СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формированию и оценка функциональной грамотности обучающихся начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Формированию и оценка функциональной грамотности обучающихся начальных классов.»

Опыт работы по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся.


Современному человеку необходимы навыки, которые помогут ему организовывать собственную жизнь, делать ее эффективной, интересной, комфортной.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, обладающий определенными нравственными качествами и умеющий жить среди людей.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих:

- потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

- готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;

- способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе. Главный продукт моей деятельности – полноценное восприятие и понимание текста детьми.

Восприятие – это включение человека в чтение. Читаем – и представляем картины. Читаем – участвуем в действии, ставим себя на место героя, смеемся или грустим.

Для решения этих задач целесообразно применять в своей работе такие технологии и приемы работы на уроке, чтобы урок прошел именно продуктивно.


  1. При работе с текстами на уроках я использую технологии смыслового чтения:

  • чтение по ролям,

  • комментированное чтение,

  • постановка предварительных вопросов,

  • составление плана,

  • проблемно- поисковое чтение,

  • моделирование или рисунок.


Работая над текстом придерживаемся алгоритма смыслового чтения:

  • прочитайте внимательно текст;

  • выделите ключевые слова и определите их значение в данном контексте, используя словарь;

  • выделите в тексте все непонятные места, не пропуская ни одного слова, которое вызывает сложность восприятия текста;

  • найдите ключевое предложение(-я) текста и запишите его(их) своими словами;

  • ответьте на вопросы к тексту

В тетради фиксируются словарная работа, вопросы, тезисы и аргументы автора, план текста и т.п.

Работая в паре детям можно предложить задание на смысловое чтение.

ЗАДАНИЕ на СЧ :

Прочитайте текст. Подчеркните в нём все ключевые слова. Выделите ключевую фразу текста и запишите её своими словами. Кратко перескажите текст соседу по парте. Ответьте на его вопросы. Поменяйтесь текстами. Постарайтесь найти в тексте соседа по парте важную для понимания материала информацию, которую вы НЕ услышали в пересказе товарища.


  1. Умение ориентироваться в источнике информации


Задание для 2 класса:

Перед тобой страницы из сборника загадок. На левой — загадки, а правая страница — с отгадками. Номер каждой загадки совпадает с номером её отгадки. Прочти двенадцатую загадку и выдели отгадку на неё на странице справа.


3.Умение извлекать информацию

Задания для 4 класса:

  • Прочитай текст и ответь на вопрос.

  • Восстанови последовательность событий так, чтобы у тебя получился пересказ.

  • Восстанови текст.

  • Два соседних предложения в тексте поменялись местами. Поставь их в правильном порядке.


4. Умение работать с недостающей информацией


Задание для 2 класса:

1. Прочитай текст. Какой рисунок может стать иллюстрацией к этому тексту? Отметь подходящий рисунок.

Задания для 4 класса:

  • Прочитай начало текста и предположи, почему….?

  • На одном популярном сайте Вера нашла несколько ответов на вопрос «Почему раньше в Японии дома строили из тонкого дерева и бумаги?». Выбери ответы, которые противоречат друг другу.

  • Прочитай отрывок из текста. Выбери номера двух предложений, которые помогают понять значение слова….. Выдели в тексте синоним к слову ……


Формирование навыков грамотного письма – одна из самых трудных задач, которую приходится решать каждому учителю.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся.

На уроках русского языка я использую разные упражнения для запоминания орфографического материала.

Комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму. Достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Зрительный диктант (цель – предупреждение ошибок)

На доске записывается несколько предложений или текст. Текст выразительно читается. Выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' (закрыть глаза и написать).

Какографические упражнения

Предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. Если ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.

Работа над ошибками.

Начиная с 1 (2) класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправлять, вместо этого ставить на полях палочку (у более слабых учеников – номер орфограммы), а в конце работы – вместо отметки точку.

Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками.

Диктант с постукиванием

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово

с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант

Когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие

определенному заданию части текста.

Также на уроках использую задания игрового характера

«Ловушки»

  • Сколько звуков в слове "два”?;

  • какое слово длиннее: час или минута?;

  • мне кажется, что все звуки в слове "вата” мягкие?


«Найди одинаковый звук»

"Найди предметы с заданным звуком”,

"Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху.

" Зажги маячок”

Ученики должны зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.

«Кто быстрее?» (вставь попущенную букву ) и т.д.

«Проблемная ситуация»

При знакомстве с омонимами предлагается задание: Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова: Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?

При изучении проверки парных согласных в середине слова дети получают задание: Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

«Мне это пригодится»

На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом.

«В две колонны становись!»

На доске таблички со словами: подводник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер. Первая команда должна собрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда – ВОДИТЬ.

«Назови, одним словом»

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж-., птицы;

Ножницы, молоток, пила, грабли-... (инструмент,)

«Раздели слова на группы»

Заяц, помидор, ежик, лиса, капуста, волк,огурец (животные и овощи)

Корова, шкаф, стул, лошадь, диван, баран, диван, (домашние животные и мебель)


Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Формирование естественно-научной грамотности младших школьников включает в себя мотивационный, содержательный и деятельностный элементы, которые обеспечивают развитие правильных отношений ребёнка к окружающей среде, участие в её изучении и деятельности, направленной на её сохранение.

Существует много форм, методов и приемов работы по формированию естественнонаучных умений. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся задания разбиты на следующие группы:

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.


Примеры таких заданий:

- Воспроизводить по памяти, узнавать:

  • Соедини линиями понятия.

  • Проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев и т. д.

  • Изобрази условными знаками, какие виды осадков бывают в разные времена года

- Определять

  • Запиши показания термометров.

  • Какие времена года изображены на рисунках.

- Приводить примеры

  • Дополнить таблицу по типу питания животных.

  • Какие ты знаешь тела и вещества?

- Описывать

  • Пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни животного.

  • Расскажи, какие изменения в неживой природе происходят со сменой времени года.

2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.

 Сравнивать, противопоставлять, классифицировать

 Использовать модели

 Связывать, соотносить

 Интерпретировать информацию

 Находить решения

 Объяснять

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.


Умение найти и дать анализ проблемы – важное интегрированное умение, которое включает следующие группы умений.

  • Формулировать вопрос

  • Планировать исследование

  • Делать выводы на основе полученных данных

  • Приводить доказательства и аргументы.

  • Решать нестандартные задачи

На уроках я использую следующие задания:

Работа с информацией

Поставь к тексту вопросы со словами «Где?», «Для кого?»

Рядом с белым грибом часто можно видеть небольшие группы мухоморов. Их красные головки выглядят ярко и привлекательно. Все знают, что мухомор ядовит для людей и многих насекомых. А вот для лосей этот гриб лекарство.

Сравнение


Рассмотри фото паука и осы. Сравни животных. Назови признаки, по которым их можно различить. Какой из признаков ты назовешь главным?


Классификация

Проведи классификацию сообществ (раздели на группы). Заполни таблицу. Луг, болото, картофельное поле, парк, ельник, пшеничное поле, яблоневый сад, осинник, поле капусты, смешанный лес.

Естественные сообщества: Искусственные сообщества:


Работа с утверждением

Отметь + правильное высказывание

  • Нужно есть много сладкого и булочек.

  • Чтобы крепче спать ,нужно плотно ужинать.

  • Полезная еда – много фруктов и овощей.

  • Во время еды читай, смотри телевизор, это способствует хорошему аппетиту.

  • Пища должна быть полезной и разнообразной.


В качестве одного из основополагающих принципов новой концепции в "математике для всех" на первый план выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения математике.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.

Сущность понятия «грамотности» определяется признаками:

• пониманием роли математики в реальном мире,

• высказыванием обоснованных математических суждений,

• использованием математики для удовлетворения потребностей человека.

Приёмы Устный счёт+ жизненная ситуация.

Доллар стоит 60 рублей. Какое наибольшее количество долларов можно купить на 1200 рублей?

Пачка бумаги стоит 300 рублей. Тимур пришёл в магазин за бумагой, имея в кармане 1600 рублей. Какое наибольшее количество пачек этой бумаги сможет купить Тимур?

В доме 18 этажей, на каждом этаже по 3 квартиры. На каком этаже живет Маша, если она живет в квартире под номером 26?

Какое наибольшее количество пакетов кефира можно приобрести на 190 рублей, если один такой пакет стоит 35 рублей?

Задания «А как в реальности?»

Для каждой измеряемой площади подберите единицу измерения и занесите данные в таблицу

А) Комната В) Поверхность стола

Б) Книга Г) Парк

1)кв.дм 2)кв.см 3)кв.м 4)га

Комбинаторные задачи

Раскрась разными способами, используя красный, белый, голубой цвета

Проблемная ситуация

«Кто прав?»

Витя Галя

360 + 480 : 6 = 440 360 + 480 : 6 = 140


Различные формы работы над задачей:

  • Работа над решенной задачей.

  • Решение задач разными способами.

  • Представление ситуации, описанной в задачи

  • моделирование:

а) с помощью отрезков б) с помощью чертежа

в) с помощью таблицы

  • Разбивка текста задачи на значимые части.

  • Решение задач с недостающими или лишними данными.

  • Самостоятельное составление задач учениками.

  • Изменение вопроса задачи.

  • Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).

  • Закончить решение задачи.

  • Составление аналогичной задачи с измененными данными.

  • Составление и решение обратных задач.

  • Решение задач с величинами


Занимательные задания

- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?


- Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе

были числа, похожие между собой:

53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44


-По какому правилу записан каждый ряд чисел?

Продолжи его:

10, 30, 50, 70 …

14, 34, 54, 74 …


«Лови ошибку»

Ученикам или группе учащихся предлагают информацию, содержащую неизвестное количество ошибок.

Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально,спорят, совещаются. Чтобы обсуждение не затянулось,заранее определяется время.

Пример. Площадь прямоугольника – сумма всех его сторон.

Использую на математических диктантах «Верные - неверные утверждения»

Задача ученика –согласиться или не согласиться с данными предположениями,

поставить «плюс» или «минус».

Для закрепления понятий использую на уроках «Продолжи фразу»

• Чтобы найти цену, нужно стоимость…

• Чтобы найти скорость, нужно…

• Чтобы найти неизвестное слагаемое,

нужно…

• Чтобы найти неизвестный множитель, нужно…

В заключении я предлагаю решить жизненную задачу, такую, как мы в школе решаем с ребятами.

Возьмите чашу Терпения, влейте туда полное сердце

Любви, бросьте две пригоршни Щедрости, плесните

туда же немного Юмора, посыпьте Добротой,

добавьте побольше Веры и Надежды, все это хорошо

перемешайте.

- Что будет составлять большую часть – этой чаши?

- Что у Вас получится?

- Счастье, жизнь, рецепт счастья…

- Вот я хочу, чтобы с этой жизненной задачей вы

справились на отлично! Я желаю вам счастья!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!