СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формула успеха на экзаменах Занятие для учащихся 9, 11 классов.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у школьников эмоционально – позитивного отношения к экзаменам, навыки саморегуляции в напряженных ситуациях, развивать умение организовывать самообразовательную деятельность в период подготовки к экзаменам, способности находить правильный тон общения с педагогами в экзаменационной ситуации.

 

Просмотр содержимого документа
«Формула успеха на экзаменах Занятие для учащихся 9, 11 классов.»

Формула успеха на экзаменах

Занятие для учащихся 9, 11 классов.

Цель: формирование у школьников эмоционально – позитивного отношения к экзаменам, навыки саморегуляции в напряженных ситуациях, развивать умение организовывать самообразовательную деятельность в период подготовки к экзаменам, способности находить правильный тон общения с педагогами в экзаменационной ситуации.


План занятия


1.Вступительное слово ведущего

В переводе с латинского, экзамен означает испытание. И действительно, при сдаче экзамена испытываются разнообразные черты человека – от ораторского искусства и искусства пантомимы до качества памяти и умения сохранять покой, уверенность в своих силах. Самой большой проблемой в ситуации испытания становится наше волнение. Гормон, который выделяется в момент, когда человек чувствует страх, влияет на память. Это может быть причиной того, что некоторые учащиеся на экзаменах полностью забывают выученный материал.

Этот гормон сложно поддается влиянию, но управу на него можно найти. Навыки эмоциональной саморегуляции, информация об оптимальной подготовке и поведении во время экзаменов – это вопросы, которым посвящена сегодняшняя встреча. Они смогут облегчить тяжесть ударов экзаменов по вашей нервной системе и помогут достичь успехов.


2. Игра « Ассоциации»

Работа в кругу. Обратитесь к своему подсознанию – назовите слова – образы, которые возникают у вас при мысли об экзаменах.

Ассоциации учеников записываются на доске.


3. Рассказ

Как видим, ваши ассоциации связаны с тревогами, неуверенностью в своих силах, видением экзамена как борьбы между могущественным и грозным экзаменатором с одной стороны и слабым учеником, то есть вами, с другой. Очень важно изменить этот настрой на конструктивный, направленный на плодотворную подготовку к экзаменам и успех на нем. Существует несколько способов достижения этого.

Важно перейти от восприятия « экзаменатор со своим вопросом против меня» к образу « мы с учителем против вопроса». думать не об оценке, а о теме беседы, говорить так, будто вы встретились с опытным, который посвятил свою жизнь изучению этих вопросов старшим коллегой. Как только у вас появится такое искреннее отношение к педагогу, ситуация экзамена изменится как по волшебству.

Для того чтобы изменить свое самочувствие на экзамене от тревоги до уверенности попробуйте создать в своем сознании образ успеха: четко представляйте его.

Вы уверенно отвечаете, у вас светлая голова, вы говорите логично, аргументировано, приводите интересные примеры, учитель вам улыбается, вам и ему нравится этот ответ, вы чувствуете радость и удовлетворение. Используйте для самовнушения минуты перехода от сна к пробуждению, отрезок времени, когда сознание выходит из состояния дремоты, но глаза еще закрыты.

В день экзамена можно представить себя туго стянутой пружиной, в которой спрессованы ваши знания, способности, ваш труд, остается только в нужный момент все это освободить.

Если ваши волнения мешают вам, представьте, что вам нужно убедить вашего друга, что экзамен – это только экзамен, найдите слова для аргументированной критики панических мыслей.


4. Практическое упражнение.

Я успешно сдам все экзамены потому, что …

Я успешно сдам все экзамены даже, если …

Я успешно сдам все экзамены, не смотря на …

Я успешно сдам все экзамены так, что …

Я успешно сдам все экзамены благодаря …

Я успешно сдам все экзамены так же, как и …

Я успешно сдам все экзамены вместе с …

Я успешно сдам все экзамены, опираясь на …

Я успешно сдам все экзамены, так как стремлюсь …


Может быть, эти выражения станут действенной формулой вашего оптимистического конструктивного настроения в подготовке к экзаменам.


5.Составление памятки «Как лучше запоминать материал?»


Работа в группах.

Деление участников на 4 группы по позитивным ассоциациям, например: повторение, интересный вопрос, добрый учитель, хорошая оценка и др. Группы получают тексты, разрезанные на части. Задание: как можно быстрее собрать текст, прочитать и сжато сформулировать рекомендации «Как лучше запоминать материал?», дополняя их своими удачными приёмами.

