СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ДЕТЬМИ СТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описываются формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития и детьми состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, применяемые на занятиях в дополнительном образовании. Даны понятия ЗПР, причины возникновения ЗПР, характерные особенности детей с ЗПР. Описана работа с детьми стоящих на учете в КДН.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ДЕТЬМИ СТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ДЕТЬМИ СТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сл. 2 Каких детей мы называем «Дети с ОВЗ?»

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Сл. 3Словами – синонимами являются

  • «дети с проблемами»,

  • «дети с особыми нуждами»,

  • «нетипичные дети»,

  • «дети с трудностями в общении»,

  • «аномальные дети»,

  • «исключительные дети».

Сл. 4Есть два рабочих определения

1. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития.

2. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его  вне специальных условий обучения и воспитания

Сл.5 Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)

3. Дети с нарушением речи (логопаты)

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

5. Дети с умственной отсталостью

6. Дети с задержкой психического развития

7. Дети с нарушением поведения и общения

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью .

Остановимся на детях с задержкой психического развития.

Сл. 6 Что такое ЗПР?

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (памятьвнимание,мышлениеэмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставился только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода оставались признаки недоразвития психических функций, то говорили уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

Понятие «задержка психического развития», широко использовавшееся в советской психолого-педагогической литературе до 90-х годов ХХ века, в настоящее время является устаревшим и заменено понятием «расстройства психологического развития»

Сл. 7 Причины возникновения ЗПР

Биологические:

    • патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;

    • недоношенность;

    • асфиксия и травмы при родах;

    • заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;

    • генетическая обусловленность.

Социальные:

    • длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;

    • неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Сл. 8 Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:

снижение работоспособности

неустойчивость внимания

более низкий уровень развития восприятия

недостаточная продуктивность произвольной памяти

отставание в развитии всех форм мышления

дефекты звукопроизношения

своеобразное поведение

бедный словарный запас

низкий навык самоконтроля

незрелость эмоционально-волевой сферы

ограниченный запас общих сведений и представлений

Сл. 9 Дети с задержкой психического развития занимаются в детских объединениях художественной направленности «Сокровища кожаного сундучка», «Мукосолька», «Мастерилка». Это дети 7-10 лет. Воспитанники с ЗПР — это особенные дети, которым необходим особый подход. Ведь задержка психического развития означает значительное отставание в развитии умственных способностей и поведении.

Наблюдая за работой детей с ЗПР на занятиях, можно отметить, что в одних условиях эти дети работают достаточно заинтересованно, сосредоточенно и продуктивно, в других – оказываются неработоспособными. Колебания уровня работоспособности и активности, смена настроений связаны с нервно-психическими состояниями; порой они возникают без видимых внешних причин.

Сл. 10 На занятиях в состоянии сосредоточенности дети сравнительно быстро понимают учебный материал небольшого объема, правильно выполняют задания, реагируют на замечания и исправляют ошибки.. Однако сосредоточенность и напряжение длятся лишь недолгие минуты, после которых наступает утомление, безразличие к качеству выполняемой работы, нежелание исправлять допущенные ошибки.

Сл. 11 В состоянии утомления работоспособность и внимание резко снижаются, возникают импульсивные, необдуманные действия. В таком состоянии дети ведут себя по-разному. Одни становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно смотрят в окно, не мешают педагогу, но и не работают. В свободное время воспитанники стремятся уединиться; у других наоборот, появляется повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть детей, порой становятся жестокими. С наступлением утомления старательность и активность сменяются небрежностью и неряшливостью. В итоге работы остаются незаконченными.

С целью наиболее эффективной организации образовательного процесса нами, педагогами, применяются различные методы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. В своей работе мы применяем наглядные, практические и словесные методы, а так же

Сл. 12 трудовые десанты (помощь на субботниках),

Сл. 13 участвуем в мастер-классах в краеведческом музее,

Сл. 14 применяем спортивно-игровую деятельность

В работе с детьми с задержкой психического развития наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения.

Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий,чтение литературы, слушание музыки, аудиообразцов) и зрительных (картины, схемы поделок, подробные мастер-классы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации поделок, показ способов изображения, поэтапный показ действий; индивидуальная работа с полным и частичным показом способов изображения и т. д.) со стороны воспитанников способствует более прочному усвоению вводимого материала.

Применение средств наглядности способствует формированию положительного эмоционального настроя у воспитанников с задержкой психического развития, повышению их учебной мотивации, активизации познавательной активности.

Практические методы обучения (практические работы, коллективные работы, игра и др.) широко используем в процессе обучения детей для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций.

Сл. 15 На занятиях в детских объединениях используются продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.).

аппликация

Сл. 16 лепка

Сл. 17 конструирование самолета

Сл. 18 рисование

В своей работе применяем как традиционные формы занятий, так и нестандартные формы занятий ( занятие — игра, занятие с групповыми формами работы, конкурсы, творческие отчеты и т. д.)

Работа с тестом, пластилином, бумагой, бросовым материалом и т.п развивает мелкую моторику рук (дети начали уверенно пользоваться ножницами, стекой, вылепливать мелкие детали, аккуратно складывать бумагу и т. д.). Также мы заметили, что дети стали более усидчивыми, сосредоточенными при выполнении заданий, улучшилась концентрация внимания.

Если на занятии ребенок получил определенный продукт деятельности (поделку), то мы учим его оценивать свою работу, сравнивать полученный результат с образцом.

Ни один результат в коллективе не остается без внимания, ребят ожидает похвала даже при незначительном продвижении вперед. При неоднократно успешно выполненной работе ребенок с удовольствием начинает выполнять задания самостоятельно, при этом, после собственного успеха, и его повторения, ребенок приобретает способность решать проблемы, не отличаясь от остальных сверстников.

Сл. 19 Развитию познавательной активности воспитанников, проявлению заинтересованности в приобретении знаний способствуют игры (дидактические «Чего не стало?», «Угадай по описанию» и др. , познавательные, творческие - «Нелепицы»; «Рассуждалки»;,коммуникативные игры и упражнения: «Я хочу тебе пожелать», «Клубочек»; «Кто мой друг» и др.; игровые приемы, физминутки ).

Проведение игровых занятий создает оптимальные условия для развития потребностно-мотивационной сферы детей и облегчает процесс их адаптации к новым условиям.

Повышение уровня умственного развития учащихся осуществляется в процессе деятельности всех видов – игровой, трудовой, предметно-практической, учебной.

При выполнении заданий ребенку с задержкой психического развития необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную педагогом. Обязательное первоначальное оречевление действий постепенно свертывается и переводится во внутренний план. Однако в случае затруднений ребенку предлагаем вновь вернуться к развернутым действиям, сопровождающимся словесными комментариями, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении учащихся данной категории.

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с задержкой психического развития и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.

Недостаточная сформированность основных мыслительных операций и памяти детей с ЗПР, замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой информации определяют необходимость дозированного сообщения нового материала (методом «малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов. При выполнении заданий ребенку с ЗПР необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную педагогом. Наиболее эффективным является проведение бесед при объяснении, закреплении, обобщении материала.

Используя словесные методы в работе с детьми ЗПР стараемся создать оптимальные условия (доброжелательная обстановка, благоприятный фон, наличие на занятии эмоциональных разрядок, создание у ребенка субъективного переживания успеха и др.), которые позволяют активизировать познавательную деятельность детей, обеспечивают целенаправленность восприятия и устойчивость внимания, формируют умения учебного рассуждения.

Таким образом, методы работы будут определяться в зависимости от конкретного содержания и задач занятий. Как правило, практические, наглядные и словесные методы используются в комплексе, что позволяет детям с ЗПР полноценно воспринимать, осмысливать, удерживать и перерабатывать информацию.

