СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование УУД младших школьников средствами учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступлеие по теме «Формирование УУД  младших школьников средствами учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»

Просмотр содержимого документа
««Формирование УУД младших школьников средствами учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»»

Всероссийский педагогический форум «Реализация ФГОС начального общего образования средствами системы учебников «Начальная школа XXI века»















«Формирование УУД младших школьников средствами учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»



Автор: Цуканова Т.В.,

учитель начальных классов Сладковской СОШ





















МАОУ Сладковская СОШ. 2013г.

Формирование УУД младших школьников средствами УМК

«Начальная школа XXI века».

Совершенствование системы начального образования с введением новых стандартов предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.

Начнём с того, что учебная деятельность, которая должна лежать в основе познания, является ведущей для учеников младшего школьного возраста. Поэтому, по мнению авторов ФГОС, ЕСЛИ она НЕ будет СФОРМИРОВАНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, то УЖЕ НЕ БУДЕТ СФОРМИРОВАНА НИКОГДА. Закончится этот возрастной этап. Только в начальной школе ведущая деятельность - учебная. Вот почему новые ФГОС можно осуществить только начиная с первой (начальной) степени обучения. Поэтому мы, учителя начальной школы, понимаем всю свою ответственность и нелёгкую задачу.

Наконец- то психологи сформулировали, из каких компонентов состоит учебная деятельность: это метапредметные универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные. Психологи их выделили, но не показали, как формировать на ребёнке и у каждого ребёнка.

Новый ФГОС начального общего образования ставит перед нами важную задачу – формировать умение учиться на предметном материале, давать предметные знания через метапредметную деятельность. Передача предметных знаний ребёнку сама по себе никакого отношения к УУД не имеет. Поэтому, идя сегодня на урок, учитель должен продумывать, через какие виды деятельности он будет преподносить ученику новый материал. Вот один из примеров планирования деятельности на уроке развития речи в 1 классе (сл.2).

Содержание курса


урока и тема


Характеристика деятельности учащихся


Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Подбор слов, соответствующих заданной звуковой модели.

Письмо предложений с соблюдением гигиенических норм.


4. Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Отработка порядка действий при списывании.


Оценивать текст с точки зрения наличия/отсутствия в нем необходимых для данной ситуации общения этикетных слов и выражений.

Устанавливать ситуации общения, в которых могут быть употреблены предложенные этикетные слова.

Выбирать предложенные этикетные слова, соответствующие заданным ситуациям общения.

Использовать алгоритм порядка действий при списывании.

Соотносить слова с приведенными звуковыми моделями.

Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.


Предметные действия через метапредметные – каждый день, на каждом уроке.

И результатом обучения и развития ребёнка , объектом оценивания будет теперь владение предметными знаниями через метапредметные действия. Давайте посмотрим и сравним пример формулировки задания в прежнем и новом контексте.

В прежнем издании:


В новом издании:


Спиши. Вставь пропущенные буквы.


Прочитай текст. Распредели слова с пропущенными буквами в 3 столбика по орфограммам. (Группировка по существенному признаку)




И самое важное УУД, на мой взгляд, которое мы обязаны сформировать – это умение принимать и сохранять учебную задачу. Ведь почему, например, с тестовыми контрольными работами наши дети справляются намного хуже, чем с обычными? Да потому, что тест состоит из 20, а то и более учебных задач, которые ребёнок должен прочитать, принять и удерживать для правильного выполнения. А этого у нас почти никто не умеет. Давайте проследим это на двух примерах:

Отметь все прилагательные мужского рода.

  • средний

  • синий

  • гербарий

  • голубая

  • весенний


Отметь неодушевлённые существительные единственного числа

  • листья

  • белка

  • подушка

  • сахарница

  • кролик


Какие ошибки чаще всего допускают наши дети, выполняя первое задание? Они выберут все слова мужского рода, включая и слово гербарий, которое совсем не относится к прилагательным. Во втором случае наиболее частая ошибка – выбор всех неодушевлённых имён существительных, включая и слово листья. И это говорит о том, что дети не приняли учебную задачу целиком или попросту не удержали её, потеряв половину условия.

Вот теперь нам нужен новый учебник, формирующий УУД. И такими учебниками, в отличие от старшего и среднего звена, мы – начальная школа – уже вооружены. Содержание учебников «Начальная школа XXI века» включает в себя целый набор инструментария для организации деятельности на уроке и во внеурочное время. Надо только умело пользоваться этим инструментарием, следуя логике авторов.

«Учитель отбросил учебник и навыдумывал своё – это сразу плохой учитель» - по словам Станислава Викторовича Иванова. «Ты претворяй то, что автор насоставлял. Он этим занимался. А ты не можешь быть специалистом во всём. Всё творчество учителя не в переработке учебника, а в детях (в индивидуальном , личностно-ориентированном, дифференцированном подходе). Если учитель фантазирует, напиши тогда программу сам». И я с ним согласна. Его учебник действительно учит через деятельность, формируя универсальные действия. Давайте заглянем хотя бы на одну из его страниц и проанализируем задания на предмет формирования УУД.

Учебник «Русский язык» 3 класс, страницы 134-135.

  • Упр1. Запиши схему… ( познавательное УУД – моделирование)

  • Упр.2 – Найди и исправь ошибки… (целеполагание – принимать и удерживать учебную задачу – это в каждом упражнениии, регулятивное УУД – контроль, оценка и коррекция деятельности)

  • Упр.3 – Помоги Серёже определить… (регулятивные, общеучебные УУД – анализ информации, оценка и коррекция, личностные – взаимопомощь сквозному герою, мотивация)

  • - Помоги Вите. Исправь и объясни… (познавательные, логические УУД – построение рассуждений и доказательства) и т.д.

Или вот ещё один из примеров упражнения, формирующего регулятивное УУД – принимать и удерживать учебную задачу (слайд). Обратите внимание на вопрос, адресованный ученику, после текста упражнения. Ведь сначала дети на него и внимания не обратят. И тогда найдутся в классе такие, кто обязательно возмутится: «Татьяна Владимировна, а куда слово акация и традиция?» Вот они – первые крупицы умения вдумываться, анализировать и удерживать учебную задачу. Ведь заметили лишние слова среди всех!

Важно не диктовать ученикам их действия, а учить их планировать деятельность самостоятельно: прочитайте задание; что требуется, как будем действовать? А у нас ведь как часто бывает?

- Лена, читай задание.

- Читай первое слов. Найди корень? Где находится ци? В какой столбик запишем?

При такой методике мы не даём ребёнку простраивать деятельность самостоятельно. Поэтому использовать учебник важно грамотно, тщательно продумывая учебный диалог.


Давайте рассмотрим и другие механизмы формирования УУД, заложенные в наши учебники и тетради на печатной основе.


  • На форзацах учебников литературного чтения появились памятки (алгоритмы учебных действий), которые учат детей выстраивать и регулировать свои действия при работе с текстом или книгой. В первом и втором классе их шесть, а в 3 классе добавляется ещё две: №7 – Работа с книгой; №8 – Работаем с произведением самостоятельно.







При работе с текстами авторы учебников постоянно ориентируют детей на использование заложенного в памятках алгоритма действий.


  • Во многих заданиях усилено регулятивное УУД «Проверь себя», которое учит ребёнка осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.













  • Усилена работа с таблицами и схемами. Появилось предложение для детей: таблицу можно заполнить в тетради или на компьютере.














  • Усилена работа с текстом (познавательные УУД – осуществлять смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации)


  • В учебниках заложены различные формы организации учебной деятельности – групповой, парной, что формирует коммуникативные УУД. Для этого авторы используют значки-ориентиры к упражнениям: «команда гребцов в лодке» - работа в группе, «велосипед – тандем» - работа в паре.



ПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЧЕРЕЗ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – каждый день, на каждом уроке. И если учитель будет умело следовать за логикой построения урока автором учебника, не игнорируя, не торопясь – то каждый урок действительно станет эффективным средством формирования УУД. Содержание учебников мало изменилось. Изменилась формулировка заданий, которая часто выводит на целый комплекс метапредметных действий. Приведу лишь несколько примеров.



