Формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Е.Ю. Мелехина,
учитель-логопед
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Только совместная деятельность родителей и педагогов даёт наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми. Но, к сожалению, довольно часто я наблюдаю, что некоторые родители не придают серьёзного значения проблемам речевого развития своего ребёнка. Одни из них не слышат недостатки речи у своего малыша, другие – полагают, что с возрастом всё само пройдёт, третьим просто не хочется заниматься с ребёнком. Такие родители не выполняют рекомендации педагогов, неохотно идут на контакт. В конечном итоге страдают дети. Приобретённые на логопедических занятиях навыки не закрепляются дома, у таких детей значительно медленнее появляются результаты.
Это и подтолкнуло меня к мысли, что родителей нужно заинтересовать, найти новые формы сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Мною была сформулирована методическая тема: «Активизация сотрудничества учителя-логопеда и родителей, как фактор повышения результативности коррекционной работы».
Считаю эту тему весьма актуальной, так как взаимодействие педагогов детского сада, воспитателей, логопедов и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Наилучшие результаты появляются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Помощь родителей в речевом развитии ребёнка обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом.
Конечной целью моей работы является: повышение эффективности коррекционной работы с дошкольниками через активное взаимодействие учителя-логопеда с родителями.
Перед собой поставила следующие задачи:
- оказать квалифицированную помощь родителям в работе по речевому развитию детей-дошкольников;
- помочь родителям формировать адекватные отношения со своими детьми;
- создать условия для активного участия родителей в коррекционно-образовательном процессе.
Большую роль в достижении положительных результатов в коррекционном воздействии на ребёнка играет уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом, который оценивается такими параметрами, как
- адекватность оценки родителями состояния развития речи своего ребёнка;
- готовность к полноценному сотрудничеству с логопедом, понимание его важности и необходимости;
- степень инициативы родителей в плане сотрудничества с логопедом;
- продуктивность использования рекомендаций педагога.
По этим параметрам можно выделить семьи с высоким, средним и низким уровнем мотивации. Наиболее часто встречаются семьи со средним и низким уровнем мотивации. Родители со средним уровнем мотивации адекватно воспринимают состояние ребёнка, не отрицают необходимости сотрудничества с педагогом, при минимальной затрате усилий с их стороны, мотивируя свою пассивность недостатком времени. Родителям с низким уровнем мотивации характерно отсутствие адекватной оценки состояния речи их ребёнка, пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве с логопедом, которая проявляется в непонимании необходимости коррекционной работы. Наибольшие трудности в плане организации сотрудничества вызывают родители с низким уровнем мотивации. Самыми продуктивными формами работы с такими семьями зарекомендовали себя индивидуальные формы воздействия.
Основные формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи:
- Индивидуальная;
- Коллективная;
- Наглядно-информационная.
Все эти формы сотрудничества мною используются в работе.
Индивидуальная работа с родителями начинается уже в сентябре. Результаты логопедического обследования, проводимого в начале учебного года, доводятся до сведения родителей только в индивидуальной беседе. Уже при первой встрече стараюсь убедить родителей, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима, что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Здесь надо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку педагога и следовать его советам только тогда, когда педагог видит в родителе не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу. Во время первой встречи нужно постараться добиться взаимопонимания, расположить собеседника к себе, повысить у родителя чувство ответственности за ребёнка. Проводя беседу о результатах обследования, начинаю разговор с характеристики положительных качеств и лишь потом говорю о каких-либо недостатках. Для получения более полной информации о семье ребёнка и о самом ребёнке провожу анкетирование.
Для закрепления материала, изученного на логопедических занятиях, у детей имеются тетради для домашних заданий. Совместное выполнение домашних заданий ещё больше сближает родителей со своим ребёнком. Стараюсь по возможности разнообразить материал, включая различные речевые игры, графические упражнения, упражнения с мячом.
К индивидуальной форме сотрудничества относится и посещение родителями логопедических занятий своих детей. Особенно много родителей приходит ко мне на занятия, когда в д/саду проходят дни открытых дверей. На занятиях мамы наблюдают и учатся, как проводить артикуляционную гимнастику, как закреплять пройденный материал дома.
