СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование универсальных учебных действий через преподавание культурологического курса «Введение в МХК» в 1-4 классах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторы статьи представляют опыт работы гимназии по формированию универсальных учебных действий через преподавание культурологического курса «Введение в МХК» в начальной школе.

 

Просмотр содержимого документа
««Формирование универсальных учебных действий через преподавание культурологического курса «Введение в МХК» в 1-4 классах»»

Семушина Т.Ж.,

Чумаченко М.Ф.,

МАОУ «Ягринская гимназия»

г. Северодвинск

Архангельская область

Россия


«Формирование универсальных учебных действий через преподавание культурологического курса «Введение в МХК»

в 1-4 классах»


Аннотация

Авторы статьи представляют опыт работы гимназии по формированию универсальных учебных действий через преподавание культурологического курса «Введение в МХК» в начальной школе.


Ключевые слова

Культурологический курс «Введение в МХК», универсальные учебные действия, музейная педагогика в учебном процессе.


Культурологический курс «Введение в Мировую художественную культуру» преподается в 1 – 4 классах МАОУ «Ягринская гимназия» с 2012-2013 учебного года.

Рабочая программа по курсу «Введение в МХК» составлена в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной общеобразовательной программы начального общего образования [1], на основе программы для начальной школы «Мир музея» музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!», разработанной Российским центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея г. Санкт-Петербурга [2], Программы по изобразительному искусству для четырёхлетней начальной школы [3] . Программа составлена с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования универсальных учебных действий и с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, воспитание умения учиться, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития) реализуются в процессе обучения всем предметам.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание особой развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания. Именно музей предоставляет большие возможности для включения детей в особую эстетическую атмосферу, способствующую освоению художественного наследия, а также интеллектуальному, эмоциональному и творческому их развитию.

Программа «Введение в Мировую художественную культуру» направлена на приобщение учащихся к изобразительному искусству и к музею как средству формирования духовно-нравственных основ личности. Мы считаем, что данный культурологический курс — подготовительный начальный этап изучения предмета «Мировая Художественная Культура» в основной школе.

Программа «Введение в Мировую художественную культуру» ставит перед собой

Задачи:

  • поэтапного развития визуального мышления учащихся и навыков межличностного общения, которые формируются на художественном материале;

  • поэтапного ознакомления с видами, жанрами изобразительного искусства, средствами художественной выразительности;

  • развития способности восприятия и понимания произведений искусства во взаимосвязи с окружающей средой.

Курс «Введение в МХК» является надпредметным и носит ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания по литературе, истории своей страны и родного края, изобразительному искусству, музыке, даёт обучающемуся материал, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

В процессе изучения курса формируются универсальные учебные действия.

Для формирования метапредметных результатов занятия по программе «Введение в МХК» проводятся с использованием деятельностного метода и технологии развития критического мышления.

Метапредметными результатами освоения курса являются:

а) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

б) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Данные результаты обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Общая схема организации урока выглядит следующим образом:

  1. Актуализация знаний.

  2. Рассматривание зрительного ряда.

  3. Беседа по теме урока (создaние проблемной ситуации, вхождение в сюжет урока).

  4. Аналитическая работа.

  5. Физминутка.

  6. Практическая деятельность детей (эскизы, поделки, выполнение заданий в тетради для творческих работ).

  7. Выставка детских работ.

  8. Рефлексия (заполнение анкет, написание небольших сочинений, отгадывание загадок и др.)

На разных этапах занятия мы используем самые различные приёмы, которые помогают формировать универсальные учебные действия. Занятие может начаться с упражнения или коммуникативной игры, которые создадут эмоционально-положительный настрой перед началом работы.  Учащиеся сами определяют тему занятия через разгадывание ребусов, кроссвордов, составление слов, рассматривание предметов и предугадывание того, о чем эти предметы нам могут рассказать.

Используя вопросительные слова, задают вопросы к теме урока и определяют учебную задачу.

Особенно четко представить сюжет художественного полотна или фотографии, понять авторский замысел помогает прием «вхождение в картину».

