ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
НА УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(1-4 КЛАССЫ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
НА 2022 – 2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
| Составитель: Арахамия Моника Мамуковна учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 1 им.А.С.Пушкина» |
Нижневартовск, 2022г.
Пояснительная записка
Данная работа содержит контрольные диктанты, контрольное списывание, контрольные словарные диктанты, проверочные работы для обучающихся начальной школы. Данные материалы соответствуют темам учебника «Русский язык» (авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий).
Контрольно – измерительные материалы составлены в полном соответствии с разделами и темами программы по русскому языку. Это позволит учителю выявить уровень понимания учащимися изученного материала. Педагог сможет скорректировать дальнейшую работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:
-
устных ответов;
-
диктантов;
-
грамматических заданий;
-
проверочных работ;
-
контрольных работ;
-
контрольных списываний,
-
изложений;
-
тестовых заданий.
1 класс.
В первом классе система оценивания является безотметочной.
2 класс.
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
Оценки:
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1
(входной)
Арбуз, воробей, карандаш, лисица, медведь, Москва, петух, ворона, учитель, пальто.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2
(за 1 четверть)
Здравствуйте, прощай, сентябрь, ветер, родина, рисунок, подлежащее, сказуемое, яблоко, берёза.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3
(за 2 четверть)
Ягода, дорога, осина, до свидания, сахар, извините, капуста, жёлтый, посуда, сентябрь, алфавит.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4
Ноябрь, одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток, мороз, урожай, суббота, декабрь, мебель.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 5
(за 3 четверть)
Тарелка, товарищ, щавель, метель, народ, вдруг, завод, сапог, обезьяна, месяц, картина, отец, фамилия.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 6
(за год)
Россия, город, улица, обед, магазин, облако, апрель , шёл, берёза, здравствуйте, родина, фамилия.
ДИКТАНТЫ
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
-
нарушение правил орфографии при написании слов;
-
пропуск и искажение букв в словах;
-
замену слов;
-
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
-
неправильное написание словарных слов.
За одну ошибку в диктанте считаются:
Негрубыми ошибками считаются следующие:
-
повторение одной и той же буквы в слове;
-
недописанное слово;
-
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
-
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
-
Грамматические задания
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
ДИКТАНТ № 1
(входной)
Цель: проверка остаточных знаний по программе первого класса и навыков каллиграфического написания букв, умение самостоятельно работать, оформлять предложения.
В лесу.
Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики.
Примечание: выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.
Грамматическое задание:
1. Слова: идут, рядом, ёжики – разделить на слоги.
2. Найди и подчеркни в тексте слова, которые можно переносить двумя способами.
ДИКТАНТ № 2
По теме «Предложение»
Цель: проверить умение правильно писать слова с орфограммами, определять границы предложений, применять на практике повторенные орфограммы.
Пушок
У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.
Грамматическое задание:
-
В предложениях 4 и 5 подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
-
Допишите одно-два предложения в конце текста.
ДИКТАНТ № 3
по теме «Лексикология»
Цель: проверить навыки грамотного письма в рамках изученных орфограмм, умение правильно определять ударный слог; умение правильно оформлять работу.
Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие берёзы т осины.
Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.
Грамматические задания:
-
Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант 1 – четвёртое предложение; вариан 2 – пятое предложение.
-
В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Диктант №4
Цель: проверить умение применять на практике правила написания слов на изученные орфограммы, определять мягкость-твёрдость согласных, правильно переносить слова.
Зимой.
Ясный день. Малыши играют у крыльца. Девочки лепят снежный ком. Они лепят зайчика. Ольга и Игорь взяли лыжи. Они идут на горку. А Коля сидит дома. Он больной. Мальчик смотрит в окно. (33 слова)
Грамматические задания.
1. В третьем предложении подчеркнуть мягкие согласные.
2. Разделить слова для переноса.
Крыльцо, Ольга, Игорь, зайчик.
3. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.
4. Сделать звукобуквенный анализ слова мальчик.
ДИКТАНТ № 5
Цель: проверить умение применять правила правописания слов с орфограммами в корне слова, формировать умение проверять написание этих слов изменением формы слова, подбором родственных слов.
Зимой в лесу
Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.
Грамматические задания:
-
Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.
-
Напишите однокоренные слова к слову белка.
-
Напишите антонимы.
Тепло - …
Сытно - …
ДИКТАНТ № 6
по теме «Правописание безударной гласной в корне слова»
Цель: выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил; проверить умение определять части речи и разбирать слово по составу; проверить умение определять главные и второстепенные члены предложения.
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.
Грамматические задания:
1. Над словами третьего предложения поставить знак ударения.
2. Выписать 2 слова с орфограммой «Безударная гласная, проверяемая ударением», рядом записать проверочные слова.
3.Пятое предложение разобрать по частям речи и членам предложения.
Проверочная работа № 7
по теме «Согласные звуки и буквы»
Цель: проверить усвоение темы «Согласные звуки и буквы»
-
Чем отличаются согласные звуки от гласных?
-
Какие гласные обозначают мягкость согласных?
-
Какие гласные обозначают твёрдость согласных?
-
Назови непарные твёрдые согласные звуки.
-
Назови непарные мягкие согласные звуки.
-
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают слог?
-
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласного и гласный звук?
-
Что ты знаешь о звуке [и] краткое?
-
Что ты знаешь о букве Ь?
Диктант №8
по теме «Парная согласная в корне слова»
Цель: проверить умение писать слова на изученные орфограммы, слова с парными согласными на конце и в середине слова; делать звуко-буквенный анализ слов.
Зяблик
По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лёд. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. От кликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весне.
Грамматическое задание:
-
Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.
-
Сделайте звуко-буквенный анализ слов (1 вариант – снег, 2 вариант – лёд)
Диктант №9
по теме «Написание слов с большой буквы»
Цель: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; проверить навыки употребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил правописания.
Главный город
Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.
Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой. (По. Е. Мар)
Слова для справок: проспект, на Плющихе.
Грамматические задания:
-
Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
-
В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.
-
Запишите название населённого пункта, в котором вы живёте.
ДИКТАНТ № 10
по теме «Имя существительное»
Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.
Друзья.
Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Словьёва есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принёс корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.
Грамматическое задание:
-
Подчеркните имена собственные.
-
В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены
-
В первом предложении обозначить имена существительные
-
Запишите имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном числе.
ДИКТАНТ № 11
(за год)
Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного года орфограммы; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать предложения по частям речи и членам предложения.
Гроза
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!
Грамматические задания:
-
В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
-
Выпишите два слова с проверяемой гласной, подберите проверочные слова.
-
Разделите слова для переноса: сильный, длинные, пыль.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Оценки:
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1
(за 1 четверть)
Цель: проверить навыки списывания.
Новый дом
Ирина Петровна Соловьёва работает на заводе. Она собирает часы. Семья Соловьёвых получает новую квартиру. Квартира находится на шестом этаже. Из её окон очень красивый вид. Около дома жильцы посадили цветы и деревья. Есть во дворе и детская площадка. Друзья и родные поздравили семью с новосельем.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 2
(за 2 четверть)
Цель: проверить навыки списывания.
В ноябре
На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает на землю яркие лучи. Под ногами хрустит снег. Дорога укатана санями. Небо над землёй стоит чистое и высокое. Днём можно увидеть на небе молодой месяц серпом. В лесных ручьях течёт светлая и прозрачная вода. На дне ручьёв видны сухие листочки и травинки. (51 слово)
(По И. Соколову-Микитову)
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 3
(за 3 четверть)
Цель: формировать навык самостоятельной работы, проверять сформированность навыка списывания и каллиграфические навыки.
Старые знакомые
Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы. Иногда слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.
Всем было очень весело.
(По Г. Остеру)
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 4
(за год)
Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.
В России живёт множество разных народов. Народы эти объединяются в группы, а группы – в семьи. Это объединение происходит по языку, на котором они говорят.
До наших дней дошла поговорка кочевников: «Наша дружба поблекнет лишь тогда, когда хмель утонет в воде, как камень, и камень полетит по воздуху, как хмель».
Хмель – это вьющееся растение. Стебелёк у хмеля длинный, лёгкий. Такой никогда не утонет!
