Формы и методы работы с родителями
по патриотическому воспитанию детей ДОУ
Тема патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для российских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить любовь», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
В современном историческом процессе проблемным остаётся не только духовное, но и физическое существование народа, и поэтому главными направлениями образования должны стать народное возрождение и процветание. Необходимо восстановление в своём высшем гражданском достоинстве благородных понятий «патриот» и «патриотизм», обозначающих неразрывную и действенную связь человека со своей землёй. И верно сказал И.А.Солженицын: «Горе той стране, где слова «патриот» и «демократ» считаются бранью».
Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, т.е. малой родине, зарождается и проходит становление еще в детские, школьные годы в семье и других воспитательно - образовательных средах. Ведущее место в процессе становления патриотического сознания учащихся занимает содержание образования.
Федеральный государственный стандарт второго поколения определяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос, включает активную позицию, готовность к служению Отечеству.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начала работы по воспитанию патриотизма, так как ребенок отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в безусловность и необходимость соблюдения нравственных норм. Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь. В дошкольном возрасте развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и явления, устанавливать причины и следствия, сравнивать и дифференцировать поведение, обобщать и делать соответствующие выводы, выражать собственное отношение к происходящему, что служит психологической основой реализации патриотического воспитания учащихся на начальной ступени образования.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.
Эту работу можно разделить на 3 блока:
Информационно-аналитический - направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
Практический - предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, экскурсии и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).
Контрольно-оценочный - предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий. Для анализа можно использовать опросы, оценочные листы, экс-пресс-диагностики.
Решая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, мы используем традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями учеников.
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
Анкетирование «Семейные традиции»;
Родительские собрания гражданско-патриотической направленности;
Гражданин воспитывается с детства (семейный совет)
Мы говорим о нашей Родине
Семейные традиции – искусство создания праздника
Совместная деятельность детей и родителей:
Оформление выставки рисунков «Мой любимый город»
Изготовление макетов, поделок, открыток совместно с родителями
Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города;
Экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей);
Беседа;
Круглый стол;
Совместные занятия родителей и детей;
Тренинги;
Практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»;
Обсуждение и распространение семейного опыта;
Музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях»;
Совместные детско-родительские встречи в различных формах:
Конкурсы, спортивные мероприятия: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – спортивная семья»
Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки», «Масленица»
Посиделки, досуги (фольклорный досуг) «Устное народное творчество - кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях»
Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День матери», семейный праздник «Вместе дружная семья», «День рождения класса», праздник «Бабушки и внуки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др.
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско-патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в школе, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у школьников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Наша задача заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитании нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.
Примерные темы маршрута выходного дня:
1. «Семейный поход по памятным местам родного города» :
«Исторические достопримечательности города»
«Любимый уголок»
«Гордись своим именем улица»
«Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.
2. «Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки»
3. «Купола над городом»
Традиционным становится принятие участия учащимися и родителями в параде памяти - акции «Бессмертный полк» 9 мая.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если учитель устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления школьников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить общеобразовательное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Учитель в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и ДОУ необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.