Как лучше запоминать материал?

Предлагаем несколько приёмов, с помощью которых можно запоминать учебный материал. 1.Магическая семёрка.

Вы никогда не задумывались, почему число «семь» было популярным и окружено тайным ореолом. Почему говорим, прежде чем отрезать, надо семь раз отмерить и почему именно «семеро одного не ждут». А ещё было семь древнегреческих мудрецов, «семь чудес света». А так же семидневная неделя вряд ли случайная …

Психологи раскрыли секрет «магической семёрки». Оказывается, такой средний объём нашей памяти.

При условии одновременного воспринимания она способна удержать и потом воспроизвести в среднем семь объектов. При чём семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз. Поэтому, если объём материала, который надо запомнить, очень большой, лучше поделить его на содержательные отрывки, стремясь, чтобы их было не больше семи. Ещё один вывод из этого правила: содержательные части материала надо увеличивать и обобщать, передавая главную мысль одной фразой.

Значит, для запоминания одного предложения, одной мысли, в которой помещается содержание двухстраничного текста, нужен сравнительно одинаковый объём памяти. Вот что писал по этому поводу американский психолог Миллер, который открыл это явление: «Это похоже на то, когда вам нужно носить деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку всё равно, будут эти монеты пенсами или серебряными долларами». 2.Ищите связи.

Любители детективов знают, что опытный сыщик не спешит надеть наручники рядового члена банды. Значительно важнее выявить связи преступника, выявить вожаков. Другими словами, среди второстепенного надо найти главное. Поэтому не следует спешить запоминать сложный текст, не разобравшись в его внутренних связях, не понимая ход мысли автора.

В материале могут быть такие связи:

а) смысловые: текст, в котором одна мысль логично определяет другую, которая идёт за ней, запоминается значительно легче. Поэтому с начала постарайтесь понять смысл текста, увидеть логические связи между абзацами, параграфами, разделами;

б) структурные: психологические эксперименты показали, что во время запоминания логично не связанных между собой слов (терминов, иностранных слов) имеет большое значение их размещение на листе, объединение в группы (например, цифру в номера телефона) и даже в какие-то фигуры. Подчёркивайте, обводите нужное, делайте сокращения, группируйте слова, которые начинаются с одной буквы.

3.Используйите ассоциации.

Приёмы произвольного запоминания можно поделить на две группы:

а) построенные на выявлении внутренних связей, которые есть в материале, который запоминается;

б) построенные на внесении из вне в материал , который запоминается, искусственных связей.

Последние называют мнемоническими и используют тогда, когда трудно выявить внутреннюю структуру материала. Рассмотрим два мнемонических приёма: локальной привязки и словесных посредников. Метод локальной привязки, или «метод мест», состоит в построении для нескольких объектов, что запоминаются, второго ряда – опорного, который складывается из хорошо знакомых объектов или таких, что легко запоминаются. Последовательность объектов в опорном ряду организованна так, что чётко определен порядок их перечисления. На практике таким опорным рядом может быть последовательность комнат в квартире, домов на улице и др. Человек вначале заучивает опорный ряд, а потом использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы ряда, который надо запомнить.

Такой способ облегчения запоминания древний – ему более двух тысяч лет; существуют даже легенды о том, он возник. Один раз поэт Симонид был в гостях. Внезапно его вызвали по неотложному делу. Как только он вышел за порог дома, случился сильный подземный толчок,- дом, в котором он только что праздновал, развалился, и все гости оказались погребены под обломками. Родственники не могли опознать никого из погибших. Тогда Симонид мысленно представил план помещения, в котором проходил банкет. Сразу же в его памяти ожила картина, он вспомнил, где кто сидел, и указал, какие останки кому принадлежали. Известно, что позже систему локальной привязки использовали Цицерон, Джордано Бруно и многие другие известные люди.

То есть, если в материале, который заучивается, мало внутренних связей – посмотрите вокруг. Представив в памяти обстановку, в которой вы учили материал, вы вспомните его, потому что полученные впечатления имеют свойство восстанавливать один одного.

4. Как повторять?

Что лучше – ещё раз прочитать текст, или попробовать пересказать его своими словами?

В одном эксперименте, посвящённому изучению памяти, студентов поделили на четыре группы. В первой отрывок текста читали дважды и дважды пересказывали, в четвёртой только раз читали и трижды пересказали. Содержание текста лучше запомнили студенты четвёртой группы, и хуже – первой.

