Проверка выполнения учениками домашнего задания — важный и неотъемлемый этап любого урока.
Одна из важнейших задач специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - соблюдение учебной и трудовой дисциплины. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является весьма важным. Учитель же имеет возможность выяснить, на каком этапе усвоения навыков чтения находится ученик. Следует помнить, что работа, направленная на развитие у у.о. детей навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, протекает в единстве. Нарушение мыслительных операций ограничивает возможности у.о. школьников в овладении навыком сознательного чтения в большей степени, чем любым другим качеством.
На уроках чтения работу необходимо организовать так, чтобы проверка домашнего задания не превратилась в стандартное чтение и пересказывание, а контроль за её выполнением способствовал развитию мыслительной деятельности обучающихся.
Наряду со стандартными способами проверки домашнего задания (чтение, ответы на вопросы, пересказ) на уроках чтения я использую следующие способы:
Тематический кроссворд. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующему произведению. Особенно дети любят кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.
Применение традиционного тестирования: задания с выбором ответов (закрытые задания); задания с открытым ответом (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа); задания на установление соответствия. Тестирование развивает мыслительные операции учащихся, формирует навыки самоконтроля, самостоятельности, предполагает быструю проверку домашнего задания, возможность проверки одновременно всех учащихся класса, способствует накопляемости оценок.
Задания на установление правильной последовательности содержания произведения (н-р: восстановление последовательности частей рассказа).
Клоуз-тесты (вставить в отрывок из текста пропущенные слова). Особенно интересны эти тесты при изучении поэзии.
Ченч-тесты (найти слово, которым подменено авторское, и восстановить оригинальный текст).
Неожиданные вопросы. Задача учителя - сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.
Рецензия на устный ответ. Ученикам предлагается выслушать ответ или пересказ одноклассника и внести дополнения и уточнения.
Сверка ответов на вопросы по прочитанному произведению с ответом учителя. Правильный вариант выводится учителем на экран. Ученики сверяются с ним, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.
Программируемый опрос. В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель.
Цепочка. При этом один ученик начинает пересказ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.
Игра «Да - нет». Проверяя домашнее задание, учитель задает вопросы по пройденному произведению и предлагает правильные и неправильные ответы к ним.
«Узнай меня». Учитель выступает от имени героя произведения, при этом не называя его, но описывая поступки, рассуждения и т.д.
Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка.