Формы работы с классом. Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации
Формы и методы работы классного руководителя
- проведение анализа результатов успеваемости;
- организация собраний, классных часов;
- проведение различных соревнований;
- участие в обсуждении классных и общешкольных дел/мероприятий;
- организация культурных, познавательных, развивающих мероприятий
Классный час — это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Личностно-ориентированный классный час – это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Критерии эффективности личностно-ориентированного классного часа:
- личная значимость для учащихся -благоприятный психологический климат -возможность для проявления и развития индивидуальных способностей школьников -обогащённость жизненного опыта -духовно-нравственная ценность -вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа.
Традиционный классный час
Личностно ориентированный классный час
Формирование в личности ребенка социально типичного
Развитие индивидуальности
Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог
В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом полномочиями обладают большинство учащихся
Главным организатором выступает классный руководитель.
Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка
Внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения
Проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся
деятельность классного руководителя и его воспитанников по подготовке и проведению личностно ориентированного классного часа
1. Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год.
2. Уточнение темы личностно ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.
3. Определение цели, содержания, выбор формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий.
4. Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.
5. Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа.
6. Проведение классного часа.
7. Анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.
Содержательная характеристика критериев
К чему душа лежит,
к тому и руки приложатся
Тот дом богат,
в котором лад
Живет лишь тот,
кто творит
Не тот много знает, кто
много живет, а тот, кто
много видит
Где свято не пето, там
и хоровода нету
В хорошей артели всяк
при деле