СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы работы с различными видами текстов на уроках биологии при реализации ФГОС ООО

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Презентация разработана для  выступления на районном  методическом объединении учителей биологии. •Ключевые слова: смысловое чтение, приемы смыслового чтения, формирование  универсальных учебных действий при работе с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Формы работы с различными видами текстов на уроках биологии при реализации ФГОС ООО»

Заседание РМО учителей химии и биологии (29.03.2018г.) Тема «Современный уровень урока – основа качественного образования в российской школе».   Формы работы с различными видами текстов на уроках биологии при реализации ФГОС ООО Автор презентации: Ефремова Елена Валериевна учитель биологии, химии и географии МКОУ «Рождественская СОШ»

Заседание РМО учителей химии и биологии (29.03.2018г.)

Тема «Современный уровень урока – основа качественного образования в российской школе».

 

Формы работы с различными видами текстов на уроках биологии при реализации ФГОС ООО

Автор презентации:

Ефремова Елена Валериевна

учитель биологии, химии и географии

МКОУ «Рождественская СОШ»

«Читать – это ещё ничего не значит.  Что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное».  К.Д. Ушинский Под читательской компетенцией , согласно новым ФГОС, понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Ключевые слова:  смысловое чтение, приемы смыслового чтения, формирование универсальных учебных действий при работе с текстом.

«Читать – это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное». К.Д. Ушинский

  • Под читательской компетенцией , согласно новым ФГОС, понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
  • Ключевые слова: смысловое чтение, приемы смыслового чтения, формирование универсальных учебных действий при работе с текстом.
Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а затем письменная. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.  Это внимательное углубленное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Приемы , которые способствуют формированию смыслового чтения, могут быть самыми разнообразными. Результатами смыслового чтения будут: общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология» , при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами. Приемы работы с такими текстами отличаются от работы с художественным текстом.

Когда ребенок владеет смысловым чтением,

то у него развивается устная речь, а затем письменная.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Это внимательное углубленное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Приемы , которые способствуют формированию смыслового чтения, могут быть самыми разнообразными.

Результатами смыслового чтения будут: общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности

Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология» , при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами. Приемы работы с такими текстами отличаются от работы с художественным текстом.

Различают следующие виды текстов, используемые на уроках биологии: Текст как основа для выполнения заданий в тестовой форме (по требованиям ГИА и ЕГЭ) с созданием эталонов ответов или заданий со свободным ответом. Текст как основа для заполнения или составления схемы, таблицы, конспекта, кластера. Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является “печатное ученическое издание”, новый текст (например, информационный лист, книжка-малышка, стихотворение, электронная презентация). Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста-носителя информации по определенной теме, в том числе как пример работы над формированием понятий. Текст как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика и или группы учащихся на уроке, как пример «маршрутной карты виртуального путешествия по стране знаний». Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения биологической информации и оценки её истинности.

Различают следующие виды текстов,

используемые на уроках биологии:

  • Текст как основа для выполнения заданий в тестовой форме (по требованиям ГИА и ЕГЭ) с созданием эталонов ответов или заданий со свободным ответом.
  • Текст как основа для заполнения или составления схемы, таблицы, конспекта, кластера.
  • Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является “печатное ученическое издание”, новый текст (например, информационный лист, книжка-малышка, стихотворение, электронная презентация).
  • Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста-носителя информации по определенной теме, в том числе как пример работы над формированием понятий.
  • Текст как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика и или группы учащихся на уроке, как пример «маршрутной карты виртуального путешествия по стране знаний».
  • Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения биологической информации и оценки её истинности.
Работа с текстом включает в себя ряд умений смыслового чтения, которые необходимо формировать поэтапно,  на базе организованной учебной деятельности. На смысло – ориентирующем этапе: Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде; Определять из текста значение терминов; Сопоставлять информацию из разных частей текста; Устанавливать в тексте последовательность действий. На содержательно – смысловом этапе: Выделять главную мысль отдельных частей текста; Делать выводы на основе информации из текста; Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот; Выделять информацию, не соответствующую содержанию текста. На рефлексивно – личностном этапе: Применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации; Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов; Самостоятельно конструировать новую по отношению к тексту ситуацию.

Работа с текстом включает в себя ряд умений смыслового чтения, которые необходимо формировать поэтапно,

на базе организованной учебной деятельности.

На смысло – ориентирующем этапе:

  • Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде;
  • Определять из текста значение терминов;
  • Сопоставлять информацию из разных частей текста;
  • Устанавливать в тексте последовательность действий.

На содержательно – смысловом этапе:

  • Выделять главную мысль отдельных частей текста;
  • Делать выводы на основе информации из текста;
  • Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот;
  • Выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.

