помни это, ученик!
Дополнительное образование детей – совершенно особая сфера образования, главными компонентами которой являются творчество и свобода выбора.
Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Одно из главных требований – это необходимость соответствия учебного процесса Федеральному Государственному Стандарту (ФГОС), в котором немалое внимание уделено роли дополнительного образования в формировании личности обучающихся
Историческая справка
В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 – начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление – компетентностный подход в образовании.
Задача реализации компетентностного подхода к образованию школьников решается в 2-х направлениях:
- В области содержания образования (в связи с чем разрабатываются стандарты образования 2-ого поколения, в основу которых положен компетентностный подход);
- В области технологий обучения и воспитания школьников.
- Компетенция (от латинского « competentia ») – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
- Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
- Ключевые компетенции – универсальные компетенции, применимые в различных жизненных ситуациях и необходимые для успешной реализации человеком всех основных жизненных ролей: гражданина, семьянина, члена общества, защитника отечества, работника (являются «ключом» к успешной жизни человека в обществе).
- Компетентностный подход – подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса
- является формирование компетенций.
В документах ЮНЕСКО определены следующие ключевые компетенции:
· научить получать знания (учить учиться)
· научить жить (учение для бытия)
· научить работать и зарабатывать
(учение для труда)
· научить жить вместе
(учение для совместной
жизни).
- Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один - задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к занятиям в УДОД физкультурно-спортивного направления, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося. Современные педагогические технологии, позволяют учителю достичь максимальных результатов в решении многих задач.
Образовательный процесс в области физической культуры решает следующие задачи:
- - укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- - формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корректирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- - освоение знаний о физической культуре и спорту, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- - обучение навыкам и умениям в физкультурно -
- оздоровительной и спортивно – оздоровительной
- деятельности, самостоятельной организации
- занятий физическими упражнениями;
- - воспитание положительных качеств личности,
- норм коллективного взаимодействия и
- сотрудничества в учебной
- и соревновательной деятельности.
- Формирование общих компетенций и внедрение в учебный процесс по физическому воспитанию инновационных здоровье сберегающих технологий позволяет проводить занятие в свете современных требований, значительно повысить эффективность системы физического воспитания , осуществлять воздействие на развитие физических и психологических качеств.
- Цель преподавания физического воспитания в УДОД:
создать среду обучающей, воспитывающей оздоравливающей, развивающей,
которая способствует наиболее полному
раскрытию задатков у детей,
обеспечивает ему условия для
формирования универсальных
компетенций.
- Процесс физического воспитания в УДОД способствует формированию общих компетенций:
- ключевые (формирование воли к победе)
- социальные (спортивные игры как средства развития социальной компетенции)
- познавательные, личностные, информационные, коммуникативные, самообразовательные, компетентное отношение к собственному здоровью
- предметные: оздоровительно – адаптивная, организационная (режим дня).
- В.А. Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества »