СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирующее оценивание на уроке физкультуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный подход дает возможность каждому ученику реализоваться, добиться желаемого результата.

Просмотр содержимого документа
«Формирующее оценивание на уроке физкультуры»

Формирующее оценивание на уроках физической культуры.

Урок физической культуры всегда являлся спорным в оценивании: кто-то предлагал ввести зачет-незачет, кто-то вообще безотметочную систему. Чтобы привлечь к занятиям учеников с разными физическими особенностями, мы обсуждаем новые формы оценивания. Сегодня учитель всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам новые учебные формы работы он, по сути, не имеет инструментов, чтобы оценить их результаты. Способом решения данной проблемы может стать появление в повседневной практике новых для нашей школы современных форм оценивания. Прежде всего, «формирующего оценивания» (formative assessment), как формы деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя. Подобный подход к оцениванию позволяет обеспечить: индивидуализацию как процесса обучения, так и подходов к оценке его результатов; предоставление ученику максимально активной и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечение его в оценку своих достижений; фиксацию не только итоговых достижений, но и отслеживание их динамики и индивидуального прогресса ученика; использование оценочных процедур для корректировки собственного преподавания и содержания учебной программы. Цель формирующего оценивания– улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.

«Формирующее оценивание» соответствует новому пониманию учебных результатов и новым требованиям к организации учебной деятельности ученика, заложенным в ФГОС и обеспечивает учителя необходимыми для работы в рамках этого стандарта инструментами.

Как правильно оценить учащегося, чтобы ему было понятно, за что выставлена отметка ,и при этом не пропало желание заниматься физической культурой? Зачем учителю оценивать учащихся, и нужно ли это ученику?

Чем формирующее оценивание отличается от традиционного

оценивания учителем своих учеников, которое постоянно происходит в классе?

Рассмотрим важные для этого различения принципы: центрировано на ученике ( в центре формирующего оценивания-ученик),направляется учителем, разносторонне результативно , формирует учебный процесс, осуществляется с учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристик

изучаемых дисциплин, происходит непрерывно, основано на качественном преподавании.

Формирующее оценивание-это обратная связь для учащихся, позволяющая

оценить степень достижения цели, и какие необходимы учащимся действия, чтобы улучшить результат. Формирующее оценивание используется для того, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели.Формирующее оценивание позволяет согласовать результаты

оценивания с поставленными целями. Ставим цель -научиться играть в баскетбол. Что нам для этого нужно? Какие тактические и технические приемы, физическая подготовка, правила игры и судейства.

Формирующее оценивание, которое происходит на каждом

уроке, – ключевой момент этой стратегии. Оно требует, чтобы

учитель сосредоточился на том, как развивается учение в процессе урока, определяя какие улучшения надо внести, и какими будут

последующие шаги.

В начале урока учитель обсуждает с целым классом и с группами учеников учебные цели, то есть то, что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока. В процессе всего урока детям даётся устная и практическая обратная связь: их ответы и упражнения

соотносятся с учебными целями. Это позволяет ученикам определить, в чём они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше.

Для этого учитель делает следующее: задаёт вопросы, наблюдает и беседует с детьми. Одной из эффективных стратегий оценивания в ходе урока

является постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, чтобы

определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения, а именно: чтобы получить «отлично» за бег 30 метров, какие качества нам понадобятся? Какими упражнениями мы можем развивать эти качества? Влияет ли правильное питание на результат? Влияет ли режим дня на результат?

-Какие ещё примеры ты знаешь?

-Как ты можешь доказать, что ... ?

-Как можно это организовать, решить?

-Что ты думаешь о ... ?

Важной техникой формирующего оценивания выступает

наблюдение, наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение, понимают ли дети смысл упражнений.

Чтобы дать учащимся научить друг друга, оценить, можно разделить класс на разные группы. Допустим ,объединить сильных детей и дать им более сложные задания. А другой команде уделить больше внимания. Или разделить на разноуровневые коллективы, и дать самим ребятам научить своих товарищей. Дискутируя с учениками, учитель оценивает их понимание, обнаруживает причины затруднений и ошибочных понятий, фиксирует проблемные пункты урока. Формирующее обучение побуждает детей более глубоко подходить к решению проблем, самим принимать решения, уметь ставить себе задачи и пути их реализации, а не выполнять бесприкословно команды учителя, не думая, для чего необходимо это упражнение.

Анализ как способ осуществления формирующего оценивания

может быть использован следующим образом. Учитель просит продемонстрировать технику ведения мяча одной (баскетбол),затем просит оценить свои умения, следующее действие-это оценка действий коллективом. В конце учитель дает свое оценивание.

Проверка понимания материала происходит, когда после объяснения все ребята демонстрируют правильную технику.

Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса учения

позволяет поддерживать и развивать навыки самооценивания и парного

оценивания. Пара или небольшая группа учеников определяет, что они знают и могут делать, а что остаётся для них трудным или непонятным, что им надо сделать в дальнейшем. Это позволяет осуществлять непрерывную обратную связь между учителем, отдельными учениками и группами, благодаря которой определяется, какого прогресса необходимо достичь и планируется то, как дети будут заниматься в ближайшем будущем.

