СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формы работы на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формы работы на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ»»

Диктант как одна из важных форм работы на уроках сольфеджио.



«Работа над диктантом, требует от педагога индивидуального внимания к каждому ученику» Е.В.Давыдова. Диктант является самой важной и самой сложной формой работы на уроках сольфеджио.

Для того чтобы записать мелодию, ученик должен обладать прекрасной музыкальной памятью, хорошим музыкальным слухом и теоретическими знаниями, а также умением анализировать услышанную мелодию. Поэтому работа по развитию слуха ведется с первых дней обучения в музыкальной школе.

Основная задача в работе над диктантом – это практическое закрепление теоретических понятий, которые учащиеся получили на уроках сольфеджио и специальности. Но многие учащиеся плохо справляются с диктантом и не умеют записывать музыку, не умеют применить свои знания на практике, так как диктант является суммирующей и систематической формой работы и требует от учащихся самых разных теоретических навыков.

Слуховая проработка теоретических правил осуществляется во всех формах работы на уроках сольфеджио: в пении интонационных упражнений, анализе на слух, чтении с листа. Но именно форма диктанта особенно важна и полезна для закрепления теоретических понятий, знаний и навыков, так как в работе диктантом развиваются музыкально-слуховые представления, память и музыкальное мышление учащихся.

За время работы с учащимися в ДМШ на уроках сольфеджио могу отметить, что диктанты в музыкальной школе большинству учащихся даются с трудом. Возможно, эта форма работы связана с боязнью написать диктант неправильно, получить плохую отметку. Поэтому при работе над диктантом в младших классах желательно воздерживаться от слова «диктант», заменяя его «музыкальными загадками», «музыкальными задачками», «музыкальными файлами», «музыкальными картинками» и т.д.

Важное значение перед написанием диктанта имеет подготовительная работа. Причем, предварительная подготовка к диктанту должна проводиться как с начинающими музыкантами, так и с учащимися старших классов.

К таким подготовительным упражнениям относятся интонационные упражнения, простукивание ритмических рисунков, пение ступеней, интервалов, аккордов.

Подготовительные упражнения к диктанту

 запоминание и воспроизведение на нейтральный слог небольшой фразы;

 разучивание наизусть попевок (со словами и с названием нот);

 письменные упражнения, воспитывающие навыки нотной записи.  нотные диктанты под диктовку (для проверки нот и длительностей)

 запись ритмического рисунка мелодии;

 запись коротких мелодий, выученных наизусть;

 мелодий, предварительно пропетых с названием нот;

 мелодий на 2 – 4 такта в пройденных тональностях, размерах, с использованием повторности звуков, поступенного движения или движения по звукам трезвучия, опевание нот.

В процессе работы над диктантом, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу, учить писать диктант, анализировать его перед записью. Очень важно обращать внимание на элементы музыкального языка, выразительные средства, интонационные обороты, которые встречаются в диктанте.

Обязательно определить строение мелодии, деление ее на предложения, фразы; услышать повторы, секвенции; почувствовать остановки на устойчивой или неустойчивой ступени; выявить метроритмическую структуру, особенности ритмического рисунка, интервальные скачки. Причем, с учащимися младших классов необходимо анализировать и определять элементы музыкального языка при каждом прослушивании.

В старших классах при анализе лучше всего идти от общего к частному: форма в целом, её разделы, границы фраз, функциональное значение каденций, наличие секвенций, скрытое двухголосие, пройденные интонационные элементы и ритмы. Материал для диктанта желательно подбирать по уровню развития учащихся и использовать в качестве примеров хорошие художественные образцы музыки.

А. Островский писал, что музыкальный диктант должен быть образцовым по стилю, образным по мелодике и фактуре. А Елена Давыдова считала, что, чем более яркими и художественно убедительными будут примеры, тем быстрее они помогут достичь цели музыкального диктанта.

Так как в каждой группе обычно присутствуют дети разных возрастов и разных уровней способностей, то трудные диктанты нужно чередовать с более легкими, чтобы слабые ученики тоже могли полностью записать диктанта.

Желательно перед диктантом устанавливать время для записи и количество проигрываний мелодического примера. Еще один важный момент - это местоположение диктанта в уроке сольфеджио.

Наряду с такими формами работы, как развитие вокальноинтонационных навыков, сольфеджирование, определение на слух, написанию диктанта уделяется больше времени, и его обычно относят на начало или на середину урока, когда внимание учеников ещё не ослаблено.

Когда работа над диктантом завершена, то полезно выучивать написанные диктанты наизусть, транспонировать в разные тональности, подбирать к ним аккомпанемент, сочинять текст и петь со словами. А если вы хотите превратить написание диктанта в игру, доставляющую учащимся удовольствие, то применяйте разновидности диктантов с занимательными задачками. Они помогают юным музыкантам понять, что процесс создания диктанта это интересное и увлекательное занятие, которое развивает слух, память, ритм и музыкальное мышление, что так необходимо юному музыканту.

Виды диктантов

 устный диктант; (повтор голосом или на инструменте)

 запись выученной наизусть мелодии;

 запись знакомой мелодии;

 зрительный диктант (запись прочитанной с листа или с доски мелодии);

 фрагментарный диктант (запись пропущенных фраз, тактов);

 разрезной диктант (листочки, разрезанные на такты)

 составной диктант (выписан на доске, перепутаны такты)

 ритмический диктант;

 диктант с предварительным анализом;

 диктант без предварительного анализа с определенным количеством проигрываний;

 гармонический диктант (запись последовательностей интервалов, аккордов).

Диктанты с задачками

1. Потерянные длительности Первый вариант. Диктант выписывается на доске без штилей. В «бюро находок» надо взять штили - длительности и вернуть их рассеянным мелодиям. Второй вариант - Диктант выписывается на доске без тактовых черточек.

2. Невидимые ноты Диктант выписывается на доске. Определить, как движется мелодия и вписать невидимые ноты. В каждом такте нет каких-либо нот, но ритм есть

3. Исчезнувшие мотивы и фразы Диктант выписывается на доске. В мелодии отсутствуют целые фразы или мотивы. Надо проанализировать и дописать фразы. Мотивы и фразы могут быть одинаковыми (повтор), похожими (вариация), разными.

4. Мелодия в беспорядке Диктант выписывается на доске или на листочках. Все мотивы - такты записаны в разном порядке. Прослушать, отметить номера тактов на доске и записать диктант правильно.

5. Превращение мелодии Мелодия – тема записана на доске или дана в тетради. После проигрывания услышать изменения в мелодии (вариации) и записать.





Рекомендуемые сборники Диктантов для ДМШ



1. Г.Калинина «Музыкальные занимательные диктанты» младшие классы. М.2002 (2 тетради)

2. Г.Калинина «Музыкальные занимательные диктанты»(4-7 классы). М.2009 (2 тетради)

3. Н.Кирпичникова, В.Кирпичников «100 мелодий в звуках» Изд. «Союз художников»Санкт-Петербург 2010 (2 тетради)

4. Ж.Металлиди «Музыкальные диктанты для ДМШ» М.2001

5. «Диктанты для ДМШ» (1-7 кл.) студия «Домашний концертмейстер». М. 2002 (с аудио диском)

6. Ю.Фролова «Музыкальные диктанты» учимся писать легко, быстро и правильно. (с аудио диском) Ростов-на-Дону 2012


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя