СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование высокого уровня профессионализма, стимулирование позитивной общественной студенческой инициативы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая цель воспитания определена как формирование жизнеспособной личности, способной адекватно реагировать, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать управленческие решения, обладающей активностью, целеустремленностью и предприимчивостью.

Просмотр содержимого документа
«Формирование высокого уровня профессионализма, стимулирование позитивной общественной студенческой инициативы»

Практическая цель воспитания определена как формирование жизнеспособной личности, способной адекватно реагировать, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать управленческие решения, обладающей активностью, целеустремленностью и предприимчивостью.

В этой связи предусматривается решение следующих задач:

Первая задача – приведение воспитательной системы вуза в полное соответствие с новой парадигмой и формирующейся новой национальной моделью образования в казахстанской высшей школе. Обеспечение эффективной «встроенности» воспитательного процесса в целостный образовательный процесс.

Вторая задача – создание открытого информационного, образовательного, деятельностного и коммуникативного социального пространства для формирования у будущих специалистов не только профессиональной компетентности, но и возможностей конструктивного социально-культурного самоопределения, социальной адаптации и самореализации личности, обладающей правильной системой ценностей и способной грамотно и адекватно трансформировать ее.

Третья задача – обеспечение наряду с формированием профессиональных качеств будущего специалиста на уровне международных стандартов воссоздания культурного слоя нации, способного в условиях глобализации тонко воспринимать, ценить и сохранять культурные истоки народа, его традиции, не принижая культуры других народов; грамотно решать проблему национальной идентичности, препятствовать маргинализации населения страны.

Четвертая задача – формирование личности – гражданина, обладающего позитивным созидательным мировоззрением, прочными нравственными устоями, чувством ответственности, способностью делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения, нацеленные на благо Отечества и самого себя.

Пятая задача – создание условий для эффективного профессионального становления и самореализации личности, формирования потребности к самообразованию в течении всей жизни, роста социальной компетентности и ответственности будущего специалиста за свою духовную, интеллектуальную, нравственную жизнь, здоровье и благополучие.

Шестая задача – формирование корпоративной культуры у будущих специалистов.

Принципы организации воспитательной работыПрограмма воспитательной работы должна строиться на следующих основополагающих принципах:

- научность, комплексность, последовательность  и непрерывность воспитательной работы;
-соблюдение прав и свобод молодежи, демократизм в подходе  к молодежным проблемам;

- единство обучения и воспитания, связь обучения с потребностями общественного развития;

- инновационность в решении вопросов, связанных с молодежью;

- всеобемлющий охват студенческой молодежи, независимо от пола, национальности, вероисповедания, социального положения;

- целенаправленность и рациональность действий;

- сочетание индивидуальных и массовых методов и форм воспитательной работы;

- оказание максимальной поддержки деятельности студенческих молодежных объединений.
Основные направления воспитательной работы

1. Формирование высокого уровня профессионализма, стимулирование позитивной общественной студенческой инициативы:


-повышение мотивации  самосовершенствования студентов;

-реализация социально – значимых инициатив молодежи;

-формирование ориентации на успех;

-формирование качеств социально-активной личности.

На современном этапе возрастает общественная активность студенческой  молодежи. Она выражается прежде всего в развитии студенческого движения. Во всех регионах Казахстана с каждым  годом  появляется  все  больше  разнообразных  студенческих общественных  организаций.  Сам факт их возникновения указывает на то, что студенты чувствуют необходимость объединяться для реализации своих интересов и потребностей, защиты своих прав. Однако вместе с позитивными процессами прослеживаются некоторые проблемы в этом направлении,а именно:

-объективная  потребность  общества  в  развитии социальной активности студенческой молодежи, но при этом  наблюдается  слабая  включенность  студентов  в разрешение своих собственных проблем;

-наличие негативных тенденций в молодежной,  и в частности,студенческой,  среде  и слабой массовой активностью молодых людей в их преодолении;

-формализация процесса студенческого самоуправления;наличие традиционных органов студенческого  самоуправления и при этом невысокая степень их влияния на студенческую молодежь;

-недостаточная разработанность социальных  технологий  по  актуализации  субъектного потенциала  студентов  для  реализации  собственных,  государственных, общественных интересов.

