Формы государственно — территориального устройства
Форма государственно-территориального устройства – внутреннее строение государства, деление его на территориальные образования и уровень самостоятельности и полномочий этих образований.
Типы государственно-территориального устройства:
унитарное
федеративное
конфедеративное
Унитарное государство.
Унитарное государство – это государство, отличающееся полным единством, неделимостью, отдельные административно-территориальные единицы которого не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом.
Признаки унитарного государства:
территориальное единство государства; такое государство делится лишь на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью; унитарная форма характерна для небольших по территории государств, в которых преобладает определённая нация;
однопалатный парламент;
единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы;
единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
единая структура государственного аппарата на всей территории государства
единая судебная система;
единая система законодательствадля всего государства;
одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.
Виды унитарных государств:
простые – состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия)
сложные – имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа), сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.
Виды унитарных государств:
многонациональные – Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д.;
однонациональные – Япония, Египет и т.д.
Примеры унитарных государств: Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.
Федерация.
Федерация – это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.
Признаки федерации:
территория государства состоит их территорий его субъектов;
верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией;
субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
высший законодательный (представительный) орган, то есть парламент, федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны);
возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.
Типы федераций:
по национальному признаку,
по территориальному признаку;
по национально-территориальному признаку.
По национальному признаку — в них субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей; в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.
По территориальному признаку – в основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп; это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах.
Примеры стран: США, Швейцария, Мексика. Германия и др.
По национально-территориальному признаку (или смешанные федерации) – особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принцип
Пример: Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.
Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов, которые построены как по национальному, так и по территориальному признаку.
Конфедерация.
Конфедерация – это союз самостоятельных государств («государственный союз государств»), которые объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства; каждое из государств обладает государственным суверенитетом.
Признаки конфедерации:
члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.
В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились.
Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств;
отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств, то есть ее членов);
отсутствие единого гражданства;
право свободного выхода субъектов из конфедерации;
бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов;
армия состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации;
конфедерация – непрочное, как правило, временное образование.
Примеры.
Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний. Оно образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.
СНГ.
СНГ.
После распада СССР на его г пространстве возникло 8 декабря 1991 года СНГ (Содружество Независимых Государств). В него входит 12 членов – бывших союзных республик. На сегодняшний день СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе, с согласия его членов.
Члены СНГ:
Азербайджан,
Армения,
Белоруссия,
Казахстан,
Киргизия,
Молдавия,
Россия,
Таджикистан,
Узбекистан.
Ассоциированные члены:
Данный статус не является высшим в конкретной инстанции и подразумевает определённые ограничения, нередко — отсутствие права решающего голоса.
Страны, вышедшие из СНГ:
Грузия (2008 г),
Украина (2014 г., после присоединения Крыма к России; кстати, Украина и не была членом СНГ, а лишь её участником, так как не подписала Устав СНГ).