Используемые источники
В.П. Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011г., 143 с.
В.П. Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 143 с.
Моисеев И.А. Контроль и оценка результатов обучения: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2010, (Педагогика. Психология. Управление.)
Никифорова В. В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 80 с. (Контрольно-измерительные материалы)
Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева, Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
3 класс.
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка диктантов
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе.
Основные требования к организации контрольных мероприятий
по русскому языку
-
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы в каждой учебной четверти, полугодии.
-
Время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным завучем по согласованию с учителем.
-
В один учебный день проводится не более одной письменной итоговой контрольной работы, а в течение недели – не более двух.
-
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, по понедельникам, в конце недели, в дни, когда планируется большая для детей учебная нагрузка, на последней неделе четверти.
-
Детям с нарушением мелкой моторики рук оценка за внешнее оформление работы не снижается.
-
Детям, страдающим сенсорной алалией или афазией, вместо слухового диктанта предлагается списывание текста с пропущенными орфограммами на правила, предусмотренные программными требованиями.
-
Анализ и учёт специфических ошибок письма осуществляется индивидуально.
-
Число слов в диктанте определяется в соответствии с требованиями программы:
Класс | Количество слов на начало учебного года | Количество слов на конец учебного года |
3 | 30-40 | 40-45 |
-
В начале учебного года количество слов в диктанте несколько меньше, постепенно их число увеличивается на 4-6 слов в каждой четверти. К концу года разница от минимального до максимального значения в количестве слов может составлять до 15-20. Количественную нагрузку и её увеличение необходимо также соотносить с индивидуальными образовательными возможностями каждого обучающегося конкретно.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Нормы оценок за списывание:
Оценка «5» ставится:
- нет ошибок и исправлений;
- работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка «4» ставится:
- имеется 1 ошибка и одно исправление.
Оценка «3» ставится:
- имеется 2 ошибки и одно исправление.
Оценка «2» ставится:
- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.
В зависимости от вида диктанта используется различные подходы к его оценке.
Проверочный диктант
Оценка «5» ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии, допустимы 1-2 специфические (дисграфические) ошибки.
Оценка «4» ставится, если имеет место не более двух орфографических ошибок, работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм, допустимы 2-3 дисграфические ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок, работа написана небрежно, допустимы 3 дисграфические ошибки.
Оценка «2» ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо, допустимы более 4 дисграфических ошибок.
Контрольный диктант
Требования к тексту контрольного диктанта и общие подходы к его оцениванию:
-
объём диктанта должен соответствовать количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту); в 3 классе 40-50 слов;
-
негрубыми ошибками считаются: исключения из правил, повторение одной и той же буквы, перенос слов, единичный пропуск букв на конце слова;
-
специфика оценки однотипных ошибок: первые три однотипные ошибки считаются как одна, но каждая следующая рассматривается как отдельная;
-
при трёх исправлениях оценка снижается на 1 балл.
Нормы оценок за контрольный диктант:
Оценка «5» - допускается одна негрубая ошибка, 1-2 специфические (дисграфические) ошибки.
Оценка «4» - 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные, допустимы 2-3 специфические ошибки.
Оценка «3» - 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, а также 5 орфографических ошибок, допустимы 3 специфические ошибки.
Оценка «2» - более 5-8 орфографических ошибок, допустимо более 4 специфических ошибок.
Оценивание грамматических заданий
Цель грамматических заданий – определить качественный уровень практических умений обучающихся в усвоении того или иного знания, а возможно, и рефлексию учебных навыков.
Если грамматические задания проводятся дополнительно к диктанту, то они оцениваются дополнительной оценкой. В итоге за проверочную работу ставятся две оценки: за диктант и за грамматические задания. При оценке грамматических заданий необходимо руководствоваться рекомендациями:
Оценка «5» ставится, если правильно выполнено всё задание.
Оценка «4» ставится, если правильно выполнено не менее 3/4 задания.
Оценка «3» ставится, если правильно выполнено не менее 2/4 задания.
Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 2/4 задания
ОБРАЗЕЦ
Контрольный диктант по теме «Текст. Предложение»
Текст диктанта
***
Наступила осень. Красива осина в осеннем лесу! Листья дерева трепещут от ветерка. В осиннике всегда слышен шелест. Под ногами лежит разноцветный ковёр. Под осиной мы нашли опавшие веточки. Это ветер виноват? Дерево само сбросило часть веток. Осина удивила нас веткопадом.
Слова для справок: трепещут, разноцветный, веткопадом
Грамматические задания:
1. Озаглавьте текст. Запишите заголовок.
2. Выпишите из текста: I вариант – вопросительное предложение
II вариант – восклицательное предложение
3. Выпишите 3 предложение (I вариант), 5 предложение (II вариант). Подчеркните главные члены предложения.
Словарный диктант оценивается по более высоким требованиям, чем контрольный диктант. Количество слов для словарного диктанта в 3 классе по ФГОС НОО обучающихся с ТНР 12-15 слов.
Словарный диктант
Компьютер, четверг, интересно, столица, обед, лестница, берег, шоссе, пороша, чувство, интересный, коллектив, аккуратно, коллекция, килограмм.
Нормы оценок за словарный диктант:
Оценка «5» - нет ошибок
Оценка «4» - 1-2 ошибки
Оценка «3» - 3-4 ошибки
Оценка «2» - 5-7 ошибок
ОБРАЗЕЦ
Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание»
А1. Дополни высказывание
Высказывание, состоящее из двух и более предложений, объединённых общей темой и связанных по смыслу, - это _________________________________________.
А2. Дополни высказывание.
Тип текста, в котором объясняется, доказывается что-либо или говорится о причинах явлений, событий, - это ______________________________________________
А3. Подчеркни строку, в которой есть обращение.
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят!
(Е. Серова)
А4. Найди предложение, в котором главные члены выделены неверно. Исправь ошибку.
Первая земляника созревает около пеньков.
Раскаты грома пронеслись по небу.
Мой брат получил паспорт.
Дети веселились на школьном празднике.
В1. В каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст? Запиши последовательность цифр.
Зябко стало дубкам и берёзкам.
Покрылись тонким ледком лужи на лесных дорожках.
Ночью ударил сильный мороз.
А под утро подул резкий ветер.
В2. Выпиши словосочетание.
В поле золотится пшеница.
__________________________________________________________________
С1. Подчеркни в тексте «лишнее» предложение.
Снежная кукла.
Была зима.
Зимой дети играли на пруду.
Из снега они слепили куклу.
Кукла вышла хорошая.
(По Л. Толстому)
ОБРАЗЕЦ
Контрольное списывание с заданием
по теме «Правописание слов с безударными гласными и парными согласными в корне»
Задание № 1. Внимательно прочитай текст. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Текст для списывания
Помоги птицам
Прошла дждливая осень. Сне лёг на лесные дороки и трпинки. Спит пру под лдяной крой.
Голодно птицам змой. Вот они и лтят к жилью человека. Жалко рбятам пернатых друзей. Они смстерили для них крмуки. Слтелись снегири и сницы. Помоги птицам и ты. Птицы – наши друзья.
Задание № 2. Найди в тексте по 2 слова на безударную гласную и парную согласную. Выпиши эти слова и подбери проверочное слово.
ОБРАЗЕЦ
Итоговый контрольный диктант за II четверть
по теме «Правописание частей слова»
Текст диктанта
Снеговик
Стоит зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой.
Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки ему сделали из светлых льдинок. Нос и рот из моркови, а брови из угольков.
Радостно и весело всем!
Слова для справок: краснеет
Грамматические задания:
1. Подчеркнуть грамматическую основу и обозначить части речи в предложении:
I вариант – 3 предложение
II вариант – 4 предложение
2. Разбери слова по составу: I вариант – шубки, выбежали
II вариант – коркой, сделали
3. Выпиши из текста глаголы с приставками. Выдели приставку.
Структура проверочных (тестовых) работ
Задания представлены в трёх уровнях сложности: А – базовый уровень; В - усложнённый уровень; С – уровень повышенной сложности.
ОБРАЗЕЦ
Итоговая тестовая работа по теме «Итоговое повторение»
А1. Отметь слово, в котором наименьшее количество слогов
понедельник
пятница
четверг
суббота
А2. Найди слово, которое соответствует схеме:
забавный
застройка
залп
замёрз
А3. Укажи предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно
Из зерна крестьяне делали муку и пекли хлеб.