1. Целевые установки в воспитательной деятельности

Воспитание в Негосударственном некоммерческом образовательном учреждении высшего профессионального образования «Институт социальных наук» – процесс целенаправленной и организованной деятельности руководства института, профессорско-преподавательского состава, отделов и служб по формированию и развитию у студентов высоких морально-нравственных и профессиональных качеств, обеспечивающих решение поставленных задач по подготовке высококвалифицированных специалистов в различных областях для предприятий и организаций различных форм собственности Российской Федерации и других стран. Целью воспитания студентов является всестороннее развитие личности будущего специалиста, обладающей высокими морально-нравственными и профессиональными качествами.

Для выполнения целевых установок в воспитательной деятельности в Негосударственном некоммерческом образовательном учреждении высшего профессионального образования «Институт социальных наук» разработан и претворяется в жизнь Комплексный перспективный план воспитательной работы.

2. Система воспитательной работы

1.Воспитательная работа является составной частью образовательного процесса в Институте и одним из составных видов деятельности всех должностных лиц вуза.

Воспитание студентов проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, документами вышестоящих организаций и органов управления. В их числе: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010гг.», Федеральный закон «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Программой развития воспитания в системе образования России, Уставом института, приказами и распоряжениями ректора Института и другими нормативно-распорядительными актами.

2. Основными задачами воспитательной работы в Институте является формирование и развитие у студентов:

  • государственно-патриотического сознания, верности России, Конституционному долгу;

  • дисциплинированности и исполнительности, чувства гражданского долга, чести и достоинства;

  • профессиональных качеств, необходимых обучающимся как специалистам с высшим профессиональным образованием;

  • трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной специальностью;

  • общей культуры и высоких морально-нравственных и правовых качеств.

Задачи по воспитанию студентов решаются в ходе образовательного процесса, повседневных занятий, совместной учебной, методической, научной работы и других видов деятельности.

Результативность воспитательной работы достигается за счет объединения усилий руководства института, сотрудников структурных подразделений, отделов и служб, профессорско-преподавательского состава, в создании единого воспитательного поля, обеспечения непрерывности воспитательного процесса со всеми категориями студентов.

3. Организация и проведение воспитательной работы непосредственно возлагается на проректора Института по воспитательной работе.

Ученый Совет Института не реже одного раза в год анализирует состояние воспитательной работы в вузе, вырабатывает предложения ректору, проректорам, заведующим кафедрами, отделов и служб по ее совершенствованию, координирует научно-методическую работу, проводимую в интересах воспитания студентов.

Учебно-методический отдел совместно с сотрудниками, отвечающими за воспитательную работу, обеспечивает единство планирования образовательной  и воспитательной работы со студентами.

Воспитательная работа проводится в тесной взаимосвязи с учебной, методической, научной работой и отражает интересы профессиональной подготовки будущих специалистов. Ее организация и содержание должны быть адаптированы к специфике студенческих коллективов и ориентировать обучающихся на активную работу по самообразованию и самовоспитанию.

4. Планирование воспитательной работы со студентами осуществляется: в вузе – на учебный год; на факультетах, кафедрах, отделах и службах- включается самостоятельным разделом в планы работы соответствующих структурных подразделений.

Выписка из планов воспитательной работы, включающая мероприятия, проводимые со студентами в масштабе Института, составляется проректором  по воспитательной работе на месяц и вывешивается в деканате учебного корпуса на видном месте. Планы воспитательной работы и стенная печать хранятся в течение года.

5. Центром воспитательной работы с обучающимися являются студенческие коллективы. Должностные лица организуют воспитательную работу и осуществляют:

  • разработку комплексного плана воспитательной работы Института;

  • проведение индивидуальной воспитательной работы с обучающимися с учетом способностей, склонностей и увлечений;

  • взаимодействие по вопросам воспитания с руководством Института, кафедрами, деканами, отделами и службами вуза.

