СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока.Тундра.4 класс.Окружающий мир.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока(проверка домашнего задания) по окружающему миру в 4-м классе  

с использованием мультимедиа.

Тема: " Тундра"

Цели:

  • систематизировать большой по объему материал об Арктике;
  • формировать представление о климате и географическом положении зоны Арктических пустынь;
  • формировать представление о растениях и животных, приспособившихся к жизни в зоне Арктики;
  • формировать представление о деятельности человека в зоне Арктики;
  • формировать умение выделять главное при работе с текстом;
  • развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, умение работать в группах;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • формировать знания об экологической целостности природы.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Упражнение «Подари друг другу улыбку».

Учитель:

Прозвенел звонок - начинается урок.

     Повернитесь друг к другу,

Пожелайте удачи, добра…улыбнитесь.

Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока.

 

Звучит песня:

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Вертится Земля.

Учитель:- Какую природную зону мы изучали на прошлом уроке?

 

Учитель: - Итак, мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!

К бескрайним просторам арктических пустынь лежит наш путь.

 

II. Проверка выполнения домашнего задания.

 

Ученики: - На прошлом уроке наша   научно – исследовательская экспедиция отправилась за Полярный круг, в зону арктических пустынь. Исследования проводили : географы, ботаники, зоологи, экологи и знатоки.

Учитель: - Они должны были  выяснить:

  • Почему  там такие суровые условия?  
  • Какие растения встречаются в этой зоне (задача для ботаников);
  • Какие животные населяют арктическую пустыню (задача для зоологов).
  • Имеется ли здесь коренное население, и какие экологические проблемы существуют в Арктике по вине человека? – задача для экологов.

 Рассказы членов экспедиции сопровождаются презентацией.

1группа . Географы.

-Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь всегда холодно. Зимой в Арктике долгая полярная ночь. Темноту освещают луна и звёзды. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус шестидесяти градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

-Ребята, иногда в Арктике возникает удивительной красоты природное явление. Что же это?

 -Отгадайте загадку:

Что за чудо – чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит – пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет,

Это с неба льётся свет!

(Северное сияние.)

2группа. Ботаники.

-         К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Растительный мир Арктики очень беден. На островах, прямо на голых камнях встречаются лишайники и мхи. Они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях полярные маки и некоторые другие растения. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных растений- водорослей. Существует такой вид моха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются «зеленые льдины». Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.

-Мы составили для вас ребусы.

Ребусы

3 группа. Зоологи.

-Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими - рыбы. Основная пища птиц  и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птиц с необычными клювами называют тупики. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по снегу и льду. В водах северных морей, где проходят тёплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит.

-Мы составили для вас  кроссворд. Разгадав его, восстановите предложение «…..-царство снега и льда» (АРКТИКА )

Кроссворд

1.Маленькие жители морей и океанов, которыми питаются рыбы. (рачки)

6.  Она водится не только в прибрежных водах, но и под плавучими льдинами.(сайка)       

 

 Составь одну – две цепи питания, которые сложились в Арктике.

Водоросли – рачки-рыбы-птицы;

 Рыбы – тюлени – белые медведи.

-Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции (показ слайда). Проложен Северный морской путь (показ слайда ), так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой (показ слайда ). Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесён огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

-  Мы  расскажем об арктическом заповеднике « Остров Врангеля» .

Рассказ ученика:

     -Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976г. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь своё потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный из Америки. Белые медведи выводят здесь потомство. Учёные насчитывают до 250 берлог за год. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

Это интересно:

Тест «Арктика»

Арктика-царство льда и снега

Географическое

положение

Северный ледовитый океан.

Северные моря,

острова.

Освещенность

Полярный день и полярная ночь

Северное сияние

Растительный и

животный мир

Лишайники, мхи,

полярный мак, планктон,

рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики,

морж, тюлень, белый медведь

Деятельность

человека

Научные станции;

Северный морской путь;

Рыбный промысел;

охота

- Все научные группы хорошо поработали. Справились со своей задачей без ошибок, сумели выделить главное, показали хорошие знания ,поэтому вашу работу оцениваю на отлично.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!