Формы и методы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Неуспевающий ученик- это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.
И. П. Подвласов
Еще древние мудрецы говорили:
« Увидеть и понять проблему - наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».
Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки, должно сопровождаться целой системой мер по её дальнейшему предотвращению.
Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически!
Система работы со слабоуспевающими учащимися
Выявление слабоуспевающих учащихся
Изучение причин неуспеваемости
Направление работы с неуспевающими
Учет состояния
здоровья
Учет сформиро-
ванности общих
и специальных
условий
Учет возрастных
особенностей
Учет социаль-
ных условий
Учет индивиду-
альных особен-
ностей личности
Учет сформиро-
ванности общих
и специальных
условий
Формирование и развитие учебных навыков учащихся
Дополнитель-
ные занятия
Вовлечение в
секции,
факультативы
Дифференци-
рованная работа
Индивидуаль-
ная работа
Коррекционная
работа
Работа с
родителями
Получение стандарта образования
Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:
- Недостаточное семейное воспитание.
- Пробелы в фактических знаниях.
- Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, целеустремленность, настойчивость,
- Организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения.
Особенности неуспевающих учащихся :
- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;
- отсутствие познавательного интереса;
- не сформированы элементарные организационные навыки;
- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;
Особенности неуспевающих учащихся
- нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника;
- дети, в основном, из асоциальных семей;
- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;
- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта .
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
- 1. Низкий уровень умственного развития.
- 2. Несформированность учебных навыков.
- 3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
- 4. Отсутствие познавательного интереса.
- 5. Несформированность произвольной сферы.
- 6. Конфликтные отношения
- 7. Низкий познавательный интерес
- 8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
- 9. Низкая работоспособность
- Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться.
- Таким образом, рождается идея создания индивидуальной образовательной программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Об эффективности работы
со слабоуспевающими учащимися
Тема педсовета
Деятельность учителя
1. В начале учебного года проводить диагностику учащихся с целью выявления уровня обучаемости.
2. Использовать на уроках различные виды опроса.
3. Обязательно комментировать каждую оценку ученика.
4. Учитель не должен опрашивать ученика или предлагать ему письменную работу в первый день занятий после болезни или отсутствия в школе по уважительной причине.
5. Учитель для устранения пробелов в знаниях ученика по пропущенной теме должен определить время, за которое учащийся должен освоить указанную тему, и в случае затруднения проконсультировать его.
6 . Учитель должен выставлять полученные учащимся неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.
7. Учитель обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о снижении успеваемости учащегося.
8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика (убеждение, беседа с психологом и социальным педагогом)
9. Учитель-предметник обязан выставлять четвертные оценки за неделю до конца четверти.
Пути достижения высокой успеваемости:
- правильное раскрытие причин неуспеваемости и определение путей ее ликвидации ;
- высокое качество уроков ;
- использование передовых методов в обучении ;
- реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом ;
- четко поставленный контроль за учебным процессом.
Организация работы со слабоуспевающими неуспевающими учащимися на уроке
Как помочь слабоуспевающему ученику :
- Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
- Разнообразить виды деятельности.
- Проветривать кабинет.
- Проводить физминутки.
- Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Деформированные задания
Карточки для индивидуальной работы
Задания с выбором ответа
Карточки – тренажеры
Творческие задания
- Поиск различных способов решения задач.
- Составление кроссвордов.
- Сочинение математических сказок, игр.
- Составление задач по данному условию.
Учитель должен:
- Знать психическое развитие ребёнка
- Стремиться понять и принять каждого ребёнка
- Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
- Проявлять
- разумную требовательность - неиссякаемое терпение - справедливую строгость - веру в возможности ученика
- Уметь встать на позиции ученика
- Сказать НЕТ насмешливому тону!
- Уметь вести непринуждённый диалог
- Стремиться к внешней занимательности
- Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
- Учить работать со словарями и другим справочным материало м
-
Учитель должен:
- опережающее обучение - различные формы групповой работы - взаимоопрос, самоконтроль - конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
- При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект
- Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
- Применять частую смену видов деятельности на уроке
- Многократно проговаривать и закреплять материал урока
- Стремиться к алгоритмизации деятельности
Дифференцированный подход
- При закреплении.
- При проверке домашнего задания.
- При самостоятельной работе.
Создать на уроке ситуацию успеха:
- помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
- слабому – выполнить посильный объем работы.
Обучение в сотрудничестве
- Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться.
Проектное обучение
- Метод проектов рассматривается как способ
- актуализации и стимулирования
- познавательной деятельности учащихся.