Итак, целеполагание является неотъемлимой частью оценивания. Целеполагание предполагает требования: четкая формулировка целей, разбивка их на задачи, мотивация, непрерывное оценивание. Четко сформулированные цели должны быть: конкретными, измеряемыми, достижимыми, иметь четкие сроки и разумные средства для выполнения. Цели должны быть разбиты на задачи, и учитель должен совместно выработать ориентиры, которые помогут ее достичь. Принципы оценивания достижения учащихся: значимость, адекватность,объективность,интегрированность, открытость, доступность, систематичность, доброжелательность.

Основная задача учителя физкультуры на уроке – научить ребенка правильной технике двигательного действия. Результатом освоения техники является оценивание выполнения разученных упражнений. Мы очень часто в своей работе используем этот вариант оценки: при изучении гимнастических и легкоатлетических упражнений, элементов подвижных и спортивных игр. Мы сами составляем требования к технике выполнения упражнений и сами же являемся экспертами в их оценке. Знания учащихся по предмету позволяют производить коллективную оценку и самооценку. Но от выполнения контрольных нормативов нас с вами никто не избавит: комплекс ГТО, тесты, президентские испытания и т. п. Мне думается, что шкала нормативов для оценивания уровня физической подготовленности всегда останется и большинство из нас будет их придерживаться. Полагаю, что многие из вас использовали такой метод оценивания для поощрения активно работающих на уроке учащихся, за помощь учителю, за активное участие во внеклассной работе, соревнованиях разного уровня и т.д. Также

в своей работе мы оценивали высокими отметками тех детей, которые достигли большого прогресса в своих результатах. Даже если ребенок изначально имел невысокий уровень физической подготовки, но существенно прибавил в своем развитии, он, на мой взгляд, достоин высокой оценки. Многие мои коллеги придерживаются этого принципа. Это будет служить дополнительным стимулом для дальнейшего развития и роста ученика, а главное, укрепит его желание заниматься физическими упражнениями.



















Тема: «Формирующее оценивание на уроках

физической культуры"



Царёв Владимир Анатольевич

Лицей № 41

г. Кострома, 2018


СЛАЙД 1

Тема: «Формирующее оценивание на уроках

физической культуры"

С введением Федерального государственного образовательного стандарта возникли определенные проблемы в системе оценивания.
Оценки являются не только инструментом рейтинга одноклассников, но и позволяют школьникам выделиться, проявить себя перед сверстниками и родителями. Поэтому необходимо очень ответственно относиться к диагностике уровня знаний и умений учеников, максимально гибко работая с отметками.

Достижения в обучении физической культуре, во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и  их активности. Для одного ребенка определенная отметка - это всего лишь элементарный показ своих способностей, а для другого - приложение определенных усилий и стараний.

СТОЛКНУВШИСЬ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА я столкнулся с проблемами…

  • Как правильно оценить учащегося, чтобы ему была понятна отметка и при этом не пропало желание заниматься физической культурой;

  • Зачем учителю оценивать учащихся и нужно ли это ученику?

В этом году наш лицей реализует проект «Формирующее оценивание», я применяю активное участие в реализации этого проекта.

СЛАЙД 2. Понятие «Формирующее оценивание»  – процесс определения индивидуальных достижений каждого учащегося на основе сбора и анализа данных, используемых для корректировки деятельности каждого учащегося с целью достижения запланированного результата.

На каждом уроке происходит так называемая «Формирующая оценка», после каждого выполненного этапа или упражнения.



СЛАЙД 3. Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им: 

  • оценить, насколько они приблизились к цели (степень достижения), 

  • что сделано хорошо, неверно или недостаточно хорошо, уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.



СЛАЙД 4. Критерии

  • Внешняя оценка – оценивание учеником, группой, экспертом, учителем отдельно взятого упражнения;

  • Ученик сравнивает свои действия с эталоном (показ учителя, демонстрация слайда, наглядные пособия, способный ученик);

0- не справился с задание 1-справился частично 2 -справился

СЛАЙД 5. Работая над «Формирующим оцениванием я на своих уроках применяю несколько способов.

Светофор. У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы: К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы поняли? К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не понятно? По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Сигналы рукой. Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов: ƒ Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх) ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону) ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы. По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

СЛАЙД 6. Проверка ошибочности понимания. Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

Словесная оценка (устная обратная связь). Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

СЛАЙД 7. Упражнение на проверку усвоения нового материала. Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями: «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос. Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите и покажите основные идеи из нового материала». (2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»

Внутренний и внешний круг. Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

СЛАЙД 8. Самооценивание. Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.

Две звезды и желание (взаимооценивание). Применяется при оценивании творческих работ учащихся. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».

СЛАЙД 9. Карточка достижений

СЛАЙД 10. Преимущества:

  • Позволяет вовлечь в оценивание всех участников учебного процесса

  • Не предусматривает никакого соперничества между учащимися или проведения их рейтинга

  • Делает прозрачным процесс выставления отметки, что снимает конфликт при оценивании

  • Вовлекает учащихся в процесс рефлексии и самооценивания

  • Повышает значимость контрольных, зачетных уроков

  • Легко адаптируется под любую шкалу оценивания

СЛАЙД 11. Вывод: Данный подход дает возможность каждому ученику реализоваться, добиться желаемого результата (эталона).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!