В воспитательной работе со студентами участвуют все кафедры Института. Профессорско-преподавательский состав обеспечивает решение воспитательных задач, прежде всего личным примером в ходе образовательного процесса и повседневной жизни, высокой дисциплинированностью и требовательностью к себе и обучающимся, привитием им в ходе решения учебных задач практических навыков воспитательной работы с будущими подчиненными, а также участием в проведении мероприятий воспитательного характера.

6. Методы организации воспитательной работы:

  • нормативные методы (постановка задач, распоряжения, приказы);

  • исполнительные методы (подбор и расстановка преподавателей, распределение обязанностей, инструктирование);

  • методы целеполагания (анализ общеполитической и директивной информации, проверка и изучение состояния воспитательной работы в студенческих коллективах, изучение и обобщение передового опыта);

  • методы прогнозирования (планирование, моделирование, экстраполяция);

  • методы стимулирования (критика и самокритика, организация общественного мнения, поощрение и принуждение);

  • общепедагогические методы воспитательного (убеждение, личный пример) и дополнительного (разъяснение, обсуждение, показ, самостоятельная работа и др.) воздействия.

7. Принципы организации воспитательной работы:

  • единство воспитания и обучения при ведущей роли воспитания;

  • признание личности как цели, результата и показателя эффективности воспитания;

  • сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной работе;

  • правовая доминантность;

  • развитие положительной мотивации к образованию и трудовой деятельности;

  • обоснованное сочетание воспитательных мер: убеждения и принуждения, уважения к обучающимся и требовательности к ним;

  • активность, систематичность и конкретность воспитательных мер;

  • воспитание в коллективе и через коллектив;

  • единство, согласованность и преемственность в организации воспитательного процесса;

  • гуманизация межличностных отношений в студенческом коллективе.

8. Основные направления воспитания студентов:

  • государственно-патриотическое;

  • нравственное и эстетическое;

  • правовое;

  • экономическое и экологическое;

  • физическое.

Государственно-патриотическое воспитание проводится с целью формирования и развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота России и способной успешно выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.

Нравственное и эстетическое воспитание призвано обеспечивать влияние на сознание, чувства и волю студентов с целью формирования у них необходимых нравственных черт и качеств, а также разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы (чувства прекрасного) духовного мира студентов.

Правовое воспитание – целеустремленное систематическое воздействие на сознание студентов в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правового поведения.

Экономическое и экологическое воспитание заключается в формировании у студентов системы экономических и экологических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Физическое воспитание направленно на укрепление здоровья и закаливание, формирование профессиональных и психологических качеств студентов.

9. Проректор по воспитательной работе, деканы и их заместители являются начальниками для студентов. Они отвечают за воспитание, состояние дисциплины среди студентов, выполнение ими распорядка дня, сохранность и состояние имущества, находящегося в учебных корпусах.

Проректор, деканы и их заместители:

  • осуществляют руководство и организовывают воспитательную работу;

  • ставят воспитательные задачи;

  • обеспечивают постоянный контроль;

  • осуществляют подведение итогов;

  • проводят индивидуальную работу по всестороннему воспитанию студентов, формированию у них необходимых профессиональных и морально-нравственных качеств;

  • во взаимодействии с профессорско-преподавательским составом осуществляют контроль за ходом учебной работы студентов, организацией и обеспечением их самостоятельной работы;

  • лично проводят учебные занятия со студентами, принимают у них экзамены и зачеты;

  • участвуют в работе по профессиональной ориентации молодежи и комплектованию Института студенческими группами.

10. Основные формы воспитательной работы:

  • плановые учебные занятия;

  • индивидуально-воспитательная работа – ведущая форма воспитания, проводимая целенаправленно в течение всего периода формирования профессионально важных качеств и индивидуально-личностных особенностей каждого студента;

  • общие собрания студентов;

  • учебно-методические сборы по вопросам организации и проведения воспитательной работы;

  • научно-практические конференции по вопросам руководства и организации воспитательной работы;

  • межкафедральные совещания преподавателей по вопросам воспитания;

  • беседы, лекции, экскурсии, спортивные состязания;

  • обзоры литературы, читательские конференции и выставки книг;

  • встречи с родителями в ходе проведения «Дня открытых дверей» и в повседневной деятельности, переписка с родителями студентов;

  • встречи с работниками правоохранительных органов и юстиции;

  • встречи с ветеранами войны и труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, участниками боевых действий;

  • вечера вопросов и ответов со всеми категориями студентов;

  • смотры художественной самодеятельности студентов.

