СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД во внеурочной и урочной деятельности (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование УУД во внеурочной и урочной деятельности (из опыта работы).

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД во внеурочной и урочной деятельности (из опыта работы)»

Формирование УУД во внеурочной и урочной деятельности (из опыта работы)

Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.

Китайская пословица



Формирование общеучебных умений и навыков - один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения. В новых образовательных стандартах начального общего образования формированию таковых умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок, как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к подготовке учащихся, оканчивающих начальную школу.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего обучения. В начальной школе формируются «универсальные учебные действия», закладывается основа формирования учебной деятельности, умение принимать, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия и их результат.

Начальная школа обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности, формирует основы нравственного поведения с обществом и окружающими людьми.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего обучения. В начальной школе формируются «универсальные учебные действия», закладывается основа формирования учебной деятельности, умение принимать, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия и их результат.

Начальная школа обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности, формирует основы нравственного поведения с обществом и окружающими людьми. За основу взята программа развивающего обучения Л.В. Занкова. С 1992 года гимназия имени А.С. Пушкина работает по данной системе. Многолетний опыт работы показал, что эта программа помогает всестороннему развитию личности ребёнка, формированию общеучебных умений и навыков, осуществлению преемственности начального и среднего звена. Изучив новые стандарты, педагоги увидели, что все те задачи, которые они ставили перед собой много лет тому назад, нашли своё отражение в новом документе. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Задача формирования общих учебных умений и навыков может решаться только на межпредметном уровне. В системе Л.В. Занкова успешность этой работы обеспечивается действием единой для всех учебных предметов методической системы, обладающей типическими свойствами. Существенное в характеристике учебной деятельности состоит в том, что она осуществляется в интеллектуальных действиях и иначе, чем через действия, невозможна. Таким образом, общеучебные интеллектуальные умения самым прямым образом связаны с учебной деятельностью, на их основе эта деятельность осуществляется, и именно они внутренне организуют и претворяют её.

Вопрос об общеинтеллектуальных умениях особенно актуален в эпоху «информационного взрыва» - современного стремительного обновления знаний, когда возникает необходимость адаптации учащихся к жизни. Вся педагогическая деятельность направлена на создание условий для особой самостоятельности учащихся: приобретение не столько самих знаний, сколько способов и приемов их добывания, овладения ими.

Программа формирования универсальных учебных действий как основы умения учиться и непрерывного самообразования разрабатывается на основе соответствующих разделов Фундаментального ядра содержания общего образования и является основой для разработки примерных программ.

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

  • описание ценностных ориентиров на начальной ступени образования; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от предшкольного к начальному и основному общему образованию;

  • связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;

  • типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Вся внеурочная работа направлена на приобретение учащимися этого опыта. В МБОУ гимназии имени А.С. Пушкина внеурочная деятельность представлена следующими направлениями и формами работы:

  • спортивно-оздоровительное

  • духовно-нравственное

  • социальное

  • общеинтеллектуальное

  • общекультурное

«Внеурочная деятельность», включает в себя следующие курсы:

- «Доноведение» - 1 час (1-3 классы),

- «ОБЖ и уроки здоровья» - 1 час (1-4 классы),

- «Интеллектика» - 1 час (4 классы),

- «Риторика» - 1 час (1-4 классы)

- «Английский язык для начинающих» - 1 час (1 классы), 2 часа (2-4 классы),

- «Волшебная кисть» - 1 час (1-4 классы),

- «Информационные технологии» - 1 час (1-4 классы),

- «Умелые руки» - 1 час (1-4 классы),

- «ОБЖ и уроки здоровья» - 1 час (1-4 классы),

- «Подвижные игры» - 1 час (1-4 классы),

- «Ритмика» - 1 час (1-4 классы),

- «Шахматы» - 1 час (1-2 классы).

Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся во второй половине дня в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Во время занятий в кружках учащиеся приобретают главные умения, необходимые и достаточные для их дальнейшей жизни:

  • Информационно-ориентировочные умения (наблюдения, слушания, чтения);

  • Операционально-исполнительские умения (классификации и обобщения);

  • Контрольно-коррекционные умения (самопроверки и самоконтроля).

Данные общеучебные умения представляют разные стороны жизнедеятельности ребенка: познавательную, практическую, коммуникативную.

Наблюдение, слушание, чтение - умения нацеленного восприятия и отражения главного в учебном материале (тексте, рисунке, схеме). Данный блок общеучебных интеллектуальных умений обеспечивает ориентацию учащихся в учебном задании и планирование последующих действий, связанных с нахождением способов и средств выполнения задания, то есть с размышлением, мышлением. Рассуждающее мышление, происходящее в процессе усвоения знаний, перестраивает все другие познавательные процессы: в этом возрасте «память становится мыслящей, а воспроизведение – думающим».

Следовательно, особое внимание необходимо уделить размышляющему, «думающему» наблюдению, слушанию или чтению, в ходе которых ребенок учится выделять в предъявленной информации учебно-значимое, вступать в продуктивное общение: слышать людей, а в школе учителя и одноклассников. Педагогически правильно организованный процесс формирования умений самопроверки и самоконтроля одновременно организует и волю ученика.

Главная цель педагогической деятельности учителей гимназии – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работу в группах каждый учитель начинает с выработки основных правил и приходят к выводу, что должно достигаться:

- полное внимание к однокласснику;

- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

- терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

В свете решения данных проблем необходимо уделить внимание системе оценки достижения планируемых результатов. Психологи утверждают, что существование обязательной пятибалльной системы оценивания со стороны взрослых тормозит формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, негативно сказывается на нем и отсутствие контрольно-измерительных материалов по отслеживанию уровней формирования этих умений и способов деятельности.

Для младшего школьника очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Самый худший, но не бессмысленный знак - это отметка. Хорошо было бы заменить пятибалльную отметку более дробной - десяти - и даже стобальной.

Методы и инструменты оценивания

  • Наблюдение

  • Оценивание процесса выполнения

  • Выбор ответа

  • Открытый ответ

  • Портфолио

  • Вопросы для самоанализа

  • Выставки и презентации творческих работ.

Инструменты

  • Критериальные описания

  • Эталоны

  • Памятки

  • Линейки достижений

Модель проверочной работы

  • Обязательная часть («зачтено», «не зачтено») – выполняют все ученики.

  • Дополнительная часть (задания повышенной трудности) – баллы с трансформацией в оценки или отметки, может быть «хорошо», «отлично» - выполняют ученики на добровольной основе.

  • В организации работы должна быть возможность пересдать обязательные задания.

Итоговая аттестация учащихся

  • Проведение контрольных испытаний.

  • Представление портфолио.

  • Накопленная оценка.

  • Комплексная письменная контрольная работа.



Таким образом, современной школе нужна новая модель – «школа активного ученика». К этому стремился и стремится коллектив начальной школы гимназии имени А.С. Пушкина.








Зам.директора по УВР Астраханцева Т.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!