СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формулирование проблемы текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формулирование проблемы текста»

Здравствуйте, выпускники. Мы продолжаем подготовку к ЕГЭ по русскому языку в дистанционном формате. Тема урока «Формулирование проблемы текста». Сегодня начнём разговор о подготовке к выполнению задания №27, в котором требуется написать сочинение по прочитанному тексту, проверяется умение связно, логично, грамотно излагать свои мысли.

План занятия следующий:

1.Вспомним, что такое текст, его признаки.

2.Рассмотрим структуру и особенности задания.

3.Составим алгоритм-схему написания сочинения.

4. Рассмотрим, как формулируется проблема текста.

Итак, выполняя задание № 27 , вам необходимо написать сочинение по прочитанному тексту, т.е необходимо чётко понимать, что такое текст.

Вспоминаем:

ТЕКСТ, -а; м. [лат. textum - связь, соединение] 1. Слова, предложения в определённой связи и последовательности, образующие какое-л. высказывание, сочинение….(Большой толковый словарь);

И в этом задании проверяется не только умение понимать структуру, тему, смысл прочитанного текста, но и создавать собственное письменное высказывание, опираясь на законы строения текста.

Каковы же они, законы строения текста, его признаки?

- тематическое и смысловое единство,

- связность (композиционная и логическая) ,

- целостность,

- относительная законченность ( завершённость).

Текст, который вам предстоит прочитать, построен по выше изложенным признакам, и ваше речевое высказывание тоже должно быть построено по ним.

Первый признак текста – тематическое и смысловое единство.

Что же такое тема?

Тема (от греч. themа – то, что положено в основу) - предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения.

Если сказать проще,-тема текста то, о ком или о чём говорится в тексте.

Любой текст многотемен, вам нужно «увидеть», «рассмотреть» эти темы, и выбрать одну, ту, которая вам близка и понятна.

Уже при первом чтении необходимо подумать, в чём же заключается авторская мысль.

Ваше сочинение будет наполненным мыслью, если вы поймёте текст, поймёте авторский замысел.

Будьте готовы к тому, что вам постоянно придётся возвращаться к тексту, прочитывать его полностью или фрагментарно.

Второй, важный признак текста,- связность (композиционная и логическая).

Ваше сочинение должно быть связным, логичным, одна мысль должна вытекать из другой и быть уместным продолжением, подтверждением предыдущего высказывания. Здесь важно продумать ход размышлений, его логику. В этом нам поможет само задание. Внимательно прочтём его формулировку.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

1)Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

2)Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). 3)Поясните значение каждого примера и 4)укажите смысловую связь между ними.

6)Сформулируйте позицию автора (рассказчика).7)Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Выделяем каждое действие, которое нам необходимо выполнить для успешной сдачи экзамена в области написания сочинения, и у нас получается план –схема написания сочинения.

План-схема написания сочинения:

-внимательное, вдумчивое чтение текста с пометами,

- формулирование одной из проблем,

- комментирование сформулированной проблемы с включением двух примеров- иллюстраций, пояснение значения каждого примера,

- нахождение смысловой связи между примерами,

- формулирование позиции автора,

- выражение своего отношения к позиции автора по проблеме текста,

- обоснование своего мнения.

Такая схема поможет вам избежать логических, композиционных ошибок и сделать ваш текст связным, целостным и законченным.

Итак, первый этап – это формулирование проблемы текста.

Задание звучит так: сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Мы уже говорили, что в тексте может быть несколько тем. Вы Выбираете только ОДНУ. Вам её нужно сформулировать, т.е чётко, точно, грамотно оформить на письме.

Это должна быть проблема, поставленная автором, т.е, которая связана с одной из тем ,заявленных в тексте.

Формулируя проблему, лучше использовать глагол ставить или поднимать.

Ставить - выдвигать, предлагать. Правильно ставить вопрос. Ставить новую проблему.(Словарь под ред. Д.Н.Ушакова).

