Методы профориентационной работы.
Методы по осуществлению профориентационной работы со старшеклассниками могут быть самыми разнообразными. Это наблюдения за ними на уроках и внеклассных занятиях , в труде и общественной работе и т.д. Наблюдения дополняются индивидуальными беседами, анкетными опросами, тестированием, анализом сочинений, результатом занятий в кружках и клубах, участия в олимпиадах и конкурсах. Определяется отношение к различным учебным предметам, видам труда, интересы, склонности, намерения, и мотивы выбора профессии каждого ученика.
Формы организации профориентационной работы:
- Организация и проведение встреч и бесед с участием работников различных профессий, выпускников школы, учащихся вызов.
- Проведение профориентационных экскурсий на предприятия, в организации, в учреждения, в учебные заведения.
- Организация просмотров учебных, документальных, научно- популярных, художественных фильмов о различных сферах профессиональной деятельности.
- Знакомство со справочной, научной, профессиографической литературой, профессиограммами.
- Оформление стендов, альбомов, плакатов и другого наглядного материала профориентационного характера.
- Проведение лекций, классных, информационных часов, вечеров профориентационной тематики.
- Организация книжных выставок, посвященных какому- либо виду профессиональной деятельности.
- Проведение конкурсов, олимпиад, викторин, диспутов, дискуссий профориентационной тематики.
- Посещение учащимися факультативов, секций, кружков, студий.
- Подготовка старшеклассниками сообщений, рефератов, докладов профориентационного характера.
- Профориентация через учебный предмет.
- Проведение с учащимися профориентационных игр.
Использование профориентологом различных форм работы в области профориентации школьников способствует формированию у них устойчивых профессиональных интересов, склонностей, намерений, появлению новых профессионально ориентированных мотивов.
Факторы, определяющие эффективность профориентационной работы
Факторами, определяющими эффективность профориентационной работы могут быть:
- сформированность у старшеклассников профессиональнойаправленности личности;
- наличие у них профессиональных интересов устойчивых профессиональных склонностей, намерений, мотивов, выбора профессий;
- личность профориентатора.
Профессиональная направленность. Дж.Голланд выделил 6 типов профессиональной направленности личности: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистичный.
Реалистичный тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.
Предпочитаемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.
Интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления; интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.
Предпочитает профессии ботаника, астронома, математика и т.д.
Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, обладает хорошими вербальными способностями.
Предпочитает профессии: учитель, врач, психолог и т.д.
Конвенциальный тип – предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность; консервативен. Хорошо развиты математические способности.
Предпочитаемые профессии: наборщик, бухгалтер, секретарь-машинистка и т.д.
Предприимчивый тип – избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм. Импульсивен, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.
Предпочитаемые профессии: журналист, телеоператор, директор, дипломат и т.д.
Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я».
Предпочитаемые профессии: писатель, режиссер, декоратор, художник, музыкант и т.д.
Известно, что каждого человека одна деятельность занимает больше, другая меньше. Многие виды деятельности его могут и вовсе не интересовать. Это обусловлено развитием интересов.
Интерес – эмоционально познавательная активность; стремление к познанию.
Интересы могут носить временный, эпизодический и устойчивый характер.
Временные, эпизодические интересы могут угасать, например, с окончанием интересного урока, с уходом интересного учителя и т.д.
Интересы, которые носят устойчивый характер, характеризуются тем, что для своего удовлетворения требуют преодоления определенных трудностей, но при этом не угасают. Устойчивые интересы могут переходить в соответствующую склонность.
Склонность – стремление человека заниматься определенной профессией.
Профессия – это форма трудовой деятельности, для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.
По мнению Е.А. Климова, все профессии по предмету труда можно разделить на пять типов: человек-техника, человек-человек, человек-природа, человек-знаковая система, человек- художественный образ.
Профессиональное намерение – сознательное стремление, решение о выборе профессии и представление о путях и средствах ее получения.
Профессиональные намерения являются сформированными, если старшеклассник может назвать профессию (специальность) и учебное заведение, в котором собирается ее получить; может ответить на вопрос о содержании профессии, условиях труда, требованиях, которые профессия предъявляет к человеку.
Устойчивость профессиональных намерений является одной из важнейших характеристик, связанной с мотивацией профессионального выбора.
Мотивация профессионального выбора представляет собой совокупность стойких взаимодействующих мотивов. Мотив – это побуждение к профессиональной деятельности, имеющее различную степень осознанности и связанное с удовлетворением потребностей личности.
Мотивы выбора профессии:
- внешние: мотивы престижности профессии и возможности продвижения по службе; мотивы материального благополучия; мотивы, связанные с условиями труда;
- внутренние: мотивы творческой реализации в труде; мотивы развития личностных качеств, необходимых для роста профессионального мастерства.
Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с интересом, удовольствием.
Знание мотивов выбора профессии старшеклассниками позволяет предвидеть, насколько успешно они будут ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будут работать, насколько устойчивым будет их интерес к избираемой профессии.
Основные ошибки выбора профессии:
- слабые знания мира профессий, низкая осведомленность;
- необъективная оценка своих способностей;
- завышенный уровень притязаний;
- не учитываются психофизические особенности, состояние здоровья;
- выбор под влиянием престижности профессии;
- выбор профессии за компанию;
- выбор профессии под влиянием родителей за школьника без учета его интересов, склонностей, намерений;
- перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию;
- увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
На эффективность организации профориентационной работы влияние оказывает также личность профориентолога. Профориентолог – специалист, оказывающий помощь человеку в выборе профессии.
Методика проведения беседы о профессиях
Ознакомление учащихся с профессиями можно проводить по следующему плану:
1. Представление общих сведений о профессии: краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия; краткий исторический очерк и перспективы развития профессии; основные специальности, связанные с данной профессией; примеры биографий лучших представителей профессии.
2. Производственное содержание профессии: место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
3. Условия работы и требования профессии к человеку: санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличные качества хорошего работника; специальные условия, влияние профессии на образ жизни работника, на его быт; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4. Система подготовки к профессии, пути получения профессии: бригадно-индивидуальное получение, учебные комбинаты, курсы, УПК, СПТУ, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе.