ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В 7 КЛАССЕ
Виды УУД | Содержание | Критерии сформированности | Типы заданий |
Личностные универсальные учебные действия |
Действия личностного самоопределения | Система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, о своем мире и отношениях со сверстниками и окружающими | 1. Адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. 2. Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «я» и «хороший ученик». 3.Осознание необходимости самосовершенствования. 4. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. | На этапе рефлексии попросить обучающегося самому дать оценку своей успешности на уроке. При обсуждении прочитанных/ прослушанных текстов попросить обучающихся сказать, как бы они поступили на месте героев рассказа и почему. |
Действия смыслообразования | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельностина на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально- значимой деятельности | 1. Сформированность познавательных мотивов. 2. Интерес к новому. 3. Интерес к способу решения поставленной задачи и общему способу действия. 4. Сформированность социальных мотивов. 5. Осознание необходимости быть полезным обществу. 6.Сформированность учебных мотивов. 7. Стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений. 8. Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью. | Попросить ученика ответить на вопрос: «Для чего я изучаю английский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?» |
Действия нравственно-этической ориентации | Формирование умений аргументировать необходимость соблюдения моральных норм и оценивать действия с точки зрения соблюдения или нарушения моральной нормы | 1. Ориентировка на моральную норму поведения в обществе. 2. Учет обучающимися объективных последствий нарушения нормы. 3.Адекватность оценки действий других людей с точки зрения соблюдения/ нарушения моральной нормы. | Любые задания, где необходимо дать нравственно-этическую оценку поведению героев прочитанного/прослушанного рассказа или прокомментировать содержание текста с опорой на личный жизненный опыт. |
Регулятивные универсальные учебные действия |
Действия целеполагания | Постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотносения того, что уже известно и того, что предстоит освоить; понимание учеником того, что он будет делать в классе и дома, и зачем он это будет делать | 1. Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. 2. Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется. 3. Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи. 4. Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней. 5. Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы. | Основной вопрос, который ставит школьник: «Зачем, для чего мне это нужно?» Ученику предлагается самому определить цель урока с опорой на наглядность, иллюстрацию, слайд и т.д. |
Действия планирования | Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий | 1. Развитие умений составлять план и действовать согласно ему. 2. Способность самостоятельно планировать свою учебную и иноязычно-речевую деятельность. | Задание самостоятельно составить план предстоящей экскурсии (по родному городу или городам изучаемого языка). Активно используется обучающимися при работе над проектами. |
Действия прогнозирования | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик | Развитие навыка вероятностного прогнозирования при аудировании и чтении иноязычных текстов, предвосхищение результатов своей деятельности по овладению ИЯ. | На основе заголовка или начала текста высказать на ИЯ свое мнение/предположение о дальнейшем развитии событий. |
Действия контроля | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Сравнение результатов своих пошаговых действий и деятельности в целом с заданным эталоном-образцом с целью выявления отклонений от образца — умение контролировать ситуацию, процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; адекватное восприятие оценки учителя и сверстников. | Ученику предлагается самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале. Выполнение любых контрольных заданий, в том числе тестового характера. |
Действия коррекции | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата | Умение вносить необходимые корректировки в свои речевые действия на основе их оценки — умение видеть ошибку и умение исправить ее как с помощью, так и без помощи взрослого. | Выполнение работы над ошибками. |
Действия оценки/ самооценки | Обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений | Осознание учеником того, что он хорошо научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, чем еще предтоит овладеть, чтобы свободно использовать ИЯ. | Ответ на вопрос: «Чему я научился сегодня на уроке; что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения?» |
Действия саморегуляции | Обеспечивается организация и регулирование учащимися своей учебной деятельности | Умение сосредотачиваться на выполнении речевых действий; умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели, для преодоления неудач, когда что-то не удается с первого раза при устном и письменном общении на ИЯ (продуктивные виды РД); умение преодолевать импульсивность и непроизвольность. | Саморегуляция происходит при инсценировки сказок, в ДР, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Участие в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; работа в составе проектной группы. |
Познавательные учебные действия |
Общеучебные действия | Рефлексия деятельности по овладению ИЯ, контроль и оценка процесса и результатов иноязычной речевой деятельности | 1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи. 2. Поиск и выделение необходимой информации (при аудировании и чтении на ИЯ). 3.Самостоятельное осознанное построение устного и письменного речевого высказывания (суждения) на ИЯ. 4.Выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения. 5. Смысловое чтение и слушание (осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации,формулирование проблемы и главной идеи текста). | Формулировка познавательной задачи самими учащимися. Организация проектной деятельности обучающихся, связанная с освоением нового языка и поиска информации из Интернет-ресурсов. Подготовка устного и письменного высказывания. |
Логические действия | Развитие навыков синтеза и анализа, умения устанавливать причинно-следственные связи | 1. Синтез, т.е. составление целого из частей. 2. Самостоятельное выведение правил построения иноязычной речи. 3. Установление причинно-следственных связей при аудировании и чтении текстов. 4.Доказательство своей точки зрения. 5. Выдвижение гипотез и их обоснование. | Поиск и выделение необходимой информации. Выделение необходимой информации при чтении и аудировании, поиск в Интернете информации о праздновании праздников в Великобританиии т. д. Осознанное построение речевого высказывания. Самостоятельное описание любимого героя и умение ответить на вопрос, почему этот герой меня привлекает. |
Действия по постановке и решению проблемы | Умение самостоятельно определить проблему и найти пути ее решения | 1. Самостоятельное формулирование проблемы творческого и поискового характера. 2. Определение способов решения проблемы. 3. Определение последовательности действий. | Формулирование проблемы (главной идеи) текста. Извлечение необходимой информации из прочитанного (прослушанного) аутентичного текста. |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации) | 1. Учет позиции партнеров по общению или деятельности. 2. Умение слушать и вступать в диалог. 3. Участие в коллективном обсуждении проблем. 4. Интеграция в группу сверстников и сотрудничетво с ними и со взрослыми. | Участие в этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие, прощание). Ведение диалога- расспроса( расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы, и отвечать на вопросы собеседника) в типичных ситуациях повседневного общения в рамках, отобранных сфер общения. |
Постановка вопросов | Умение задавать вопросы собеседнику с целью получения дополнительной информации | Умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнером. | Организация интервью. Составление списка вопросов, необходимых для туристов, посещающих страну изучаемого языка. |
Разрешение конфликтов | Умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников | Развитие умений договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов. | Выразить свое согласие или несогласие с позицией собеседника. Вступить в диалог- конфликт, принять или отвергнуть точку зрения одной из сторон с обоснованием своей позиции. |
Управление поведением партнера по иноязычному общению | Контроль, коррекция и оценка действий партнера | Взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнера по общению на ИЯ. | Пригласить партнера по диалогу к действию или взаимодействию. Выслушать партнера и дать эмоциональную оценку высказыванию (восторг, удивление, радость, огорчение и т.д.) |
Полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Передавать содержание (основную мысль) прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план или без опоры. Выразить свое мнение о чем-либо или о ком-либо, сравнить с элементами аргументации. |