СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку»

Формы и методы обучения на современном учебном занятии

по русскому языку

Тема учебного занятия

 с указанием класса

Не с существительными. 6 класс.

Предметные и метапредметные результаты обучения

Предметные результаты обучения

Обучающийся научится

1)воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию,

2) доказательно отвечать на вопросы учителя,

3)обнаруживать изученную орфограмму и объяснять написание соответствующих слов, устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения,

4) владеть приемами применения изученных правил орфографии,

5) самостоятельно подбирать слова на изученное правило.

Обучающийся получит возможность научиться

1)демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи;

Метапредметные результаты обучения

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения,

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки,

6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в группе, паре.

7) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

8) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.

Этапы учебного занятия с описанием:

  • учебных заданий,

  • форм работы на разных этапах учебного занятия.

- примеров индивидуализации учебных заданий

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приём «Да-нет»

Задание: на доске спроецированы имена существительные с НЕ-.

Определить, где НЕ является приставкой, частью корня, отрицательной частицей.

  1. Нерешительность вратаря привела к проигрышу хоккейной команды.

  2. Ненастье задержало наш отъезд.

  3. Не силой борются, а умением.

Форма работы: парная

Индивидуальное задание: определить количество букв и звуков в именах существительных.

2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Приём: проблемная ситуация.

Задание: Выпишите слова, правописание которых вы можете объяснить, раскройте скобки:

(Не)чувствовал, (не)правда, (не)ленись,  (не)любит,  (не)годовал, (не)знает, (не)счастье.

Форма работы: индивидуальная.

3. Этап выявления места и причины затруднений

Приём: подводящий диалог.

Задание: Что вы знаете о НЕ?

Форма работы: коллективная.

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации. Реализация построенного проекта.

Приём: эксперимент

Задание: заполните таблицу примерами

Не с существительными

Слитно

Раздельно

Ненастье

Недоумение

Он тебе не   приятель, а враг.

Это не тигр, а лев.

Впереди  был  неприятель (враг).

Его подвела неграмотность (отсутствие грамотности).

Это не тигр.

К  нам  приехал  не брат.

Составление алгоритма (на доске).

Алгоритм написания не с существительными

1.Определи, употребляется ли существительное без не:

А) если не употребляется, то пиши слитно;

Б) если употребляется, то

2) проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:

А) если есть противопоставление, пиши раздельно;

Б) если нет , то

3) замени существительное синонимом или близким по значению выражением:

А) если можно заменить, пиши слитно,  б) если нельзя заменить, пиши раздельно.

Форма работы: групповая

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Приём: Я беру тебя с собой.

Задание: выписать слова, в которых НЕ со словами пишется слитно. (Для слабых обучающихся)

Выписать сначала слова с НЕ, где НЕ – приставка, затем те, где НЕ – часть корня. (Для сильных обучающихся)

Упражнение спроецировано на экране.

Остановиться в (не)решительностИ; (не)брежность в одеждЕ; упрёк в (не)серьёзности; ошибки из-за (не)внимательностИ; (не)аккуратность ученицЫ; (не)победа, а поражение; (не)приветливость в обращениИ; рассказывать (не)былицЫ; (не)приятель, а просто знакомый; (не)примиримость к врагу; оказаться (не)веждой; оставаться (не)учем; чувствовать (не)приязнь; выразить (не)согласие; (не) друг, а враг;

Форма работы: дифференцированно-групповая

Индивидуальное задание: объяснить написание выделенных орфограмм.

Приём: Кто первый?

 7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Приём: комментированное списывание упражнения учебника №333 .

 Форма работы: коллективная

Индивидуальное задание: морфологический разбор имени существительного (на глазах3) из упражнения.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Приём: тестирование

Тест «Проверь себя»

 Выбрать вариант ответа для каждого утверждения.

1).  Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

  1. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

  2. Полная (не)лепица.

  3. Причины (не)успеваемости.

2). Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

  1. Прилив (не)нависти.

  2. (Не)знание предмета.

  3. Жизнь красна (не)днями, а делами.

3). Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

  1. Видно (не)ряху по грязной рубахе.

  2. Говорить (не)правду некрасиво.

  3. Говорить (не)правду, а ложь.

4). Не с существительными пишется раздельно.

  1. Учение - красота, а (не)учение - слепота.

  2. Сила с (не)правдою не уживаются.

  3. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

Форма работы: индивидуальная

9. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание.

Параграф 54 (выучить правило в учебнике).

Упр.334 (для «слабых» обучающихся – списать, объяснить орфограмму, графически обозначить; для «сильных» - упр.334 и найти любое стихотворение, где встречается данная орфограмма).

 По желанию: есть еще один пункт в правиле «Не с существительными». Поищите информацию в справочниках или в Интернете.

10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Приём: синквейн (обучающиеся составляют синквейн на темы «Не с существительными», «Я сегодня на уроке», «Моя работа на уроке».

Формы

оценивания

и примеры заданий для оценивания

1)В рамках урока обучающиеся учатся самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». Листы самооценки у каждого обучающегося.

1.Какова была цель задания (задачи)?

2.Удалось получить результаты (решить, ответить)?

3.Правильно или с ошибками?

4.Самостоятельно или с чей-то помощью?

5.Какую себе поставишь отметку?

6.Почему?

7. Каков был уровень задания?

2) Взаимопрверка - тест «Проверь себя».

Примеры заданий для оценивания предложены выше.

Методы обучения

  1. Словесные – беседа, объяснение, работа с книгой

  2. Наглядные – доска

  3. Практические – выполнение письменных упражнений

  4. Частично-поисковый метод





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!