Формы работы, используемые на уроках основ православной культуры.
Слайд 2(представление учителя)(3 мин)
Душа…
Она загадочна, сложна
Понять ее, порой, другой не в силах…
Душа - она прекрасна и нежна.
Душа - она всегда не повторим
Она смеется, плачет и шалит.
Она живет в твоем наземном теле.
И, лишь ночами, в небесах парит
Твой сон храня и унося проблемы… (Пауза)
Заглянуть в свою душу, разобраться в нравственных вопросах помогают нам занятия курса «Основы православной культуры».
На протяжении 3 лет я веду курс «Основы православной культуры». Главной целью курса является развитие духовности учащихся, приобщение их к истокам общечеловеческих ценностей. В результате чего происходит формирование социокультурной основы личности, основы самоопределения и самоутверждения.
Известно, что мир духовных ценностей личности не может быть принесён кем-то извне, это результат активной деятельности самого ребёнка. Задача педагога - создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую активность, эффективное общение друг с другом.
И сегодня я хочу представить вашему вниманию формы работы, которые я использую на уроках. Прошу вас помочь мне в этом.
Слайд 4
В этом помогут мне мои коллеги. Займите, пожалуйста, свои места.
Крошка - сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
Что такое хорошо
И что такое плохо?
Знакомы ли вам эти строки?
Слово «хорошо» в переводе со старославянского означает «добро».
Назовите, пожалуйста, антоним к этому слову.
- Зло.
Наверное вы уже можете назвать тему мероприятия?
Верно. Тема мероприятия добро и зло.
Слайд
Цель сегодняшнего мероприятия: сформировать понимание того, что творить добро- это духовная радость.
Задачи нашего мероприятия: формировать умение правильно оценивать себя и других.
Слайд
1 Работа в группах Прием чувственного мышления( 3мин)
На столе у вас лежат конверты, раскройте их.
Задание - Запишите, какие чувства вызывают эти картинки?
1.Смерть, засуха, гибель, зло
2. Жизнь, радость, счастье, тепло, добро
Так и в жизни происходит. Дети наши цветы, если ребёнок не окружён любовью, теплом и вниманием, то он очерствеет душой, станет беден духовно.
А если мы будем любить, заботиться, беречь душу, лелеять её, то она расцветёт как этот цветок.
Слайд
2.Фронтальная работа с притчей. (5 мин)
Сегодня я приготовила притчу. Прошу коллег, которые мне помогают прослушать её.…..
(Видеоролик)
2. Просмотр видеоролика. Работа по притче.
Вы прослушали притчу, какие чувства она в вас вызвала? ( Боль, тревогу, волнение)
О чём вы думали, когда её слушали?
Чему вас научила эта притча?
От зла можно закрыться только добром. Любые родители хотят, чтобы его ребенок вырос добрым и ласковым. Но ведь просто так мало, что бывает. Наши дети должны быть добрыми не только по отношению к родителям, но и к своим сверстникам, старикам, животным. А вот быть добрым и порядочным учат пословицы и поговорки о добре.
Слайд
Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи
Сейчас мы с вами поиграем. В этой игре важно понимание каждого слова в пословице или поговорке, уметь грамматически правильно строить предложение, умение их объяснять.
Доброе слово и кошке приятно.
Жизнь дана на добрые дела.
3.Приём «Создание ситуаций морального выбора»
Каждой группе будет дан текст, вы, используя слова добро и зло, должны будете вывести математическую формулу этого текста. А чтобы вам было понятно, приведу пример.
Учитель читает текст:
«Друзья сыграли с пастушком Ваней злую шутку и горько его обидели этим. В ответ он решил им отомстить, чтобы они могли понять, как ему больно.» Проанализировав ситуацию, я вывожу формулу этого текста: зло + зло = зло
(зло+зло=зло)
Работа в группах: составить формулу, используя слова зло и добро.
1) Пригласил дед в гости внука . Поставил дед перед внуком большую миску с мёдом, белые калачи положил, приглашает:
– Ешь, Матвейка, мёд. Хочешь – ложкой ешь мёд с калачами, хочешь – калачи. Наелся Матвейка, что аж дышать трудно, и говорит:
– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мёд – липовый или гречневый?
– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым мёдом угостил я тебя, внучек.
– Липовый мёд все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул. Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:
– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.
(добро+ зло = добро)
3) У бабушки Нюры пропала коза Ночка. Бабушка сильно расстроилась.
Пожалели внуки бабушку и решили помочь ей.
Ребята пошли в лес искать козу. Она услыхала голоса ребят и пошла навстречу.
Бабушка очень обрадовалась, когда увидела свою козочку.
В благодарность бабушка накормила ребят пирожками.
(добро+ добро=добро)
Вот так путём анализа ситуаций мы приходим к выводу: А зачем нужно творить добро?
У: Потому, что доброта, милосердие, любовь к людям делают нашу душу чище. У зла мало друзей, зло осуждается всем миром. И в конечном результате побеждает добро.
Д/з. Я подготовила для вас творческое задание и прошу вас выполнить его вместе с членами вашей семьи.
А сейчас оценим вашу работу на занятии
Мне хочется закончить свое выступление притчей о сосуде жизни и камнях»
Слайд 7
В каждом из нас говорят два голоса, один зовет к добру, другой — к злу. Нам постоянно приходится делать выбор, как поступить. Борьба добра и зла внутри нас. Чаще прислушивайтесь к своей душе, заглядывайте в неё и она вам подскажет правильное решение.
Благодарю за внимание!