На рефлексивно – личностном этапе:

  • Применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации;
  • Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов;
  • Самостоятельно конструировать новую по отношению к тексту ситуацию.
Приемы работы с текстом Прием «Дополни определение». Цель: сформировать умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования. Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение для термина (например, «водоросли», «бактерии», «грибы», «слоевище»). Прием «Сконструируй определение». Учащиеся сами конструируют понятия, сопоставив информацию из нескольких предложений текста ( например, «плодовое тело», «фотосинтез»). Прием «Поабзацевая проработка текста». Цель: выделять главную мысль отдельных частей текста; вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде. Учащимся предлагается прочитать абзац, выделить главную мысль, сформулироватье её, используя как можно меньшее количество слов.

Приемы работы с текстом

Прием «Дополни определение».

Цель: сформировать умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования.

Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение для термина (например, «водоросли», «бактерии», «грибы», «слоевище»).

Прием «Сконструируй определение».

Учащиеся сами конструируют понятия, сопоставив информацию из нескольких предложений текста ( например, «плодовое тело», «фотосинтез»).

Прием «Поабзацевая проработка текста».

Цель: выделять главную мысль отдельных частей текста; вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде.

Учащимся предлагается прочитать абзац, выделить главную мысль, сформулироватье её, используя как можно меньшее количество слов.

Приемы работы с текстом Прием «Установите соответствие». Цель: сформировать умение работать с информацией, содержащейся в тексте. Учащимся предлагается соотнести понятия и определения (например, в теме «Основные свойства живого»). Прием «Составь задание». Цель: сформировать умение вдумчиво преобразовывать текстовую информацию с ее дальнейшим использованием. Учащимся предлагается при изучении раздела темы составить кроссворд . При этом они не обладают достаточным временем на уроке и такие задания, чаще всего дают закончить дома, т.к. для проектирования таких заданий ученик должен потрудиться. И это уже не чтение текста, это его осмысление, анализ, связь с пройденным материалом .

Приемы работы с текстом

Прием «Установите соответствие».

Цель: сформировать умение работать с информацией, содержащейся в тексте.

Учащимся предлагается соотнести понятия и определения (например, в теме «Основные свойства живого»).

Прием «Составь задание».

Цель: сформировать умение вдумчиво преобразовывать текстовую информацию с ее дальнейшим использованием.

Учащимся предлагается при изучении раздела темы составить кроссворд . При этом они не обладают достаточным временем на уроке и такие задания, чаще всего дают закончить дома, т.к. для проектирования таких заданий ученик должен потрудиться. И это уже не чтение текста, это его осмысление, анализ, связь с пройденным материалом .

Приемы работы с текстом Прием «Задай вопрос». Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию. Учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.  Прием «Отсроченная отгадка» - выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем. Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу.

Приемы работы с текстом

Прием «Задай вопрос».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию.

Учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.

Прием «Отсроченная отгадка» - выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем.

Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу.

Приемы работы с текстом Прием «Восстанови текст». Цель: понимать информацию, анализировать, делать выводы. «Виды корней и типы корневых систем».  Вставьте пропущенные по смыслу слова.  А) Каждое растение имеет множество корней. Корень, развивающийся  из зародышевого корешка семени, называют __________.  Б) Корни, отрастающие от стебля и листьев, называют ________.  В) От главного и придаточного корней отходят корни __________.  Г) Все корн одного растения образуют _________ ____________.  Д) Различают два типа корневых систем: ________ и _____________.  Е) Корневую систему, в которой хорошо развит главный корень,  называют _____.  Ж) Корневую систему, в которой главный корень недостаточно развит  или рано отмирает, называют ________.

Приемы работы с текстом

Прием «Восстанови текст».

Цель: понимать информацию, анализировать, делать выводы.

«Виды корней и типы корневых систем».

Вставьте пропущенные по смыслу слова.

А) Каждое растение имеет множество корней. Корень, развивающийся

из зародышевого корешка семени, называют __________.

Б) Корни, отрастающие от стебля и листьев, называют ________.

В) От главного и придаточного корней отходят корни __________.

Г) Все корн одного растения образуют _________ ____________.

Д) Различают два типа корневых систем: ________ и _____________.

Е) Корневую систему, в которой хорошо развит главный корень,

называют _____.

Ж) Корневую систему, в которой главный корень недостаточно развит

или рано отмирает, называют ________.

Приемы работы с текстом Прием «Составь схему, план, конспект, таблицу». Цель: сформировать умение преобразовывать текстовую информацию с её дальнейшим использованием. Заполните схему : Органы цветкового растения Вегетативные Генеративные __________ _________ ___________ ___________ Приемом «Знаю, хочу узнать, узнал».   1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), учащиеся заполняют графу «Узнал». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Приемы работы с текстом

Прием «Составь схему, план, конспект, таблицу».

Цель: сформировать умение преобразовывать текстовую информацию с её дальнейшим использованием.

Заполните схему :

Органы цветкового растения

Вегетативные Генеративные

__________ _________ ___________ ___________

Приемом «Знаю, хочу узнать, узнал».  