Заключение Наблюдения показали, что дети с ограниченными возможностями с удовольствием участвуют в праздниках, фестивалях, конкурсах, в познавательно-развлекательных играх, они чувствуют себя в этом мире не одинокими, а что-то знающими и умеющими. Им есть с кем поделиться радостью или тревогой, проявить о ком-то заботу. Бывая со своими творческими работами на конкурсах, дети с удовлетворением замечают, что их работа не хуже других. И тогда в глазах появятся блеск, а на лицах – улыбка. В разговорах с родителями чувствуется пусть и робкая, но надежда: не все так безнадежно! И тихая затаенная радость за успех своего ребенка. Так естественно происходит социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среде сверстников. У нас много планов на будущее. И я думаю, что вместе мы сможем многое.

Дети стоящие на учете в КДН

Сл. 20 Все мы были детьми и помним строгую тетю в погонах, которая приходила в школу. Сегодня эта же тетя или дядя приходят в школу уже к нашим детям.

Сл. 21 Дети группы риска – это дети и подростки в жизни, которых присутствует один или несколько факторов способствующих появлению отклонений от общественных норм и социализации.

- Мы, родители, педагоги, несущие ответственность за своих воспитанников, хотим видеть, что они становятся здоровыми и ответственными взрослыми. Однако некоторые из них оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников и отсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. Подростковые модели негативного поведения часто тянут за собой такие проблемы, как низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, употребление алкоголя, наркомания. Но предупредить болезнь гораздо легче, чем ее лечить. Этим обусловлены важность и актуальность работы педагогов дополнительного образования как первичного звена воспитательно-профилактической работы.

Сл. 22 Учитывая, что у большинства трудных детей отсутствуют желание учиться, мотивация на учебу в целом и на самостоятельное выполнение какой-либо учебной деятельности, что сопровождается большими пробелами в знаниях,

Сл. 23 но в творческой деятельности они активны, из обычного комочка теста или бумаги они творят чудеса. Главное таких детей удержать и заинтересовать, но не отказываться от них. Учитывая, что усвоение программного материала по различным предметам вызывает затруднения у большинства трудных подростков в связи со слабым развитием мышления и памяти, отсутствием навыков учебной деятельности, большое значение в приобретении знаний имеют дополнительные занятия. Посещая учебные занятия во второй половине дня, подросток имеет возможность прослушать более подробное объяснение непонятого материала, многократно его повторить, отработать алгоритмвыполнения той ли иной задачи или упражнения. Дополнительные занятия также должны способствовать снятию «синдрома неудачника» у трудного подростка. На кружках при работе с трудными мы стремимся в первую очередь делать акцент на мотивацию и проявление не только творческой, но и познавательной активности учащегося.

Сл. 24. Для этого мы используем много методов и приемов. 1.Но первую очередь нужно поСтараться подружиться с такими детьми. И Не стоит начинать работу с угроз, вызову директора, пригласи родителей в школу". Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принести ватман и разноцветные маркеры. Я конечно сделала это упражнение на 2 году обучения. Предложить самим составить правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном", "не ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети стоящие на учете, т.к. в основном они нарушают тишину, а не педагог! Во-первых, вы дадите понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас — неукоснительно его выполняйте. И будьте последовательны: Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств. Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.И так перейдем к методам и приемам: - адаптивные технологии развивающего обучения. Они позволяют педагогу через взаимодействие в паре, группе или в коллективе социализировать мышление трудного подростка и культивировать в нем образцы правильного поведения; Как мы знаем такому ребенку нелегко работать в в коллективе. Но в нашей творческой деятельности ребенок забывает о все своих проблемах, и коллектив его принимает как своего. Можно привести пример: из соленого теста мы сделали «Азбуку», «Циферблат», различны головоломки и отнесли все это детский сад «Солнышко». В детском объединении «Мастерилка» были изготовлены Композиции из природного материала «Животные нашего края», подготовка к новому году не только изготовление поделок но и коллективное украшение класса - нестандартные формы проведения уроков: Также мы активно используем игровые приемы, внедряем новые технологии, используем мультимедийные средств. Как только видите, что внимание таких воспитанников начинает рассеиваться, нужно отвлечь детей — приведите интересный факт по теме можно даже из жизни, предложите игру (например города). Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у воспитанников на "создание хаоса". Также мы постоянно используем смену деятельности. Например: Проведение уроков на свежем воздухе, в музее, в актовом зале, или на стадионе. Во время проведения таких уроков уделяется время для бесед о вреде курения «Курение ил здоровье – выбирайте сами», о алкоголе «Акоголизм – это болезнь», а также о наркоманииТакже был проведен день самоуправления где детки стоящие на учете были в роли педагога, и проводили различные творческие мероприятия. И они к этому очень отнеслись ответственно, им было дано домашнее задание, с помощь интернета педагоги им помогали готовится. - создание ситуации успеха на уроке, помощь в составлении учеником «Портфолио достижений». Свои поделки мы отправляем на конкурсы и занимаем достойные места.

