Практическая цель воспитания определена как формирование жизнеспособной личности, способной адекватно реагировать, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать управленческие решения, обладающей активностью, целеустремленностью и предприимчивостью.
В этой связи предусматривается решение следующих задач:
Первая задача – приведение воспитательной системы вуза в полное соответствие с новой парадигмой и формирующейся новой национальной моделью образования в казахстанской высшей школе. Обеспечение эффективной «встроенности» воспитательного процесса в целостный образовательный процесс.
Вторая задача – создание открытого информационного, образовательного, деятельностного и коммуникативного социального пространства для формирования у будущих специалистов не только профессиональной компетентности, но и возможностей конструктивного социально-культурного самоопределения, социальной адаптации и самореализации личности, обладающей правильной системой ценностей и способной грамотно и адекватно трансформировать ее.
Третья задача – обеспечение наряду с формированием профессиональных качеств будущего специалиста на уровне международных стандартов воссоздания культурного слоя нации, способного в условиях глобализации тонко воспринимать, ценить и сохранять культурные истоки народа, его традиции, не принижая культуры других народов; грамотно решать проблему национальной идентичности, препятствовать маргинализации населения страны.
Четвертая задача – формирование личности – гражданина, обладающего позитивным созидательным мировоззрением, прочными нравственными устоями, чувством ответственности, способностью делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения, нацеленные на благо Отечества и самого себя.
Пятая задача – создание условий для эффективного профессионального становления и самореализации личности, формирования потребности к самообразованию в течении всей жизни, роста социальной компетентности и ответственности будущего специалиста за свою духовную, интеллектуальную, нравственную жизнь, здоровье и благополучие.
Шестая задача – формирование корпоративной культуры у будущих специалистов.
Принципы организации воспитательной работыПрограмма воспитательной работы должна строиться на следующих основополагающих принципах:
- научность, комплексность, последовательность и непрерывность воспитательной работы;
-соблюдение прав и свобод молодежи, демократизм в подходе к молодежным проблемам;
- единство обучения и воспитания, связь обучения с потребностями общественного развития;
- инновационность в решении вопросов, связанных с молодежью;
- всеобемлющий охват студенческой молодежи, независимо от пола, национальности, вероисповедания, социального положения;
- целенаправленность и рациональность действий;
- сочетание индивидуальных и массовых методов и форм воспитательной работы;
- оказание максимальной поддержки деятельности студенческих молодежных объединений.
Основные направления воспитательной работы
1. Формирование высокого уровня профессионализма, стимулирование позитивной общественной студенческой инициативы:
-повышение мотивации самосовершенствования студентов;
-реализация социально – значимых инициатив молодежи;
-формирование ориентации на успех;
-формирование качеств социально-активной личности.
На современном этапе возрастает общественная активность студенческой молодежи. Она выражается прежде всего в развитии студенческого движения. Во всех регионах Казахстана с каждым годом появляется все больше разнообразных студенческих общественных организаций. Сам факт их возникновения указывает на то, что студенты чувствуют необходимость объединяться для реализации своих интересов и потребностей, защиты своих прав. Однако вместе с позитивными процессами прослеживаются некоторые проблемы в этом направлении,а именно:
-объективная потребность общества в развитии социальной активности студенческой молодежи, но при этом наблюдается слабая включенность студентов в разрешение своих собственных проблем;
-наличие негативных тенденций в молодежной, и в частности,студенческой, среде и слабой массовой активностью молодых людей в их преодолении;
-формализация процесса студенческого самоуправления;наличие традиционных органов студенческого самоуправления и при этом невысокая степень их влияния на студенческую молодежь;
-недостаточная разработанность социальных технологий по актуализации субъектного потенциала студентов для реализации собственных, государственных, общественных интересов.