В старом издании учебника

В издании, ориентированном на ФГОС


Мы должны подвергнуть анализу собственную методику. В чём разница урока по традиционной системе и по новой? Попробую продемонстрировать это лишь на одном упражнении урока русского языка в 1 классе (Урок блока «Развитие речи»).


- Дети читают задание. Коллективно обсуждать не надо. Нет никаких УУД в фронтальном обсуждении: - О чём текст? Почему мальчик переживает? Как ты считаешь? А ты как считаешь? – В этой отвратительной методике мы губим всё. Мы приучаем не слушать другого человека. От тянущейся руки на уроке трудно избавиться.


Наша задача – заставить задуматься.

- Ребята, вам понятно про что стихотворение?

- Но если вам понятно, что же мы будем обсуждать? Давайте сразу перейдём ко второму заданию!

(Какая реакция?! Очень редко найдётся в классе ученик, который откажется от «давайте!» Тем самым мы проверили: никто из ребят не принял учебную задачу). Т.е. мы провоцируем детей на форсирование учебной задачи.




- А всё таки давайте ещё раз прочтём задание. Авторы ведь знали, что мы поймём, а всё равно просят: обсуди. А почему, как вы думаете? (Молчат. Они должны задуматься.)

- Наверное, авторы хотели, чтобы мы обсудили, потому что каждый из нас думает по-разному?

- Вы знаете, а один ученик однажды сказал, что мальчик переживает оттого, что мало кошке наподдал…(Провоцируем ребёнка на обсуждение. Допускаем возможность другой точки зрения – коммуникативные УУД)


Дети начинают задумываться. А слово «обсуди» для ребёнка ничего не значит.


- Как ты понимаешь слово «совесть»? (молчат)

- А как вы всё-таки думаете, мальчик хороший или плохой?

- Вот это, ребята и есть совесть – когда ты переживаешь за плохой поступок. Плохой человек за плохой поступок не переживает.


Одним махом решаем три задачи:

  • предметную (развитие речи);

  • метапредметную: учили, что надо учебную задачу принимать, коммуникативные действия (допустили возможность другой точки зрения);

  • и обсудили личностное понятие совести.

Не обязательно на уроке всегда будет развиваться 3 компонента. Но должно быть всегда соединение двух: предметного + метапредметного.

В своём выступлении я продемонстрировала далеко не все возможности системы учебников «Начальная школа XXI века» для реализации требований ФГОС. Можно говорить и о том, что никакой материал не даётся в готовом виде. Авторы умело простраивают исследовательскую деятельность на страницах книг через проблемные ситуации, используют такие интересные приёмы, как лингвистический эксперимент, приём развёрнутого толкование слов. В учебники встроены толковые и орфографические словари, которые учат детей работать со справочниками. Книги Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» приобщают к мини-иследованиям и работе со справочной литературой, учат работать с текстами научного содержания.

Учебник технологии Е.А. Лутцевой формирует умение разрабатывать и выполнять творческие проекты, работать на компьютере и с Интернетом. В нашей школе на уроках технологии успешно используются конструкторы Перворобот LEGO®WeDo™ и программное обеспечением к ним. Работая с этим конструктором индивидуально, парами, или в командах, учащиеся 7 – 11 лет могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями. Элементы робототехники мы встраиваем в программу по технологии в разделе «Преобразование энергии сил природы».

Немаловажно и то, что в системе УМК «Начальная школа XXI века» обновлены контрольно-измерительные материалы. Появились тетради для контрольных работ на печатной основе по русскому языку, адресованные детям. В тетради для 4-го класса в конце учебного года мы видим «Комплексную итоговую контрольную работу за 1-4 класс», проверяющую достижения метапредметных результатов, сформированность УУД через предметную область «Русский язык». Очень хочется, чтобы такие тетради были разработаны и изданы и к другим предметам.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!