СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фосфор и его соединения. Фосфорные удобрения

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с фосфором и его соединениями, повторить понятие «Аллотропия» , рассмотреть аллотропные модификации фосфора, закрепить понятия «химический элемент», «простое вещество».Развивать познавательную активность учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Фосфор и его соединения. Фосфорные удобрения»

Дата: Класс: 9 урок 43

Тема: Фосфор и его соединения. Фосфорные удобрения

Цель урока: : познакомить учащихся с фосфором и его соединениями, повторить понятие «Аллотропия» , рассмотреть аллотропные модификации фосфора, закрепить понятия «химический элемент», «простое вещество».Развивать познавательную активность учащихся.

Задачи: Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии, способствовать развитию научного мышления при установлении причинно-следственных связей, применение знаний и умений при решении метапредметных учебных проблем.

Развивающие:, развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений

Ожидаемый результат: содействовать развитию у учащихся научного мировоззрения при усвоении идей курса: единство и познаваемость мира; единство живой и неживой природы, исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине»

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Рисунок на спине».



Бумага А4

5 мин.

    1. Проверка домашней работы. С помощью метода «Ассоциативная карта» осуществляет проверку домашней работы.

1. Как называют соли азотной кислоты?

2. Какова среда раствора аммиака в воде – кислая, щелочная или нейтральная? 

3. Как переводится название элемента «азот» и почему он так называется?

4. Каково латинское название элемента азота?

5. Какой цвет приобретает фенолфталеин под действием аммиака?

6. Какие соединения называют селитрами?

7. Как называется опыт взаимодействия аммиака с водой?

8. Как «по – химически» называется нашатырный спирт?

9. В каком из перечисленных соединений азота степень окисления равна +3:

1. NH3                  2. HNO3               3. HNO2 4. NO2

10. Взаимодействие медной стружки с концентрированной азотной кислотой приводит к образованию газа:

1. NO2 2. N2O                  3. NO                         4. NH3

11. С какими веществами аммиак вступает в реакции соединения:

1. кислоты 2. кислород

3. щелочи              4. соли

Карточки : Закончить уравнения реакций:

a) N2 + Ba =                                      a) NH4Cl + AgNO3 =

    N2 + O2 =                                          (NH4)2S =

                                                               NH4NO3 + NaOH =

б) N2 + H2 =                                        б)  NH4Cl + KOH =

    N2 + K =                                              (NH4)2CO3 =

                                                                 (NH4)2CO3 + HBr =

С группами: Осуществить следующие превращения:

N2        NO       NO2           HNO3          NH4NO3           NH3


Ученики демонстрируют свои знания. На бумагах пишут все, что узнали о юморе и сатире.

Бумага А4

20 мин.

III. Актуализация знаний. Учитель рассказывает учащимся о лирике поэта.Проводит словарную работу.



Фосфор принадлежит к весьма распространённым в природе элементам. Он занимает 13 место среди всех элементов. Вследствие высокой химической активности фосфор в свободном состоянии в природе не встречается. Он содержится не менее чем в 190 минералах, из которых главнейшими являются апатиты и фосфориты. В 1926 году А.Е.Ферсманом и его сотрудниками были открыты огромные запасы апатитов на Кольском полуострове в Хибинах, где их залежи не имеют равных нигде в мире. Незадолго до войны было открыто очень крупное месторождение фосфоритов Кара-Тау в Казахстане.

Одним из источников фосфора является гуано - природное фосфорсодержащее вещество, продукт из экскрементов птиц. Вблизи берегов Перу есть несколько безводных, не орошаемых дождями голых островов, которые с незапамятных времен служили местом обитания морских птиц, питающихся рыбой. За многие века эти острова покрылись сплошным слоем птичьего помета, достигавшим в некоторых местах стометровой толщины. Именно эти скопления гуано долгое время служили источником фосфора и удобрений для истощенных полей Западной Европы, пока запас не был исчерпан.

Биологическая роль фосфора.

Учитель. Фосфор входит в состав нервных и костных тканей. Особенно богаты им мозговые клетки. В сутки человеку необходимо примерно 1 г. фосфора.

Содержание фосфора в организме человека (масса тела 70 кг) составляет 780 г.

* Входит в состав костной ткани в виде ортофосфата Са3(Р04)2 и гидроксиапатита ЗСа3(Р04)2 * Са(ОН)2

* Входит в состав зубов в виде гидроксиапатита и фторапатита 3Са3(Р04)2 * CaF2.

