СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках литературного чтения на татарском языке в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Формирование УУД на уроках литературного чтения на татарском языке в начальных классах" 

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках литературного чтения на татарском языке в начальных классах»

Формирование УУД на уроках литературного чтения на татарском языке в начальных классах


В настоящее время каждый учитель в своей педагогической деятельности применяет новые педагогические технологии, методы и приемы для формирования УУД у учащихся. Ведь каждый урок надо спроектировать таким образом, чтобы он соответствовал требованиям ФГОС. Я остановлюсь на формировании УУД в начальных классах на уроках литературного чтения на татарском языке.

Как известно, в составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока: 1) регулятивный; 2) познавательный; 3) коммуникативный; 4) личностный.

1.Регулятивный блок. Виды регулятивных действий:

- Целеполагание, планирование. Использую приём «Вопрос к тексту». Перед изучением произведения дети составляют к тексту вопросы. Также задаются вопросы: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?».



- Прогнозирование. Формировать умение прогнозировать помогают вопросы: «Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся?» или задание «Прочитай заголовок произведения. Подумай, о ком или о чем будем читать. Это сказка или рассказ? Прочитаем текст и проверим свои предположения» «Почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно? «А как бы ты назвал это стихотворение?».


- Контроль. Для формирования способности к контролю, самоконтролю и коррекции даю задание «Внимательно читай. Найди, исправь ошибки и прочитай правильно. Какие ошибки при чтении допустил одноклассник?»


- Коррекция. Задание «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно», задания на редактирование: «Проверь, все ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана».


- Оценка. Для формирования способности к самооценке, умения оценивать свою работу на уроках задаю вопросы «Что тебе надо было сделать? Что удалось, а что не получилось? Оцени свою работу», «Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого»; «Перечитай текст и отметь то, что тебе непонятно».


2. Познавательный блок. Средством формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения служат тексты учебников, обеспечивающие формирование первичных навыков работы с информацией. Ученик учится: отличать новое от известного;

ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; работать со словарями; сравнивать и группировать предметы, понятия; делать выводы; подробно пересказывать небольшие тексты.

На уроках детям предлагаю такие задания:

-прочитай отрывки из текста и соедини их в логическом порядке;

-сравни тексты и укажи их различия;

-нарисуй рисунок к одному из текстов и предложи ребятам определить, к какому тексту     нарисован   рисунок и т.д.

Также использую некоторые упражнения приема моделирования. Это составление моделей обложек, составление модельного плана, работа со схемами, таблицами. Предлагаю детям следующие задания:

- раздели текст на смысловые части,

-определи, какую структурную часть сказки прочитал одноклассник,

-прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её сам,

-определи основную мысль каждой части, проверь себя,

-нарисуй иллюстрацию к данной части сказки,

-составь несколько вопросов в предложенной части сказки,

-соотнеси иллюстрации с моделями,

-перескажи предложенную часть,

-определи, из какой части сказки взяты строки,

-составь список писателей, писавших на эту тему, выстроив фамилии в алфавитном порядке,

-перечисли поступки героя и продолжи «Мин дә...(и я…)».



3.Коммуникативный блок. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий я выбрала организацию учебного процесса на основе деятельностного подхода.

Рассмотрим упражнения, формирующие коммуникативные УУД:

-Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами формирует устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному, пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий).

-Умение выражать и отстаивать свою точку зрения формируют беседы, обсуждение творческих работ, защита творческих проектов.

-Умение владеть диалогической речью, выслушивать и уважать точку зрения других развивают викторины, интеллектуальные игры, творческие конкурсы, работа в группах, чтение по ролям.

Коммуникативные УУД формируются также в процессе продуктивного чтения и организации работы в парах или группах. Ведется целенаправленная работа над развитием умений общаться на татарском языке, слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, вести диалог, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Для достижения данных результатов привлекаю детей к ведению урока посредством таких заданий как:

-твое отношение к главному герою?,

-задай свой вопрос соседу по парте (по содержанию текста),

-подготовить диалог по теме,

-расскажи по плану о понравившимся тебе герое,

-найти определённый материал в Интернете,

-подготовить вопросы по произведению и т.д.

Также использую приём «Характеристика литературного героя». Учащиеся сами дают характеристику героям по данному плану.



4.Личностный блок. Для формирования личностных универсальных учебных действий в учебнике много текстов о любви к Родине, о нравственных качествах человека, о взаимоотношениях родителей и детей, о взаимовыручке. Обязательно при анализе произведений находим ответы на вопросы: «Для чего писатель рассказал эту историю?», «В чем мудрость сказки?»; выполняем творческие задания; даем оценку событиям, происшествиям.

В своей работе для формирования универсальных учебных действий стараюсь использовать новые образовательные технологии.

1. Игровые технологии. Игровые технологии позволяют активизировать детей, поддерживать их интерес, развивают их речь на татарском языке. Например, групповая ди­дактическая игра «Найди ответ на мой вопрос» позволяет решить следующие задачи: повторить изученную тему, дать возможность работать в группе. Учащиеся делятся на 2 группы по 5-6 человек. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, вторая группа отве­чает на полученный вопрос и формулируют следующий.

2.Технология проблемного обучения. Метод проблемного изложения материала дает возможность детям самим сделать маленькие открытия, способствует формированию у учащихся коммуникативной компетенции. Для постановки учебной задачи часто пользуюсь приёмом «Проблемная ситуация», когда создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приёма такова: самостоятельное выполнение задания; коллективная проверка результатов; выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения; постановка цели урока.

3. Технология уровневой дифференциации.

Элементы технологии уровневой дифференциации позволяют создать комфортные условия для детей с разным уровнем способностей. Весь класс делится на 3 группы, дифференцированные по уровням способностей детей: 1ая группа получает лёгкое задание, 2ая группа - задание среднего уровня сложности, 3-я группа - задание продвинутого творческого характера.

4.Технология продуктивного чтения. По технологии продуктивного чтения я строю работу с текстом в 3 этапа:

До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.

Для привития  навыков самостоятельной работы по овладению языком и развития языковых способностей предлагаю учащимся такие задания:

прочитай начало рассказа и придумай продолжение;

подготовь презентацию или сообщение по заданной теме;

придумай загадку;

составь кроссворд с изучаемыми словами;

конкурсы сочинений и т.д.

Таким образом, для успешного формирования универсальных учебных действий нужно активно осваивать и на уроках применять новые педагогические технологии, методы, способы и приемы обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!