Сл. 25 Были проведены такие родительские собрания «Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка», «Правила поведения дома, на кружке и других образовательных местах», «Влияние мультфильмов на духовно-нравственное воспитание ребенка» Разумеется, дети не всегда могут чётко сформулировать основную причину их плохого поведения. Это так. Но, всё же, уважаемые педагоги, попробуйте разобраться, почему дети ведут себя плохо. А этому есть много причин и объяснений, ведь ни один ребёнок изначально НЕ хочет быть плохим и «трудным» и стоящим на учете по КНД. Ни один ребёнок НЕ делает сознательного выбора стать «проблемным», чтобы «помотать нервы» родителям и педагогам.

Сл. 26 Скажу крамолу: если с ребёнком любого возраста что-то не так, возникают разного рода проблемы, то, скорее всего, что-тоне так у взрослых, находившихся и находящихся рядом. Это у них, у взрослых, проблемы. А ребёнок служить лишь отражателем. Просто мысль: построение хороших взаимоотношений с ребёнком – это большой труд, предполагающий вложения ума, сердца и души взрослого, а также материальных средств. Мы, конечно, делаем только первые шаги в создании равноправной, социально значимой детско-взрослой общности. Но даже эти скромные результаты обнадеживают - общение необходимо и детям, и взрослым.

Сл. 27 Педагог дополнительного образования - это не экзаменатор, не надсмотрщик, устанавливающий свои правила игры, а талантливый, творческий человек, идущий РЯДОМ! И в какой бы области дополнительного образования ни развивалось сотворчество, оно поможет детям найти себя, а родителям - не потерять детей. Подводя итоги, отмечу, что, несмотря на всю выстроенную систему работы по профилактике правонарушений учащимися, главным в нашей практике остается вера в доброе начало в ребенке, проявление понимания и терпимость к его поведению, интерес к его судьбе. Ведь еще А.Сухомлинский призывал всех нас быть творцами нравственных достоинств ребенка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребенке все хорошее. Никогда нельзя спешить с разоблачением отрицательных, предосудительных поступков ребенка, выставлять его перед коллективом со всеми его недостатками. Пусть ребенок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нем прежде всего хорошее.

Сл. 28 Главные задачи при работе с детьми

с ОВЗ и стоящих на учете КДН

  • Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.

  • Вести детей по дороге счастья и добра.

  • Находить оптимальную нагрузку для уч-ся и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста.

  • Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.

  • Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень уч-ся, помогать развиться воле ребёнка.

  • Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.

  • Организовывать и направлять способности как вид деятельности.

  • Способствовать рождению у детей интересных, неординарных мыслей, интереса к творческому поиску.

  • Развить интерес к коллективной творческой работе; привить навыки работе в группе.

  • Развить: уверенность в себе, способность убеждения, умение защитить свою точку зрения, способность к дискуссии.


сл. 29 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!