1. Целевые установки в воспитательной деятельности
Воспитание в Негосударственном некоммерческом образовательном учреждении высшего профессионального образования «Институт социальных наук» – процесс целенаправленной и организованной деятельности руководства института, профессорско-преподавательского состава, отделов и служб по формированию и развитию у студентов высоких морально-нравственных и профессиональных качеств, обеспечивающих решение поставленных задач по подготовке высококвалифицированных специалистов в различных областях для предприятий и организаций различных форм собственности Российской Федерации и других стран. Целью воспитания студентов является всестороннее развитие личности будущего специалиста, обладающей высокими морально-нравственными и профессиональными качествами.
Для выполнения целевых установок в воспитательной деятельности в Негосударственном некоммерческом образовательном учреждении высшего профессионального образования «Институт социальных наук» разработан и претворяется в жизнь Комплексный перспективный план воспитательной работы.
2. Система воспитательной работы
1.Воспитательная работа является составной частью образовательного процесса в Институте и одним из составных видов деятельности всех должностных лиц вуза.
Воспитание студентов проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, документами вышестоящих организаций и органов управления. В их числе: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010гг.», Федеральный закон «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Программой развития воспитания в системе образования России, Уставом института, приказами и распоряжениями ректора Института и другими нормативно-распорядительными актами.
2. Основными задачами воспитательной работы в Институте является формирование и развитие у студентов:
государственно-патриотического сознания, верности России, Конституционному долгу;
дисциплинированности и исполнительности, чувства гражданского долга, чести и достоинства;
профессиональных качеств, необходимых обучающимся как специалистам с высшим профессиональным образованием;
трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной специальностью;
общей культуры и высоких морально-нравственных и правовых качеств.
Задачи по воспитанию студентов решаются в ходе образовательного процесса, повседневных занятий, совместной учебной, методической, научной работы и других видов деятельности.
Результативность воспитательной работы достигается за счет объединения усилий руководства института, сотрудников структурных подразделений, отделов и служб, профессорско-преподавательского состава, в создании единого воспитательного поля, обеспечения непрерывности воспитательного процесса со всеми категориями студентов.
3. Организация и проведение воспитательной работы непосредственно возлагается на проректора Института по воспитательной работе.
Ученый Совет Института не реже одного раза в год анализирует состояние воспитательной работы в вузе, вырабатывает предложения ректору, проректорам, заведующим кафедрами, отделов и служб по ее совершенствованию, координирует научно-методическую работу, проводимую в интересах воспитания студентов.
Учебно-методический отдел совместно с сотрудниками, отвечающими за воспитательную работу, обеспечивает единство планирования образовательной и воспитательной работы со студентами.
Воспитательная работа проводится в тесной взаимосвязи с учебной, методической, научной работой и отражает интересы профессиональной подготовки будущих специалистов. Ее организация и содержание должны быть адаптированы к специфике студенческих коллективов и ориентировать обучающихся на активную работу по самообразованию и самовоспитанию.
4. Планирование воспитательной работы со студентами осуществляется: в вузе – на учебный год; на факультетах, кафедрах, отделах и службах- включается самостоятельным разделом в планы работы соответствующих структурных подразделений.
Выписка из планов воспитательной работы, включающая мероприятия, проводимые со студентами в масштабе Института, составляется проректором по воспитательной работе на месяц и вывешивается в деканате учебного корпуса на видном месте. Планы воспитательной работы и стенная печать хранятся в течение года.
5. Центром воспитательной работы с обучающимися являются студенческие коллективы. Должностные лица организуют воспитательную работу и осуществляют:
разработку комплексного плана воспитательной работы Института;
проведение индивидуальной воспитательной работы с обучающимися с учетом способностей, склонностей и увлечений;
взаимодействие по вопросам воспитания с руководством Института, кафедрами, деканами, отделами и службами вуза.
В воспитательной работе со студентами участвуют все кафедры Института. Профессорско-преподавательский состав обеспечивает решение воспитательных задач, прежде всего личным примером в ходе образовательного процесса и повседневной жизни, высокой дисциплинированностью и требовательностью к себе и обучающимся, привитием им в ходе решения учебных задач практических навыков воспитательной работы с будущими подчиненными, а также участием в проведении мероприятий воспитательного характера.