1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), учащиеся заполняют графу «Узнал».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Приемы работы с текстом Прием «Опиши по плану» . Цель : Самостоятельно конструировать информацию. Опишите Шиповник собачий по плану:                  План описания: 1. Жизненная форма растения. 2. Тип корневой системы. 3. Стебель (форма и опушение). 4. Листорасположение. 5. Лист:  а) черешковый, сидячий;  б) наличие прилистников;  в) простой или сложный;  г) жилкование. 6. Тип соцветия. 7. Характеристика цветка. 8. Формула цветка.

Приемы работы с текстом

Прием «Опиши по плану» .

Цель : Самостоятельно конструировать информацию.

Опишите Шиповник собачий по плану:

План описания:

1. Жизненная форма растения.

2. Тип корневой системы.

3. Стебель (форма и опушение).

4. Листорасположение.

5. Лист:

а) черешковый, сидячий;

б) наличие прилистников;

в) простой или сложный;

г) жилкование.

6. Тип соцветия.

7. Характеристика цветка.

8. Формула цветка.

Приемы работы с текстом Прием «Инсерт». Цель: сформировать умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом. Учащимся предлагается текс, работая с которым, они помечают на полях условными обозначениями те или иные отрывки, предложения или слова.  V «Эта информация мне уже известна»; + «Новые факты для меня»; — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»; ? «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения». Прием «Чтение части текста художественного произведения для вычленения биологической информации и оценки её истинности». Цель: делать выводы на основе информации из текста, умение точно оформить свои мысли в устный текст.

Приемы работы с текстом

Прием «Инсерт».

Цель: сформировать умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом.

Учащимся предлагается текс, работая с которым, они помечают на полях условными обозначениями те или иные отрывки, предложения или слова.

V «Эта информация мне уже известна»;

+ «Новые факты для меня»;

«У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;

? «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».

Прием «Чтение части текста художественного произведения для вычленения биологической информации и оценки её истинности».

Цель: делать выводы на основе информации из текста, умение точно оформить свои мысли в устный текст.

Приемы работы с текстом Прием «Деформированный текст».  Цель: формирование умения выделять информацию, не соответствующую содержанию текста. При подготовке деформированных текстов, нужно руководствоваться следующим:  1) количество предложений должно быть небольшим  2) должна быть очевидна правильная последовательность  предложений Найдите ошибки в тексте и исправьте их. «Побег и почки». Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют побегом. Стебель – боковая часть побега, листья – осевые. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега – пазухой.

Приемы работы с текстом

Прием «Деформированный текст».

Цель: формирование умения выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.

При подготовке деформированных текстов, нужно руководствоваться следующим:

1) количество предложений должно быть небольшим

2) должна быть очевидна правильная последовательность

предложений

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

«Побег и почки».

Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют побегом.

Стебель – боковая часть побега, листья – осевые.

Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега – пазухой.

Приемы работы с текстом Прием «Верные и неверные утверждения». Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять информацию разного характера, критично оценивать ее достоверность Например, при изучении новой темы или при обобщении темы учитель дает задания учащимся, установить верные утверждения, обосновывая свой ответ.  «Зоны корня». Выбери номер правильного утверждения: 1. Основная функция корня – минеральное питание растения. 2. Снаружи верхушка корня покрыта корневым чехликом. 3. В корневом чехлике откладываются запасные питательные вещества. 4. В зоне проведения корневые волоски отсутствуют. 5. За счет корневых волосков происходит увеличение всасывающей  поверхности корня. Прием «Исключение». Даются слова: камбий, древесина, прилистник ,сердцевина. Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор «Прилистник, т. к. не является частью стебля».

Приемы работы с текстом

Прием «Верные и неверные утверждения».

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять информацию разного характера, критично оценивать ее достоверность

Например, при изучении новой темы или при обобщении темы учитель дает задания учащимся, установить верные утверждения, обосновывая свой ответ.

«Зоны корня». Выбери номер правильного утверждения:

1. Основная функция корня – минеральное питание растения.

2. Снаружи верхушка корня покрыта корневым чехликом.

3. В корневом чехлике откладываются запасные питательные вещества.

4. В зоне проведения корневые волоски отсутствуют.

5. За счет корневых волосков происходит увеличение всасывающей

поверхности корня.

Прием «Исключение».

Даются слова: камбий, древесина, прилистник ,сердцевина. Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор «Прилистник, т. к. не является частью стебля».

Вывод Умение работать с различными видами текстов способствует самостоятельному приобретению новых знаний учащимися и активному формированию у них универсальных учебных действий.

Вывод

Умение работать с различными видами текстов способствует самостоятельному приобретению новых знаний учащимися и активному формированию у них универсальных учебных действий.

Список использованной литературы Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982. -176 с. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 32 с. Лернер Г.И. Работа с учебными текстами на уроках биологии. /Биология в школе,-2011, -№6, - 2011, с.28-34. Мосунова Л. А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. - М., 2006. Спасибо за внимание !

Список использованной литературы

  • Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982. -176 с.
  • Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 32 с.
  • Лернер Г.И. Работа с учебными текстами на уроках биологии. /Биология в школе,-2011, -№6, - 2011, с.28-34.
  • Мосунова Л. А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. - М., 2006.

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!