Коллективные формы сотрудничества логопеда с родителями отличаются большим разнообразием. В первую очередь – это родительские собрания. На первом собрании в старшей группе обычно провожу практикум по проведению артикуляционной гимнастики. Родители выполняют перед зеркалом несколько основных упражнений, убеждаясь, что это совсем непросто, тем более для ребёнка. В конце собрания представляю родителям книги, изучение которых могло бы помочь стать более информированными в вопросах речевого развития своего ребёнка.
В прошлом году мною был проведён конкурс наглядных пособий и дидактических игр для развития речи дошкольников. В конкурсе приняли участие несколько семей. Созданные родителями дидактические пособия использую на логопедических занятиях. Детям очень нравится, когда на занятии используется игрушка сделанная мамой. Этот конкурс планирую проводить ежегодно в разных группах.
Наиболее интересной формой работы с родителями являются комбинированные занятия – небольшое сообщение на определённую тему, а затем практическое занятие. Например, мною был проведён игровой тренинг «Пальцы – дружная семья!» В зале была организована выставка пособий для развития мелкой моторики, на которой были представлены различные игры, предметы для массажа пальчиков, трафареты, шнуровки. После знакомства с выставкой родители прослушали сообщение «Роль пальчиковых игр в развитии речи», а затем был проведён практикум по обучению играм и упражнениям по развитию мелкой моторики. Атмосфера праздника, где каждый не просто зритель, а активный участник, сближает, создаёт благоприятный микроклимат, облегчает дальнейшее сотрудничество с родителями.
Также мною был проведён семейный конкурс «Мы – эрудиты!» Это была игра-соревнование между двумя командами. Жюри оценивало выступление участников. Сюда были включены задания на развитие связной речи, задания с элементами обучения грамоте, различные речевые игры.
И, конечно, в мае в конце каждого учебного года провожу выпускной логопедический праздник, на который приглашаю родителей детей, закончивших посещение логопедических занятий. Здесь бывают дети не только подготовительных, но и старших групп. На этом празднике каждый ребёнок имеет возможность показать себя, продемонстрировать умения и навыки, приобретённые на логопедических занятиях.
К наглядно-информационной форме работы в первую очередь можно отнести «Уголок логопеда». В нашем детском саду он расположен в удобном месте, где все родители имеют возможность почитать интересную информацию, конкретные советы по развитию речи. Материал регулярно обновляется. Среди тем: «Причины речевых нарушений», «Игры для развития речи», «Если у ребёнка нарушен прикус» и многие другие. Этот же материал выношу в папки-передвижки, которые располагаются в приёмных групп. Материал уже подбирается в соответствии с возрастом.
В конце прошлого учебного года мною была оформлена фотовыставка «Путешествие в Страну правильной речи», на которой отображены основные этапы коррекционной работы с детьми. (Артикуляционная гимнастика, игры с пальчиками, постановка звука, автоматизация).
В нашем детском саду мною был издан журнал для родителей «Весёлая семейка». Уже вышло четыре номера. Каждый номер посвящён отдельной теме: «Словарный запас», «Игры с пальчиками», «Артикуляционная гимнастика». Журнал имеет теоретическую часть, но большую часть занимают практические советы. Объём журнала небольшой, чтобы избытком информации не отпугнуть родителей. Выставляется в приёмной. Родители, придя за ребёнком, могут его полистать. И конечно, очень приятно родителям видеть на страницах журнала фото своих детей. Чтобы у родителей не сложилось впечатление, что журнал отпечатан в типографии, все иллюстрации я выполнила сама. Дизайн журнала будет периодически меняться, но основная идея будет сохранена. Целью издания журнала было активизировать интерес родителей к коррекционно-развивающей работе, проводимой в детском саду, пробудить желание заниматься со своим ребёнком, но прежде всего - вооружить родителей соответствующими знаниями.
Все представленные формы сотрудничества мною успешно используются в работе с родителями. Благодаря этому родители начинают более активно интересоваться успехами своих детей, контролируют и нацеливают их на правильную речь, а родительский авторитет безотказно действует на ребёнка. Тесное сотрудничество логопеда и родителей способствует значительному прогрессу в коррекции речевых нарушений. Меньше времени требуется для постановки звука, в более короткие сроки проходит автоматизация звука в свободной речи ребёнка. Кроме того некоторые родители отмечают, что совместные занятия способствуют значительному улучшению их отношений с детьми.