Конный спорт пришёл к нам из глубокой древности.
Своё гнездо иволга прячет среди густой зелени деревьев.
Туристические дороги пролегают среди лесной чащи.
А4. Укажи падеж выделенных имён существительных
Дерево прячет корни в земле.
Искры таятся в тёплой золе.
В жёлуде зрелом спрятан дубок.
В белой скорлупке спрятан желток.
(О. Дриз)
В1. Укажи строчку, в которой во всех словах пропущен разделительный твёрдый знак
раз_ясняют, об_езжает, об_единяются
необ_ятный, об_елся, пред_юбилейный
бездел_е, лист_я, лит_ё
гор_кий, тес_ма, нескол_ко
В2. К данным словам подбери и запиши однокоренные имена прилагательные и глаголы. Выдели корень
боль - ____________________________
вред - ____________________________ ,
сад - _____________________________ ,
С1. Запиши предложения так, чтобы получился связный текст. Дополни его своим предложением
1) Вот солнечные зайчики дрожат под деревьями.
2) Извилистая тропинка вывела нас на небольшую полянку.
3) Давайте заглянем в лес.
4) Что же мы можем здесь увидеть?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценивание заданий проверочных (тестовых) работ
Задания уровня А оцениваются в 1 балл.
Задания уровня В оцениваются в 2 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
Задания уровня С оцениваются в 3 балла, причём за каждую ошибку рекомендуется снимать по 1 баллу.
При подведении итогов работ рекомендуется придерживаться следующих критериев:
97 – 100% от максимальной суммы баллов – ставится отметка «5» (отлично);
77 – 96 % - отметка «4» (хорошо);
50 – 76 % - отметка «3» (удовлетворительно);
менее 50 % - отметка «2» (неудовлетворительно).
4 класс.
Критерии оценивания
Диктант
оценка «5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии.
оценка «4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
оценка «3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
оценка«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание:
оценка«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
оценка«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
оценка «3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
оценка«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий
Словарный диктант:
Количество слов до 20 слов:
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов);
«2» – 5 – 7 ошибок;
Сочинения и изложения:
Основными критериями оценки изложений и сочинений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).
Оценка содержания и речевого оформления.
«5» ставится за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение, в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.
«4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
«3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок (содержательных, речевых).
Оценка за грамотность:
«5» - допускается несколько исправлений;
«4» - допускается 3 орфографических ошибки, 1 пунктуационная;
«3» - допускаются 4 – 6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.
«2» - допускают более 6 орфографических ошибок
Классы | Четверть |
1 | 2 | 3 | 4 |
Объем текста |
1 | | | | 15-17 |
2 | 20-25 | 25-35 | 35-40 | 40-45 |
3 | 45-50 | 50-55 | 55-60 | 60-70 |
4 | 65-70 | 70-75 | 75-85 | 85-90 |
И т.д.
Образцы заданий
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
Поздняя осень
На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.
На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.
Слова для справок: кочаны, усыпано.
Грамматическое задание:
1. Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.
2. Подчеркнуть словарные слова.
3. Выписать из текста два слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.
Петька
В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик.
Слова для справок: кочаны, усыпано.
Грамматическое задание:
1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.
2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.
3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:
4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.
5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.
6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.
В саду
Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.
Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце.
Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.
Грамматическое задание:
1. Указать над словами первого абзаца часть речи.
2. Выписать слово с разделительным мягким знаком. Образовать однокоренные слова.
Редкая гостья
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.
Грамматическое задание (на выбор учителя):
1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).
2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).
3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.
Солнце
Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной. 2. Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных.
Зимний лес
Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями
Грамматическое задание (на выбор учителя):
1. Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.
2. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.
3. Разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным).
4. Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.
Где же приятель?
Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель?
Грамматическое задание:
1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.
2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.
Весна в лесу
Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи...);
2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке...).
2. Разобрать по составу слово:
1-й вариант – пробежала;
2-й вариант – побегут.
Весеннее солнце
На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали...);
2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли...).
