Фотография-искусство светописи.Вещь:свет и фактура
Принцип работы цифрового фотоаппарата
Что такое фотография: Самая первая встреча с фотографией начинается с разглядывания семейного альбома.Мы привыкаем видеть исторические фотографии близких и представлять их по этим фотографиям-такими,какими они на этих фотографиях остались…Из десятков обрывочных образов длиной в долю секунды можно сложить целую своеобразную ленту жизни.Развитие науки и техники,пытливость человеческой мысли,а еще более потребность человечества в простом,доступном способе получения изображений дали основания и возможности,базу,на которой и возникла фотография.Этот новый технический способ получения изображения был открыт в 1839 г.Его использовали одновременно и независимо два астронома-английский,Джон Гершель,и немецкий,Иоган фон Медлер.В Российской империи довольно долго использовали буквальный перевод «светопись» этого же термина,но он в конце концов уступил место общепринятому.
Физические основы фотографии. Фотография возникает в результате воздействия света на чувствительную поверхность (пленку или ее цифровой аналог – матрицу). Слово «фотография» буквально означает «светопись», то есть рисование светом. Благодаря способности предметов отражать и поглощать свет, мы можем получать их изображения на фотобумаге. Светотеневое соотношение плоскостей и линий снимка передает форму, объем, размер и расположение объектов. Предметы на изображении характеризуются степенью яркости, которая зависит от того, насколько освещен предмет при съемке, и именно разница яркостей предметов влияет на различимость деталей изображения, их объемов и контуров.
Под светом в фотографии понимают не только свет как источник освещения, светом в фотографии называют также наиболее светлые участки снимка. Наиболее темные, слабоосвещенные или неосвещенные участки поверхности называют тенями, а места, малодоступные для освещения, появляющиеся, когда объект освещен несколькими источниками света, – полутенями.
. Существуют еще такие элементы светотеневого рисунка, как рефлекс и блик. Рефлексом называется свет, отразившийся от рядом стоящего предмета. Блик может отразиться от любого предмета, так как всё, что нас окружает, обладает отражающей способностью в той или иной степени. Отблеск от предмета с хорошо отражающей поверхностью, например зеркала, называется бликом..
Постарайтесь найти эти составляющие светотени на фотоснимке .
От того, как направлен свет и какой он, зависит характер и даже смысл того, что запечатлено на снимке. Но во сто крат больше от света зависит образность, выразительность и красота изображённого. Свет придаёт ясность или загадочность, поэтичность или жёсткость. Свет — средство художественной выразительности, превращающее фотографию в искусство светописи.
Источники освещения.Освещение бывает естественным и искусственным. К естественному освещению относится свет солнца и луны. Иногда к естественному освещению относят свет фонарей и огня. Это то освещение, которое не создается фотографом. Естественное освещение зависит от времени суток, погодных условий, а также дополнительных источников света, попадающих в кадр (фонарей, света витрин). Так, например, утренний свет не дает контраста и выраженных теней, но зато хорошо подчеркивает форму объектов и их расположение, фактуру.
Дневной свет – самый подходящий для фотографирования в естественный условиях, помимо объемов предметов и наилучшей светотеневой передачи хорошо отображает светотеневой рисунок. Вечерний свет похож на утренний, но добавляет больше контрастов. В ночном свете изображение очень контрастное, однако плохая прорисовка деталей. К искусственному освещению относят свет различных ламп, моделируемый в зависимости от потребности фотографа.
Виды освещения по направлению светового потока Фронтальное(иначе-переднее) освещение получается при свете, исходящем от источников, расположенных со стороны зрителя.Тени и полутона не выражены, поэтому это не самое удачное освещение для передачи объемов.При этом тени от объектов расположены сзади и не видны на изображении.Такое освещение хорошо передает тон самого объекта, а не сложно построенных композиций; его применяют для снимков в одной тональности, где не нужны резкие тени и контрастные переходы. Боковое освещение получается, когда источник света расположен сбоку.
При таком свете тени от предметов удлиняются, чередование теней и светов обеспечивает хорошую передачу формы, объема и рельефа рисунка. Контровой свет – свет, источник которого расположен позади объекта съемки. Сам предмет оказывается в тени, но его контуры при этом хорошо очерчены. Это освещение не годится для передачи объема предметов, но хорошо подчеркивает фактуру и разницу яркости темных и светлых участков.
Свет – первичный инструмент для создания изображения в фотографии. Для получения просто хороших снимков, а тем более для создания фотографий в художественной манере требуется большое умение разбираться в свето- и цветопередаче, производить съемку, адекватную условиям освещения, уметь использовать элементы светотени.
Есть много общего в живописном и фотографическом натюрморте.Но операторское видение вещи,окружающих предметов через фотообъектив отличается от взора на них живописца.Фотоглаз по-особенному приближает нас к объекту:становится видимой пористость кожуры апельсина,фактура старого пня,каждая крупица или капелька.
Конечно, и кисть живописца передаёт красоту и необычность материалов, но в фотографии фактура вещи на крупном плане производит особо сильное впечатление. Преломление света в стекле, его отражение в воде или в складках ткани превращают в запоминающееся зрелище саму фактуру и материал вещи.
Корнелиус де Хем
«Фламандский натюрморт»
Излюбленным мотивом фотохудожников стала эффектная игра света на гранях стеклянной посуды,усиленная бликами воды.При съёмке натюрморта решаются те же художественные задачи,что в рисунке и живописи:светотоновые, колористические,но прежде всего композиционные,и здесь важнейшую роль играет свет.Помимо выделения фактуры и формы,свет и тени композиционно организуют натюрморт,ставят акцент на главном,делают цельным и единым всё его пространство.
Свет в фотонатюрморте-средство композиционной акцентировки и спецэффекта.Он акцентирует внимание зрителя и при помощи светотоновых контрастов ведёт взгляд зрителя по снимку.
Натюрморт - это жанр изобразительного искусства, в котором показывают неодушевленные предметы – цветы, фрукты, посуду, предметы быта. Только в фотографии их не рисуют или пишут красками, а фотографируют на плёнку и печатают на фотобумаге.
Форма – это внешние очертания предмета. Фактура - это характер поверхности предмета (гладкая, шершавая, матовая, глянцевая и др.), а также качество материала, из которого сделан предмет (стекло, металл, ткань, камень, железо, дерево и др.)
Фактура
Форма
Как и любой другой жанр фотографии,натюрморт невозможен без композиции.Термин « композиция » переводится с латинского,как «сочинение».Композиция в натюрморте-это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в кадре.
Начинать снимать натюрморт лучше всего с упражнений и этюдов, которые помогут овладеть техникой передачи формы и фактуры различных предметов.
Поставить главный объект на передний план,впереди всех остальных или настроить свет так,чтобы ведущий элемент был освещен ярче всех,а те объекты, которые оказались за и перед ним,были освещены слабее.
Задания для самостоятельной работы : 1.Расположить предметы в кадре(Составить композицию натюрморта). 2.Найти точку съемки(ракурс и план)Сфотографировать натюрморт с разных точек зрения.
Выполнил:Разумовский А.Г. МОУ «Лицей №26» Г.Саранск