Поднимать какую-либо проблему. (Из "Словаря сочетаемости слов русского языка" П.Н. Морковкина).

Здесь важно понимать, что такое проблема.

ПРОБЛЕМА, -ы; ж. [греч. próblēma] 1. Сложный вопрос, нуждающийся в специальном исследовании; задача, не имеющая пока решения.

Если сказать проще, проблема текста – предмет размышления, актуальный вопрос, на который есть, как минимум, два ответа; проблема текста – острое жизненное противоречие, требующее разрешения; проблема текста – задача, вопрос, требующие решения.



Алгоритм выявления проблемы 1:

1) проанализируйте поступки, отношения, речь героев в ракурсе темы и основной мысли;

2) проанализируйте, какие качества проявляются в этих поступках, отношениях, речи героев,

3) определите, какие ключевые (абстрактные) слова (их можно подчеркнуть) называют соответствующие человеческие качества,

4) сформулируйте проблему, используя ключевые слова.

При таком способе проблем формулируется в виде повествовательного предложения.

Тема : выбор жизненного пути.

Ключевые слова: отец, молодежь, главная сила, строить новое, поступать в вуз, работать в колхозе, нехватка рабочей силы, получить образование, лучшая доля, право выбора.

Примерный круг проблем:

1.Проблема выбора жизненного пути.

2.Проблема непонимания родителями счастья ребёнка.

3.Проблема непонимания между представителями разных поколений.

4.Проблема двуличия людей.

Клише:

В предложенном для анализа тексте поднимается проблема (чего?) сущ. в родительном падеже.

В предложенном для анализа тексте ставится проблема (чего?) сущ.в родительном падеже.

В предложенном для анализа тексте автор ставит (поднимает) проблему (чего?) сущ.в родительном падеже.

Алгоритм выявления проблемы 2:

1) выявите основную мысль текста,

2) запишите её в виде законченного предложения,

3) сформулируйте вопрос, на который отвечает это предложение,

4)запишите этот вопрос. Это и будет проблема, поставленная в тексте.

Тема : выбор жизненного пути.

Ключевые слова: отец, молодежь, главная сила, строить новое, поступать в вуз, работать в колхозе, нехватка рабочей силы, получить образование, лучшая доля, право выбора.

Примерный круг проблем:

1.Насколько свободен молодой человек при выборе своего жизненного пути?

2.В чём родители видят «лучшую долю» ребёнка?

3.Почему родители не понимают своих детей? К чему приводит непонимание, возникающее между родителями и детьми?

4.В чём проявляется двуличие людей?

Клише:

«…………………………………….?»–этой сложной проблеме посвящён предложенный для анализа текст.

………………………………………..?–Именно этой сложной проблеме посвящён текст, предложенный для анализа ( прочитанный мною).

………………………………………..? Над этой проблемой размышляет в тексте Любовь Воронкова ( можно указать автора).

При таком способе проблем формулируется в виде вопросительного предложения.

Проблем, поставленных в тексте, может быть несколько, лучше выбрать ту, которая вам ближе, понятнее. Это поможет вам избежать искажения авторской мысли.

При выборе способа формулирования проблемы на письме, также нужно опираться на принцип доступности, выбрать вариант, который для вас легче. Хочу предостеречь вас от ошибок, часто встречающихся в сочинении:

1.Перевод проблемы в широкий план: «Это текст о борьбе добра и зла».

2. Перевод проблемы в узкий план: «Автор посвящает свой текст проблеме осени».

Т.Е ,формулируя проблему, вам нужно опираться на прочитанный тест, обращая внимание на его тему и основную мысль.

Подведём итог: сегодня на занятии мы вспомнили, что такое текст, его признаки, рассмотрели структуру и особенности задания, составили алгоритм-схему написания сочинения, рассмотрели, как формулируется проблема текста.

На следующем занятии будем говорить о комментарии к поставленной в тексте проблеме.

Желаю успехов !






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!