11. Итоги воспитательной работы, состояния правопорядка и дисциплины подводятся в Институте – за учебный год и семестр; на факультетах ежемесячно и за семестр.

Эффективность воспитательной работы достигается поддержанием в Институте надлежащего внутреннего порядка, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни и быта студентов, всесторонним научно-методическим, психологическим, информационным, правовым, культурно- досуговым, материально-техническим и кадровым обеспечением обучающихся, а также сочетанием необходимой требовательности к ним с уважением их личного достоинства, прав и убеждений.

Результаты воспитательной работы в Институте определяются на основе оценки эффективности ее влияния на формирование у студентов качеств личности, необходимых профессионалу-специалисту, повышение качества образовательного процесса, поддержание правопорядка, дисциплины и здорового морально-психологического состояния студентов.

3. Основные мероприятия, проводимые руководством Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт социальных наук», профессорско-преподавательским составом, деканами по обеспечению комплексного подхода к воспитанию студентов

п/п

Содержание работы и проводимые мероприятия

Сроки исполнения

 1.

Планирование и организация в Институте работы по выполнению Комплексного перспективного плана воспитания студентов

август-сентябрь

 2.

Всестороннее изучение и анализ состояния и действенности проводимых в Институте и на кафедрах мероприятий воспитательной работы по подготовке профессиональных специалистов

весь период

3.

Рассмотрение состояния воспитательной работы и мер по ее улучшению:

  • на заседании Ученого Совета института;

  • на заседаниях кафедр

2 раза в год

периодически

 4.

С участием руководства Института на заседаниях кафедр обсудить вопрос: «О состоянии и мерах по выполнению Комплексного плана воспитания студентов»

1 раз в год

 5.

Подготовка и проведение межкафедральных совещаний по вопросам:

  • «О повышении роли и ответственности преподавателей по улучшению связи преподаваемой дисциплины с жизнью и учебно-воспитательной деятельностью»

  • «О реализации принципа единства обучения и воспитания в деятельности профессорско-преподавательского состава»

октябрь

февраль

 6.

Заслушивание на Ученом Совете Института проректора по воспитательной работе, деканов о состоянии работы по воспитанию студентов

по мере необходимости

 7.

Изучение и применение накопленного государственными и негосударственными вузами опыта воспитания студентов

постоянно

 8.

Организация кураторства над студенческими группами по учебным корпусам

ежемесячно

 9.

Заслушивание отчетов сотрудников Института об их участии в воспитании студентов на служебных совещаниях

по мере необходимости

 10.

Проведение инструкторско-методических занятий по вопросам воспитания студентов

ежегодно

 11.

Организация лекций и докладов для сотрудников Института по актуальным проблемам педагогики, психологии, теории и методики разностороннего развития личности студента

ежегодно

4. Воспитательная работа со студентами

4.1. Основные направления и формы воспитания студентов

п/п

Содержание работы и проводимые мероприятия

Сроки исполнения


Государственно-патриотическое воспитание


 1.

Формирование у студентов исторического сознания как единство осмысления исторического опыта и общественно-политического развития России на современном этапе

весь период обучения

 2.

Обеспечение изучения студентами основных положений Конституции РФ и реализации ее требований в повседневной жизни

при изучении юр. дисцип.

 3.

Организация проведения мероприятий, посвященных:

    • Дню защитника Отечества

    • Международному женскому дню

    • Дню Победы

    • Дню России

    • Дню народного единства

    • Дням воинской славы

февраль,

март,

май,

июнь,

ноябрь

в течение года

 4.

Планирование лекций, бесед, диспутов, научно-практических конференций на государственно-патриотическую тематику

периодически

 5.

Приобщение студентов к написанию рефератов, курсовых и дипломных работ с освещением вопросов патриотизма, истории России

в течение года

 6.

Организация посещения студентами войсковых музеев, исторических мест и памятников г. Москвы, исполнительных и законодательных органов власти РФ

в течение года

 7.

Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в горячих точках нашей страны и за рубежом

периодически


Нравственное и эстетическое воспитание


 1.

Проведение бесед о нравственно-психологических основах дружбы и товарищества в студенческих группах

сентябрь-октябрь

 2.

Организация коллективных экскурсий и посещений музеев, выставок, театров и их обсуждение

в течение года

 3.

Проведение диспута «О культуре речи и поведении студента»

1 раз в год

 4.

Вовлечение студентов в художественную самодеятельность Института, факультета

периодически

 5.

Организация праздничных концертов на закрытых студенческих дискотеках с привлечением ведущих артистов России и чествованием лучших студентов Института

периодически


Правовое воспитание


 1.

Доведение и разъяснение студентам нормативных актов, оказание помощи в их реализации, соблюдение при этом принципов социальной справедливости, воспитания законопослушания

постоянно при изуч. правовых дисциплин

 2.

Развитие правового сознания у студентов и формирование их правовой ответственности в процессе занятий

весь период обучения

 3.

Организация встреч с работниками прокуратуры РФ по вопросам борьбы с преступностью, формам и методам по предупреждению правонарушений

2 раза в год

 4.

Проведение лекций, бесед, вечеров вопросов и ответов, показ теле(видео)фильмов о вреде наркомании и ответственности за приобретение, хранение и употребление наркотических и психотропных веществ

периодически

 5.

Индивидуально-воспитательная работа со студентами, склонными к правонарушениям

периодически


Экономическое и экологическое воспитание


 1.

Привитие студентам экономической и экологической культуры в ходе учебных занятий и всего процесса их жизнедеятельности в Институте

периодически

 2.

Организация выступлений перед студентами ведущих специалистов г. Москвы по социально-экономическим и экологическим проблемам

1-2 раза в год

 3.

Посещение и проведение практик на ведущих предприятиях, в организациях по избранной специальности

1 — 2раза в год

 4.

Проведение лекций и бесед об экономическом развитии и состоянии экологии в России, г. Москве и Московской области

в течение года


Физическое воспитание


 1.

Обеспечение участия студентов в различных спортивных соревнованиях

периодически

 2.

Обсуждение вопроса физического развития студентов на Ученом Совете Института

1 раз в год

 3.

Организация и проведение встреч с выдающимися спортсменами России

в течение года

 4.

Планирование и проведение коллективных посещений спортивных мероприятий, всероссийских и международных соревнований

2 раза в год

 5.

Организация тренировок и соревнований по различным видам спорта с награждением студентов, показавших наилучшие результаты

в течение года

4.2. Содержание превентивной деятельности должностных лиц

по предупреждению и преодолению возможных отклонений в поведении студентов

п/п

Содержание работы и проводимые мероприятия

Сроки исполнения

 1.

Выявление студентов с отклоняющимся поведением, занесением их в группу динамичного наблюдения и педагогическое прогнозирование дальнейшего поведения трудных студентов

весь период обучения

 2.

Осуществление наблюдения и контроля за поведением студентов, проявляющих пассивность в обучении, замкнутость, имеющих задолженности по предметам обучения и слабую успеваемость

весь период обучения

 3.

Организация мер по принуждению и преодолению педагогической и социальной запущенности трудновоспитуемых студентов

весь период обучения

 4.

Осуществление контроля и оценки результатов превентивной деятельности должностных лиц Института

периодически

 5.

Обобщение и внедрение опыта профилактики трудных студентов в практику превентивной деятельности в студенческих коллективах

весь период обучения

4.3. Основные направления и формы психолого-педагогической профилактики возможной наркомании и токсикомании среди студентов

п/п

Содержание работы и проводимые мероприятия

Сроки исполнения

 1.

Изучение должностными лицами Института различных видов наркомании и возможных форм ее проявления у студентов

периодически

 2.

Проведение разъяснительной работы со студентами о губительных последствиях наркомании

периодически

 3.

Изучение уровня информированности студентов в области проблем, связанных с употреблением наркотиков и наркотических веществ

периодически

 4.

Выявление возможных студентов, склонных к употреблению наркотиков, либо психотропных средств, их локализация и привлечение к ответственности

периодически



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!