То есть, пересказ текста своими словами оказывает влияние на лучшее его запоминание, чем многоразовое чтение, так как это активная организованная работа. Это может быть перекомпанировка материала, поиск парадоксальных формулировок для него и др. Группы докладывают, комментируют, сравнивают со следующим выводом: «Большой текст надо разделить не больше чем на семь частей, связать их между собой, выделить опоры (слова и мысли, которые стоят за ними) и заучить их, повторяя по приведённой выше схеме».

5. Интеллектуальная игра «Как себя вести на экзамене?»


Работа в группах. Деление участников на 3 группы по трём позитивным установкам: знания, уверенность, успех. Каждая группа получает карточку с заданием: 1) выберите правильный вариант ответа; 2) закончите выражение; 3) определите, где правильное выражение, а где – нет. Группа обговаривает задание 3-5 минут и выступает со своим вариантом. Остальные участники дополняют, спорят, слушают комментарии ведущего.


«Во время экзамена»

Выберите правильный вариант ответа:


1.Если экзаменатор перебивает вас и говорит то, что вы и сами знаете, надо:

  • выдержать паузу, внимательно выслушать экзаменатора;

  • говорить быстро и уверенно;

  • кивать головой, показывая, что вам это хорошо известно;

перебить экзаменатора и закончить ответ самостоятельно.

2.Графики, схемы:

  • надо чертить в процессе подготовки ответа;

  • не нужно использовать при устном ответе;

  • следует изобразить во время ответа.

3.Если тот, кто отвечал перед вами, был не в ударе и его оценка низкая, надо:

  • продемонстрировать прямо противоположный стиль ответа;

  • отвечать так же, как предыдущий.

4.У преподавателей существует стереотип «первыми идут отвечать отличники»:

  • да;

  • нет.

5.Вначале ответа важно:

  • обратить на себя внимание;

  • начать чётко и громко отвечать;

  • установить контакт с экзаменатором;

  • создать соответствующую обстановку для ответа.

6.На экзамене важно выглядеть:

  • модно;

  • привлекательно;

  • серьёзно.

7.У сдающего экзамен на экзамене должен быть вид:

  • уверенного в себе человека;

  • неуверенного.

8.Для того, чтобы уменьшить своё волнение, надо:

  • ограничить визуальный контакт с учителем, смотреть на лист с записями;

  • вдохнуть несколько раз глубоко, медленно выдохнуть, стабилизировать дыхание;

  • если руки выдают волнение, следует спрятать их под стол.

9.Отвечать следует:

  • ровным, монотонным голосом;

  • используя разные интонации диалога с экзаменатором.

10.Про критичное отношение к вам говорят такие жесты:

  • отклонение корпуса тела от вас;

  • подбородок опирается на ладонь;

  • голова наклонена в сторону того, кто отвечает.


«Готовимся к ответу»


Закончите выражение:


1.Для того, чтобы страница учебника или конспекта, по которому вы готовились к экзамену, возникла перед глазами надо …


2.Ответ лучше начинать с вопроса, который …


3.Прежде всего при подготовке к ответу нужно записать …


4.Если вы уже закончили подготовку и точно знаете, что больше ничего не вспомните, то …


5.Если вы сомневаетесь в точности каких-либо фактов, деталей, цифр, то …







«Правильно – неправильно»


Определите, где правильное выражение, а где - нет:


  • задавая дополнительные вопросы, экзаменатор хочет уточнить ваши знания с целью повышения уже полученной вами оценки;


  • если у преподавателя другой подход к освещаемому вами вопросу, следует оставаться при своём мнении и доказывать свою правоту;



  • если преподаватель делает вам замечание, то нужно показать ему, что вы сразу поняли его смысл: «Да, именно так, потому, что …»


  • на уточняющие вопросы следует честно ответить: «Я не знаю», если это так и есть;


  • если вопрос экзаменатора вам не понятен, надо задать уточняющий вопрос.





6.Ролевая игра «Сдаём экзамен»

Один представитель с каждой группы тянет экзаменационный билет и готовиться к ответу (в это время группа обговаривает вопросы задания интеллектуальной игры «Как вести себя на экзамене?»).

Примеры билетов:

БИЛЕТ № …

Раскройте особенности исторического развития африканского племени Тумба – Юмба?

БИЛЕТ № …

Назовите характерные особенности выведения цыплят бройлеров в условиях Севера?

БИЛЕТ № …

Охарактеризуйте деятельность Попа, у которого была собака?


Ваши одноклассники сейчас продемонстрировали свою эрудицию, уверенность, умение творчески подойти к экзаменационной ситуации, логично и последовательно раскрыть вопрос.

Поскольку вы наблюдали за ними, со стороны экзаменационной комиссии, вы можете посоветовать им и себе как вести себя на экзамене для того, чтобы достичь успеха.


7.Тестирование

Индивидуальная работа. Тест предэкзаменационного самочувствия (Болтивец С.С. Оценка референтной и возрастной психогенности //Практическая психология и социальная работа. – 2004. - №9. – С.52 – 54).


1.Я хочу, чтобы день экзамена:

  • быстрее наступил и тогда я в полной мере покажу, на что я способен;

  • наконец-то прошёл как страшный сон;

  • был для меня, как и все остальные дни, так как для меня это ничего не значит.

2.На экзамене я буду отвечать:

  • с листочка, чтобы не сбиться;

  • смотря экзаменатору прямо в глаза;

  • подглядывая в написанное как диктор телевидения.

3.Какой бы вопрос мне не попался, я буду:

  • говорить с непоколебимой уверенностью;

  • хорошо обдумывать каждое слово, чтобы сохранить последовательность изложения ответа;

  • пытаться «прочитать в глазах» экзаменатора как мой ответ повлияет на оценку.

4.приближаясь к экзаменатору для ответа, я:

  • больше сосредоточусь, чтобы удержать в памяти весь план ответа;

  • улыбнусь экзаменатору, чтобы ему приятнее было меня слушать;

  • постараюсь удобнее сесть, положить листы, чтобы уменьшить своё волнение.

5.До начала ответа я:

  • просмотрю написанное;

  • буду удерживать в памяти начало первой фразы;

  • буду думать о том, как оценят мой ответ.

6.Я буду говорить:

  • в быстром темпе, чтобы мой ответ не перебили дополнительными вопросами;

  • в среднем темпе, с паузами, так как любой вопрос вызовет у меня «спортивную злость» и только подтолкнёт к размышлению;

  • как получиться, так как это будет зависеть от вопроса, который я вытащу.

7.Когда я думаю про экзамен, у меня:

  • «колет под лопаткой»;

  • появляется желание показать, что я на самом деле учил материал;

  • появляется панический страх, который мне трудно преодолеть.

8.Я думаю, что в день экзамена я буду себя чувствовать:

  • трудоспособным и выдержанным;

  • напряжённым, но способным справиться с заданием;

  • утомлённым и разбитым.

9.Я готов ждать своей очереди отвечать:

  • хоть до конца экзамена;

  • минут 15 – 20;

  • в пределах часа.

10.Я представляю экзаменатора:

  • хмурым и неприступным человеком;

  • человеком, который может заинтересоваться моим ответом;

  • безразличным человеком, который вряд ли выделит меня среди других.


Оценки результатов ответов по тесту (баллы суммируют).


Номер вопроса

а

б

в

1

0

2

1

2

3

0

1

3

0

1

2

4

1

0

2

5

0

1

2

6

1

0

2

7

1

0

2

8

0

1

2

9

0

2

1

10

2

0

1

  • Меньше 10 баллов. Вы своевременно себя мобилизировали и предчувствие экзаменационного напряжения только бодрит вас, вызывая прилив новых сил. Вы владеете собой, и это даёт вам уверенность. Ваше настроение может оказать приятное впечатление на экзаменатора. Но не перестарайтесь, чтобы ваше приподнятое настроение на экзамене не было расценено как шалости, несовместимые с серьёзностью экзаменационной процедуры. Поддерживайте своё мажорное настроение, не давая ему погаснуть из-за какой-то случайной мелочи. Ваша трудоспособность, терпение и выдержка помогут вам для достижения успеха. В ответах старайтесь избегать поверхности и общих фраз.

  • От 11 до 20 баллов. Предчувствие экзаменационного напряжения, конечно же, малоприятно для вас. Но небольшая тревога заставляет вас сосредоточиться и усиливает чувство ответственности. Безусловно, вы можете изложить выученное в логической последовательности, чётко и выразительно. Вам надо хорошо продумать то, что будете говорить, так как наилучшим способом для этого будет наличие расширенных тезисов на каждый вопрос. Не помешает записать отдельные мысли, выражения, цитаты, даты, начертить схемы. Конечно, вы помните их и без этого, но запись, даже один вид исписанных вашей рукой листов, добавит вам уверенности. Отвечая, не спешите. Пытайтесь обогатить вашу речь прилагательными, сравнениями, если они будут уместны. Выразительность, с которой вы будете отвечать, вызовет у вас прилив сил и вдохновение, восстановит в памяти даже те сведения, которые сначала и не вспоминались.