6. Методы организации воспитательной работы:
нормативные методы (постановка задач, распоряжения, приказы);
исполнительные методы (подбор и расстановка преподавателей, распределение обязанностей, инструктирование);
методы целеполагания (анализ общеполитической и директивной информации, проверка и изучение состояния воспитательной работы в студенческих коллективах, изучение и обобщение передового опыта);
методы прогнозирования (планирование, моделирование, экстраполяция);
методы стимулирования (критика и самокритика, организация общественного мнения, поощрение и принуждение);
общепедагогические методы воспитательного (убеждение, личный пример) и дополнительного (разъяснение, обсуждение, показ, самостоятельная работа и др.) воздействия.
7. Принципы организации воспитательной работы:
единство воспитания и обучения при ведущей роли воспитания;
признание личности как цели, результата и показателя эффективности воспитания;
сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной работе;
правовая доминантность;
развитие положительной мотивации к образованию и трудовой деятельности;
обоснованное сочетание воспитательных мер: убеждения и принуждения, уважения к обучающимся и требовательности к ним;
активность, систематичность и конкретность воспитательных мер;
воспитание в коллективе и через коллектив;
единство, согласованность и преемственность в организации воспитательного процесса;
гуманизация межличностных отношений в студенческом коллективе.
8. Основные направления воспитания студентов:
государственно-патриотическое;
нравственное и эстетическое;
правовое;
экономическое и экологическое;
физическое.
Государственно-патриотическое воспитание проводится с целью формирования и развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота России и способной успешно выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.
Нравственное и эстетическое воспитание призвано обеспечивать влияние на сознание, чувства и волю студентов с целью формирования у них необходимых нравственных черт и качеств, а также разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы (чувства прекрасного) духовного мира студентов.
Правовое воспитание – целеустремленное систематическое воздействие на сознание студентов в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правового поведения.
Экономическое и экологическое воспитание заключается в формировании у студентов системы экономических и экологических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Физическое воспитание направленно на укрепление здоровья и закаливание, формирование профессиональных и психологических качеств студентов.
9. Проректор по воспитательной работе, деканы и их заместители являются начальниками для студентов. Они отвечают за воспитание, состояние дисциплины среди студентов, выполнение ими распорядка дня, сохранность и состояние имущества, находящегося в учебных корпусах.
Проректор, деканы и их заместители:
осуществляют руководство и организовывают воспитательную работу;
ставят воспитательные задачи;
обеспечивают постоянный контроль;
осуществляют подведение итогов;
проводят индивидуальную работу по всестороннему воспитанию студентов, формированию у них необходимых профессиональных и морально-нравственных качеств;
во взаимодействии с профессорско-преподавательским составом осуществляют контроль за ходом учебной работы студентов, организацией и обеспечением их самостоятельной работы;
лично проводят учебные занятия со студентами, принимают у них экзамены и зачеты;
участвуют в работе по профессиональной ориентации молодежи и комплектованию Института студенческими группами.
10. Основные формы воспитательной работы:
плановые учебные занятия;
индивидуально-воспитательная работа – ведущая форма воспитания, проводимая целенаправленно в течение всего периода формирования профессионально важных качеств и индивидуально-личностных особенностей каждого студента;
общие собрания студентов;
учебно-методические сборы по вопросам организации и проведения воспитательной работы;
научно-практические конференции по вопросам руководства и организации воспитательной работы;
межкафедральные совещания преподавателей по вопросам воспитания;
беседы, лекции, экскурсии, спортивные состязания;
обзоры литературы, читательские конференции и выставки книг;
встречи с родителями в ходе проведения «Дня открытых дверей» и в повседневной деятельности, переписка с родителями студентов;
встречи с работниками правоохранительных органов и юстиции;
встречи с ветеранами войны и труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, участниками боевых действий;
вечера вопросов и ответов со всеми категориями студентов;
смотры художественной самодеятельности студентов.