Разнообразные формы и жанры урока
- урок-игра
- урок-спектакль
- урок-путешествие
- урок-детектив
- урок-сказка
- урок-концерт
- урок-картина
- “ Блиц уроки”
Разнообразные формы и жанры урока
- Диспуты и дискуссии
- Проектная деятельность
- Групповая работа
- Работа в парах
- Творческие задания
- Ролевые игры
Из опыта учителей
- Индивидуально-дифференцированный подход
- Экскурсии в рамках проектной деятельности
- Создание ситуации успеха
- Творческие работы детей
- Участие в конкурсах, олимпиадах
- Практическая направленность уроков
- Проведение рефлексии
- Различные способы поощрения
- Тесная взаимосвязь с родителями
В процессе обучения возникает проблема:
Как быть с родителями таких учащихся?
Нередко от родителей можно услышать: «Не сделаешь домашнее задание – не пойдешь к друзьям», «Закончишь обучение с тройками – не поедешь на море»…
Мы настолько привыкли к примитивной поведенческой схеме «стимул-реакция», что не можем представить себе другой способ мотивирования детей, стимулирования их работы, творчества, достижений.
И, в результате,получаем личность, которая не интересуется ничем, кроме
вознаграждения за свои усилия или
испытывает потребность
в постоянном контроле со стороны .
С амой распространенной формы работы с такими родителями является индивидуальная беседа.
Организация индивидуальной беседы
родителей и учителя в присутствии ученика.
Родительское собрание
- Подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом.
- Рекомендация методической литературы по отдельным
предметам.
Приглашение родителей на уроки с целью:
Определить
интеллектуальный
уровень ребёнка на фоне
классного коллектива .
Создание коррекционных тетрадей.
- Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.
- Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.
- Создание Папки - Копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления
(задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)
Психологический тренинг
- Индивидуальная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учениками.
- Индивидуальная работа психолога с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учеников.
Советы родителям слабоуспевающих учеников :
- Всячески укрепляйте уверенность ребенка в своих силах;
- Давайте ребенку только одно задание на определенный промежуток времени, чтобы он мог его выполнить;
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня;
- Отрабатывайте формы поведения в различных ситуациях;
- Проявляйте заинтересованность школьными делами ребенка;
- Будьте последовательны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях;
- Не предъявляйте завышенные требования к ребенку и не вводите его в роль «неудачника».
- Формируйте положительную мотивацию к учёбе;
- Никогда не критикуйте учителей в присутствии детей;
- Помогайте ребёнку в случае необходимости;
- Никогда не выполняйте задание за ученика;
- Старайтесь привить ребёнку привычку использовать дополнительную литературу, заинтересуйте его;
- Хвалите, радуйтесь вместе с ребёнком, когда он получает хорошие отметки;
- Поощряйте ребёнка за его успехи;
- Держите связь с учителями-предметниками в том случае, если вы сами не можете помочь ребёнку.
Советы классному руководителю по работе со слабоуспевающими детьми :
- В начале учебного года проинформировать учителей - предметников о наличии слабоуспевающих детей в классе (на малом педсовете или в индивидуальной беседе).
- Поддерживать связь с психологической службой, учителями - предметниками, интересуясь уровнем обучаемости учащихся, темпами их развития, стилем общения с одноклассниками и преподавателями.
- Привлекать родителей слабоуспевающих детей к общественным делам класса.
- Вовремя информировать родителей о негативных проявлениях в учебной дисциплине со стороны ученика (пропуски уроков без уважительной причины)
- Доводить до сведения администрации (зам. директора по воспитательной работе, социального педагога) случаи нарушения норм и правил поведения в целях современной их профилактики.
- Создать условия для занятия учащимися достойного места в коллективе класса через активное включение во внеурочную деятельность.
- Держать на контроле состояние их здоровья.
- Стремиться наладить доверительные отношения.
- Чаще использовать поощрение нежели наказание для поддержания веры в свои силы.
- Подводя итог вышесказанному , можно сделать вывод, что при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня.
Когда учитель может считать, что сделал все возможное в работе с отстающими учениками :
- Если есть план индивидуальной работы с отстающими
учениками.
- Если учитель 2-3 раза встретился с родителями ученика, сообщая им о его проблемах и успехах.
- Если ученик получает индивидуальное задание.
- Помощь и консультации.
- Пересажен с последних парт к более сильному ученику.
- Если у него проверяются все письменные работы.
- Если ему рассказали и показали, как надо учить уроки.
- И спросили за четверть 5-6 раз.