  • 21 и больше баллов. Свои знания вы, конечно, увереннее проявили на письменном экзамене. Но вам что не приходилось преодолевать трудности и волнение? Представьте, как радостно и приятно будет от этого потом. Почему в этом случае не сделать наоборот: пусть будет приятно и радостно потому, что вы смогли овладеть своими переживаниями из-за экзамена, овладеть собой. Начните с позитивного настроя на саму ситуацию. Разрешается любая позитивная форма ожидания. Успокойтесь! При чём – буквально: жест, когда руки держишь за спиной, или одна держит за запястье другую, действительно помогает снять эмоциональное напряжение. Отбросьте тоску, смотря на экзаменационные билеты. Эта информация уже в вашей голове. Надо только её найти и упорядочить.


8.Подведение итогов занятия

Обсуждение в кругу:

- Как на ваш взгляд выглядит «формула успеха на экзамене».

-На что именно надо обратить внимание в предэкзаменационный период, на экзамене?


Практическое упражнение

Сформулируйте себе пожелания успеха на экзаменах, запишите его на листе бумаги. Сделайте с него самолёт и отправьте своим друзьям. Пусть эти пожелания обязательно исполнятся.

Каждый из вас получит перечень правил успеха на экзамене, о которых мы сегодня говорили. Вернитесь к ним ещё раз, используйте их и будьте успешными выпускниками и абитуриентами!



КАК ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

1.Уберите всё лишнее и то, что отвлекает ваше внимание от основной цели – подготовки к экзаменам. Спрячьте все книжки, диски, телепрограмму, отключите телефон. Строго скажите себе: с 9 до 12 часов дня я должен выучить столько-то.

2.Начинайте учить с трудных, непонятных тем, а лёгкие оставьте на конец. Если сложную тему отложить на потом, она будет висеть, не давая вам покоя. В результате качество запоминания тем, которые даются сложно, резко уменьшается и даже сводиться к нулю.

3.Истинная мать учения – не повторение, а использование. Не держите знания в себе, как в сейфе. Поделитесь ими с зеркалом, любимой собакой, родителями или друзьями. Можете время от времени делать репетицию экзамена: сделайте небольшие карточки с номерами билетов, вытягивайте их и отвечайте. Отвечайте вдумчиво и серьёзно, так как хорошая репетиция, - залог успешной премьеры.

4.Запоминать материал надо осмысленно, а не механично. Не зубрите – это долго и даёт осложнения : стоит переволноваться, забыть хотя бы одно слово, как текст, выученный таким способом, сотрётся. Лучше дважды прочитай и перескажи, чем пять раз без пересказа. Установите логическую последовательность. Разбейте материал на смысловые части и найдите в каждой ключевую фразу.

5.Чередуйте умственную деятельность с физической. Не доводите себя до полного изнеможения и упадка сил познанием науки. Не забывайте, что отдых тоже нужен. Не запрещена полезная работа на благо семьи: сходите в магазин и др.

6. Начните учить материал с утра, пока «свежая» голова. Заниматься в последнюю ночь или хорошо выспаться – дело личное. Но, как известно, перед смертью не надышишься, а у человека, который выспался, голова работает лучше, чем у того, кто не выспался.


НА ЭКЗАМЕНЕ

1.Никто не сомневается, что вы знаете все направления современной моды, но большинство преподавателей люди консервативные. Поэтому все ультрасовременные вещи и экстравагантные одежды лучше сберечь для других случаев, а для экзамена выбрать что-то соответствующее ситуации. Желательно, чтобы в вашей одежде преобладали тёплые оттенки: розовые, жёлтые, жёлто-зелёные. Это настроит на доброжелательное отношение.

2.Преподаватель совсем не хочет вашей крови. Попытайтесь представить себе то, что преподаватели совсем не хотят никого «загрузить». Большинство из них в школьные и студенческие годы тоже волновались, сдавая экзамен. И у них трусились руки, когда они вытягивали билет.

3.От улыбки станет всем светлей! Поэтому улыбайтесь искренне и от всей души, и тогда первый контакт с преподавателем будет добрым.

4.Если вам задают вопрос, это не значит, что вас хотят «загрузить». Как правило, эти вопросы уточняющие, и в них уже имеется ответ, или его часть. Поэтому прочь сомнения и волнение.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!