* Соединения фосфора принимают участие в обмене энергии.

* Необходим для нормальной мышечной и умственной деятельности. Академик А.Е.Ферсман назвал его «элементом мысли».

Фосфор поступает в организм с пищей: рыбой, хлебом, молоком, сырами, мясом, бобовыми (горох, фасоль), овсяной, перловой, ячневой крупой. Обычно всасывается 50-90% фосфора, меньше - при употреблении растительных продуктов, т. к. в них он содержится в виде трудноусвояемой фитиновой кислоты. Для правильного питания очень важно его соотношение с кальцием. Оптимальным считается соотношение кальция и фосфора, равное 1:1,5.



Реакция организма на недостаток фосфора

Развивается рахит, снижается умственная и мышечная деятельность.



Реакция организма на избыток фосфора

Развивается мочекаменная болезнь. Р4 и многие соединения фосфора высокотоксичны. Летальная доза Р4 равна 60 мг. Большую опасность представляют ожоги, возникающие при горении фосфора, из-за выделения большого количества тепла при взаимодействии образующегося при горении P2Os с влагой кожи. Получившаяся фосфорная кислота Н3Р04 проникает в глубь соединительной ткани, что приводит к отеку из-за прилива внеклеточной жидкости.

Встречается ли, описание изучаемого нами элемента в литературных произведениях?

«...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие - дикие глаза были обведены огненными кругами.

Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор,- сказал я. Да, и какой-то особый препарат, подтвердил Холмс. Без запаха, чтобы у собаки не исчезло чутье».

Узнали? Артур Конан-Дойл. «Собака Баскервилей».

Вот в какой скверной истории оказался замешан элемент №15.



И ещё: из воспоминаний академика С.И.Вольфковича: «Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице. Так как эти опыты проводились тогда в нашей стране впервые, я не предпринял тех предосторожностей, которые необходимы при работе с газообразным фосфором - ядовитым, самовоспламеняющимся и светящимся голубоватым цветом веществом. В течение многих часов работы у электропечи часть выделяющегося газообразного фосфора настолько пропитала мою одежду и даже ботинки, что. Когда ночью я шел из университета по тёмным, не освещенным тогда улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из под ботинок (при трении их о тротуар) высекались искры.

За мной каждый раз собиралась толпа, среди которой, несмотря на мои объяснения, немало было лиц, видевших во мне «новоявленного» представителя потустороннего мира. Вскоре среди жителей района моховой и по всей Москве из уст в уста стали передаваться фантастические рассказы о «светящемся монохе»…

Аллотропные модификации.

- Ребята, что называется аллотропией?

- С какими аллотропными модификациями мы же познакомились? (Элемент кислород образует два простых вещества: кислород и озон; сера существует в трех аллотропных модификациях: ромбическая, моноклинная, пластическая).

Элемент фосфор образует три аллотропных видоизменения: белый, красный



Работа в группах

1 группа- белому фосфору ,

2 группа- красному фосфору ,

3 группа- черному фосфору

По следующему плану:

Характер особенности

белый

красный

черный

1.тип кристаллич решетки




2.внешний вид




3.ядовит(или нет)




4.в чем растворяется




5.летучесть




6.t воспламенения




Обмен полученной информацией и обсуждение ( диск, №24, стр2)

Задание на сравнение аллотропных модификаций фосфора, которое поможет раскрыть причинно-следственную зависимость « состав вещества – строение вещества – свойства вещества» и условия взаимного перехода модификаций друг в друга.

10 мин.

Закрепление урока. По методу «Толстые и тонкие вопросы» пр Задание: закончите уравнения реакций.

Р + О2 =

Р + Cl2 =

Р +Мg =

P2O5 + H2O =

Окислительные или восстановительные свойства проявляет фосфор?

(один учащийся работает у доски)

2P +3Mg = Mg3P2

2P+3Cl2=2PCl3

4P+5O2=2P2O5

P2O5+3H2O =2H3PO4

    1. оводит закрепление урока.

Проводят обсуждение по творчеству поэта. Отвечают на вопросы учителя.

Карточки

5 мин.

V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

- Что тебе понравилось?

- Что было трудным для тебя?

- Что ты смог сделать без труда?

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.



стикеры



оценочный лист

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.  

Записывают домашнюю работу в дневниках.







Итог урока:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!