2. Разобрать по составу слово:
1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);
2-й вариант – полетел (из 8-го предложения).
Майское чудо
Ласковое солнце согревает землю своим теплом.
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки!
Грамматическое задание:
1. Синтаксический разбор предложения.
1 вариант – 2 предложение; 2 вариант – 3 предложение.
2. Морфологический разбор глагола.
1 вариант – бежишь; 2 вариант – видишь.
3. Выполни разбор слов по составу.
1 вариант: разбежалась, присмотреть, вдыхаешь, внизу, разъярённый
2 вариант: пронеслось, расписать, засветишь, сверху, слева, объездная.
СОЧИНЕНИЯ
Обучающее сочинение №1
по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»
Примерный план сочинения.
-
История создания картины.
-
Красота природы.
-
Изобразительные средства картины.
-
Мое отношение к картине.
Опорные слова:
Пора (осень) дивная, восхитительная, чудесная, прекрасная, золотая.
День – солнечный, замечательный, чудный.
Воздух – свежий, чистый, прозрачный, как стекло.
Картина - полотно, репродукция, произведение.
Художник – пейзажист, живописец, мастер.
Создает – пишет.
Сияет – сверкает, блестит, играет.
На картине начало…. Всюду яркие…. С деревьев…. На синем небе…. Под ногами…. Сквозь березовую рощу….
Березы – русские красавицы, белоствольные, златолиственные.
Небо – осеннее, высокое, чистое, светло-голубое
Река – серо-синяя, неглубокая.
Поле – желто-зеленое, с яркими пятнами.
Обучающее сочинение №2
по репродукции картины А.Пластова «Первый снег»
Примерный план:
1. Художник и его картина.
2. Первый снег (описание).
3. Настроение детей (их описание).
4. Береза, ворона.
5. Цвета (настроение) картины и мои эмоции.
Опорные слова:
-
Передо мной… природный реалист…изображал крестьян
Автор картины, живописец, показал, запечатлел, полотно, произведение живописи…
-
Удивительный момент, белый, мягкий, пушистый, падает мохнатыми хлопьями, надел меховые шапки на крыши домов, укутал всю землю белоснежным ковром, медленно кружится в воздухе, как стая белых мошек, чистый.
-
Брат и сестра, посмотреть на чудо…Девочка: в светлом платьице; большие чёрные валенки; пуховый мамин платок; без пальто выбежала на крыльцо; с удивлением наблюдает; восхищённо смотрит; заворожённо смотрит на снег;
Мальчик: в чёрном пальто; на голову нахлобучил шапку-ушанку; любуется; мечтает покататься на санках, поиграть в снежки; не терпится побегать.
Радость, восторг, восхищение, интерес… (испытывают)
-
Рядом с домом я вижу…Берёза: старая; могучая; ветки у берёзы гибкие, длинные, раскидистые.
Ворона: спокойная; крупная; важная; шагающая по снегу; важно разгуливает по двору; прием контраста; черное на белом; чистота снега
-
Цвета картины: спокойные, серовато-белые, бледно-голубые, цвета зимы.
Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает ощущение…
Я благодарен художнику за…
Обучающее сочинение №3
по репродукции картины В.Тропинина «Кружевница»
Примерный план
-
Творчество В.А.Тропинина
-
Колорит картины.
-
Описание девушки: её лицо, взгляд, волосы, светлая одежда, руки, труд мастерицы.
-
Моё впечатление.
Опорные слова
Портрет – работа, картина, холст, полотно, произведение; портретист – художник, автор, мастер, живописец.
Удивительно женственное, миловидное лицо, сразу привлекающее взгляд;
полулукавая, полутаинственная улыбка, освещающая лицо;
быстрый взгляд, на мгновенье оторвавшийся от работы;
темные, гладко причесанные волосы; непокорные пряди, выбивающиеся из прически.
Волосы собраны в пучок, чтобы не мешали работе.
Обратим внимание на одежду девушки. Она одета в простое, но чистое платье, на плечах светлая косынка.
Кружевница, мастерица, работница, труженица.