11. Итоги воспитательной работы, состояния правопорядка и дисциплины подводятся в Институте – за учебный год и семестр; на факультетах ежемесячно и за семестр.
Эффективность воспитательной работы достигается поддержанием в Институте надлежащего внутреннего порядка, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни и быта студентов, всесторонним научно-методическим, психологическим, информационным, правовым, культурно- досуговым, материально-техническим и кадровым обеспечением обучающихся, а также сочетанием необходимой требовательности к ним с уважением их личного достоинства, прав и убеждений.
Результаты воспитательной работы в Институте определяются на основе оценки эффективности ее влияния на формирование у студентов качеств личности, необходимых профессионалу-специалисту, повышение качества образовательного процесса, поддержание правопорядка, дисциплины и здорового морально-психологического состояния студентов.
3. Основные мероприятия, проводимые руководством Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт социальных наук», профессорско-преподавательским составом, деканами по обеспечению комплексного подхода к воспитанию студентов
№ п/п | Содержание работы и проводимые мероприятия | Сроки исполнения |
1. | Планирование и организация в Институте работы по выполнению Комплексного перспективного плана воспитания студентов | август-сентябрь |
2. | Всестороннее изучение и анализ состояния и действенности проводимых в Институте и на кафедрах мероприятий воспитательной работы по подготовке профессиональных специалистов | весь период |
3. | Рассмотрение состояния воспитательной работы и мер по ее улучшению: | 2 раза в год периодически |
4. | С участием руководства Института на заседаниях кафедр обсудить вопрос: «О состоянии и мерах по выполнению Комплексного плана воспитания студентов» | 1 раз в год |
5. | Подготовка и проведение межкафедральных совещаний по вопросам: «О повышении роли и ответственности преподавателей по улучшению связи преподаваемой дисциплины с жизнью и учебно-воспитательной деятельностью» «О реализации принципа единства обучения и воспитания в деятельности профессорско-преподавательского состава» | октябрь февраль |
6. | Заслушивание на Ученом Совете Института проректора по воспитательной работе, деканов о состоянии работы по воспитанию студентов | по мере необходимости |
7. | Изучение и применение накопленного государственными и негосударственными вузами опыта воспитания студентов | постоянно |
8. | Организация кураторства над студенческими группами по учебным корпусам | ежемесячно |
9. | Заслушивание отчетов сотрудников Института об их участии в воспитании студентов на служебных совещаниях | по мере необходимости |
10. | Проведение инструкторско-методических занятий по вопросам воспитания студентов | ежегодно |
11. | Организация лекций и докладов для сотрудников Института по актуальным проблемам педагогики, психологии, теории и методики разностороннего развития личности студента | ежегодно |
4. Воспитательная работа со студентами
4.1. Основные направления и формы воспитания студентов
№ п/п | Содержание работы и проводимые мероприятия | Сроки исполнения |
| Государственно-патриотическое воспитание | |
1. | Формирование у студентов исторического сознания как единство осмысления исторического опыта и общественно-политического развития России на современном этапе | весь период обучения |
2. | Обеспечение изучения студентами основных положений Конституции РФ и реализации ее требований в повседневной жизни | при изучении юр. дисцип. |
3. | Организация проведения мероприятий, посвященных: | февраль, март, май, июнь, ноябрь в течение года |
4. | Планирование лекций, бесед, диспутов, научно-практических конференций на государственно-патриотическую тематику | периодически |
5. | Приобщение студентов к написанию рефератов, курсовых и дипломных работ с освещением вопросов патриотизма, истории России | в течение года |
6. | Организация посещения студентами войсковых музеев, исторических мест и памятников г. Москвы, исполнительных и законодательных органов власти РФ | в течение года |
7. | Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в горячих точках нашей страны и за рубежом | периодически |
| Нравственное и эстетическое воспитание | |
1. | Проведение бесед о нравственно-психологических основах дружбы и товарищества в студенческих группах | сентябрь-октябрь |