Так, например, в ходе занятия по теме «Неожиданное впечатление» дети представляют, что они «входят» в фотографию «На берегу Финского залива». Ребята называют, какие звуки слышат, какие запахи чувствуют. Представляют себя сидящими на одном из камней, опустив ноги в воду. Описывают, что они ощущают при этом. Школьники слушают и подбирают к картине или фотографии, соответствующие по настроению музыкальные фрагменты из классических произведений отечественных и зарубежных композиторов, строчки из литературных произведений писателей и поэтов.

Занятия по данному курсу не только приобщают младших школьников к классическому изобразительному искусству, но и развивают навыки проектной и исследовательской деятельности через образовательные экскурсии на экспозициях школьного и городских музеев.

Занятие – экскурсия включает три этапа - подготовительный, основной и заключительный.

Основной этап экскурсии проходит на экспозиции музея.

Немаловажное значение имеет заключительный этап занятия. Рефлексия проходит через практическую работу - составление кластеров, написание сочинения по впечатлениям об экскурсии, определение дальнейших целей по изучению русской живописи.

Например, итогом работы по проекту «Музеи нашего края», в ходе которого были проведены образовательные экскурсии, стали фотоотчеты, рисунки и сочинения учащихся.

В соответствии с примерной образовательной программой на четыре года обучения (1- 4 класс) отводится 136 часов.

Недельная нагрузка в каждом году обучения 1 час в неделю. «Введение в МХК» изучается и реализуется через урочную (2 и 3 классы) и внеурочную (1 и 4 классы) формы организации учебной деятельности.

Учитель имеет право выбрать для изучения произведения, которые он возьмет за основу авторского прочтения программы. Это один из путей творческого освоения курса, а при необходимости — его сокращения.

Итогом преподавания курса «Введение в МХК» можно считать участие наших учеников в Интернет-олимпиаде «Мир музея», которая состоялась в марте 2015 года. В апреле победители отправились в Санкт-Петербург на II тур олимпиады, проводимый сотрудниками Центра музейной педагогики и детского творчества в интерьерах Михайловского дворца. Трое обучающихся получили дипломы победителей.

Заслуживают внимания отзывы родителей об изучении данного курса.

"С началом изучения дисциплины «Введение в МХК», я заметила у ребенка огромный интерес к живописи. У дочки появились любимые художники, картины. Ей очень интересно о них рассказывать, делиться впечатлениями…» 

«Программа по Введению в МХК крайне необходима нашим детям. Знания, полученные на этом уроке, помогут им вырасти культурными, интеллектуально развитыми людьми, знающими свои истоки, культуру и историю…»

«На уроках МХК дети расширяют кругозор, знакомятся с различными произведениями искусства, учатся их оценивать не только субъективно («нравится - не нравится»), но и, в какой-то степени, с позиции юных искусствоведов…».

«Программа очень интересна не только для детей, но и для взрослых, поскольку делая уроки с ребенком, узнаешь много нового и интересного…»

«Спасибо Вам за знания не только наших детей, но и за знания, приобретенные взрослыми. Я понимаю, что многого еще не знаю, и я с удовольствием продолжу курс вашего обучения со своим ребенком…"

Таким образом, преподавание курса в начальной школе способствует формированию универсальных учебных действий:

- навык визуального мышления;

- анализ визуальных объектов окружающей среды;

- творческое осмысление информации;

- выполнение творческих работ;

- анализ содержания картины;

- интерпретация произведений искусства.



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373].

  2. Столяров Б.А. Мир музея: образовательная программа: методические рекомендации / Б.А. Столяров, Н.Д.Соколова, Т.А.Барышева, О.Р.Лузе, Л.А.Гольтякова; научный руководитель Б.А.Столяров, науч. Ред. Н.Д.Соколова; Министерство образования и науки РФ, РАО, РГПУ им. А.И.Герцена, Министерство культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей». – СПб.: ГРМ, 2009. – 479 с.

  3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа. Программа по изобразительной деятельности. Авторы: О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011. – 336 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!