Обучающее сочинение №4
Составление текста-отзыва по репродукции картины Н.Рериха «Заморские гости»
Примерный план
-
Н.К.Рерих и его картина
-
Расписные ладьи
-
Природа Севера
-
Моё отношение к картине
Опорные слова
Художник, живописец, в глубь времён, изобразил, «из варяг в греки»
Расписные ладьи, яркая раскраска, паруса, борта украшены, разноцветные, узорчатые, варяги, товар
Весенний, синева небес, темно-синяя, сияет, отражаются, вдалеке, белоснежные, холмы, курганы, град
Глубокая старина, приоткрыла, Древняя Русь, настроение, радостные чувства.
Обучающее сочинение №5
по репродукции картины И.Левитана «Весна. Большая вода»
Примерный план
-
Картина художника.
-
Весенний разлив.
-
Всё радуются весне!
Опорные слова
Половодье.
Половодье, река разлилась, подтопила берега, прибрежный лес, лодка.
Апрельский день.
Всё освещено ярким солнцем, голубое небо (ясное, лазурное, светлое, бездонное, бескрайнее), сливается с водой, лёгкие облака (кусочки ваты, белые барашки), несут на крыльях весну, прозрачный воздух.
Деревья.
Стройные (белоствольные) берёзы, всегда зелёная ель, отражаются, смотрят, тянутся, на стволах берёз солнечные блики.
Одна берёзка изогнулась, чтобы лучше себя рассмотреть
Выглядят беззащитно и трогательно
Настроение картины.
Ярко, празднично, пронизана светом, сочетание тёплых и холодных красок (тепло весеннего солнца, прохлада воды), свежесть, ожидание первой молодой зелени, дуновение ветерка, скрип веток, журчание воды, природа пробуждается после зимнего сна.
ИЗЛОЖЕНИЯ
Обучающее изложение №1
Первая вахта.
Каникулы Саша проводил на большом корабле. Командовал крейсером Василий Васильевич. Он усыновил сироту Сашу и определил его в нахимовское училище.
Любили матросы маленького моряка. Души в нём не чаяли. Саша не бездельничал на корабле. Он подавал сигнальщикам флаги, помогал палубу мыть, картошку чистить.
Стали матросы думать, как лучше наградить Сашу за усердную службу. Ему разрешили отстоять на корабле первую в его жизни вахту.
Замер нахимовец на вахте. Хочется ему строгим быть, а не получается. Глаза выдают – так и сияют от радости.
Да и как не радоваться, когда Саше доверено важное дело – охрана флага корабля. Такое счастье не каждому выпадает!
Е. Пермяк
Примерный план:
-
Сашины каникулы.
-
Любили матросы маленького моряка.
-
Награда.
-
Первая вахта.
-
Такое счастье не каждому выпадает.
Обучающее изложение №2
Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе. Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом. Маленькую рыбку старик всегда отдавал коту.
Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту. А Епифана нет. Куда он девался? Увидел старик кота далеко на плотах.
Подошёл рыбак и удивился. Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду. Вот плывут стайкой рыбёшки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест.
Теперь кот и рыбак ловят рыбу врозь. Кот удит лапой с когтями, а рыбак – удочкой с крючком.
Е. Чарушин
Примерный план:
-
Маленькая рыбка – коту.
-
Кот на плотах.
-
Умный Епифан.
-
Два рыбака.
Обучающее изложение №3
Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.
Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только от гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.
Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
Ю. Дмитриев
Примерный план:
-
Тревожные крики птиц.
-
Птенчик в беде.
-
Птенец снова дома.
-
Первое знакомство.
Контрольное изложение
Дед Ларион охотился в лесу. Неожиданно потянуло гарью. Поднялся ветер. Начался лесной пожар. Огонь гнало по земле с огромной скоростью.
Дед бежал по кочкам, спотыкался, падал. Дым выедал ему глаза. А сзади был уже слышан гул и треск пламени. Вдруг из-под ног у деда выскочил заяц. Зверёк бежал медленно и волочил задние ноги.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Ларион знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и просил зайца бежать потише.
Заяц вывел деда из огня. Они выбежали из леса к озеру, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.
К. Паустовский
Примерный план
1.Начался лесной пожар.
2. Вдруг из-под ног у деда выскочил заяц.
3. Заяц вывел деда из огня.
44