2. | Организация коллективных экскурсий и посещений музеев, выставок, театров и их обсуждение | в течение года |
3. | Проведение диспута «О культуре речи и поведении студента» | 1 раз в год |
4. | Вовлечение студентов в художественную самодеятельность Института, факультета | периодически |
5. | Организация праздничных концертов на закрытых студенческих дискотеках с привлечением ведущих артистов России и чествованием лучших студентов Института | периодически |
| Правовое воспитание | |
1. | Доведение и разъяснение студентам нормативных актов, оказание помощи в их реализации, соблюдение при этом принципов социальной справедливости, воспитания законопослушания | постоянно при изуч. правовых дисциплин |
2. | Развитие правового сознания у студентов и формирование их правовой ответственности в процессе занятий | весь период обучения |
3. | Организация встреч с работниками прокуратуры РФ по вопросам борьбы с преступностью, формам и методам по предупреждению правонарушений | 2 раза в год |
4. | Проведение лекций, бесед, вечеров вопросов и ответов, показ теле(видео)фильмов о вреде наркомании и ответственности за приобретение, хранение и употребление наркотических и психотропных веществ | периодически |
5. | Индивидуально-воспитательная работа со студентами, склонными к правонарушениям | периодически |
| Экономическое и экологическое воспитание | |
1. | Привитие студентам экономической и экологической культуры в ходе учебных занятий и всего процесса их жизнедеятельности в Институте | периодически |
2. | Организация выступлений перед студентами ведущих специалистов г. Москвы по социально-экономическим и экологическим проблемам | 1-2 раза в год |
3. | Посещение и проведение практик на ведущих предприятиях, в организациях по избранной специальности | 1 — 2раза в год |
4. | Проведение лекций и бесед об экономическом развитии и состоянии экологии в России, г. Москве и Московской области | в течение года |
| Физическое воспитание | |
1. | Обеспечение участия студентов в различных спортивных соревнованиях | периодически |
2. | Обсуждение вопроса физического развития студентов на Ученом Совете Института | 1 раз в год |
3. | Организация и проведение встреч с выдающимися спортсменами России | в течение года |
4. | Планирование и проведение коллективных посещений спортивных мероприятий, всероссийских и международных соревнований | 2 раза в год |
5. | Организация тренировок и соревнований по различным видам спорта с награждением студентов, показавших наилучшие результаты | в течение года |
4.2. Содержание превентивной деятельности должностных лиц
по предупреждению и преодолению возможных отклонений в поведении студентов
№ п/п | Содержание работы и проводимые мероприятия | Сроки исполнения |
1. | Выявление студентов с отклоняющимся поведением, занесением их в группу динамичного наблюдения и педагогическое прогнозирование дальнейшего поведения трудных студентов | весь период обучения |
2. | Осуществление наблюдения и контроля за поведением студентов, проявляющих пассивность в обучении, замкнутость, имеющих задолженности по предметам обучения и слабую успеваемость | весь период обучения |
3. | Организация мер по принуждению и преодолению педагогической и социальной запущенности трудновоспитуемых студентов | весь период обучения |
4. | Осуществление контроля и оценки результатов превентивной деятельности должностных лиц Института | периодически |
5. | Обобщение и внедрение опыта профилактики трудных студентов в практику превентивной деятельности в студенческих коллективах | весь период обучения |
4.3. Основные направления и формы психолого-педагогической профилактики возможной наркомании и токсикомании среди студентов
№ п/п | Содержание работы и проводимые мероприятия | Сроки исполнения |
1. | Изучение должностными лицами Института различных видов наркомании и возможных форм ее проявления у студентов | периодически |
2. | Проведение разъяснительной работы со студентами о губительных последствиях наркомании | периодически |
3. | Изучение уровня информированности студентов в области проблем, связанных с употреблением наркотиков и наркотических веществ | периодически |
4. | Выявление возможных студентов, склонных к употреблению наркотиков, либо психотропных средств, их локализация и привлечение к ответственности | периодически |