СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент индивидуальной образовательной программы развития по коррекционно-воспитательной работе для обучающегося 4 класса М.Д. с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент индивидуальной работы по работе к ребенком ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент индивидуальной образовательной программы развития по коррекционно-воспитательной работе для обучающегося 4 класса М.Д. с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Итоговая работа



по курсу повышения квалификации ИОЧ


«Достижение результатов в реализации ИОП

для обучающегося с ОВЗ

в современных условиях развития специального образования»


на тему:


«Фрагмент индивидуальной образовательной программы развития

по коррекционно-воспитательной работе

для обучающегося 4 класса М.Д. с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».





время обучения с 08.04. - 17.04.2019




Выполнила: Мамаева Марина Витальевна

Должность: воспитатель

ГКОУ школы-интерната г.о Чапаевск

Самарской области









Чапаевск, 2019 г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Итоговая работа



по курсу повышения квалификации ИОЧ


«Достижение результатов в реализации ИОП

для обучающегося с ОВЗ

в современных условиях развития специального образования»


на тему:


«Фрагмент индивидуальной образовательной программы развития

по коррекционно-воспитательной работе

для обучающегося 4 класса М.Д. с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».





время обучения с 08.04. - 17.04.2019




Выполнила: Синельников Александр Яковлевич

Должность: воспитатель

ГКОУ школы-интерната г.о Чапаевск

Самарской области









Чапаевск, 2019 г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Итоговая работа



по курсу повышения квалификации ИОЧ


«Достижение результатов в реализации ИОП

для обучающегося с ОВЗ

в современных условиях развития специального образования»


на тему:


«Фрагмент индивидуальной образовательной программы развития

по коррекционно-воспитательной работе

для обучающегося 4 класса М.Д. с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».





время обучения с 08.04. - 17.04.2019





Выполнила: Цицилина Мария Петровна

Должность: воспитатель

ГКОУ школы-интерната г.о Чапаевск

Самарской области








Чапаевск, 2019 г.

Пояснительная записка

Индивидуальная программа развития, обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании нормативно-правовых документов:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

- Письмо министерства образования и науки РФ «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ» от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», М., изд. «Просвещение», 2009г.;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» Санитарно-эпидемиологические требования УК условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Цель программы: построение системы коррекционно-воспитательной работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи:

  1. Формировать санитарно-гигиенические навыки и умения по самообслуживающемуся труду;

  2. Формировать первоначальные представления о правилах нравственного поведения: способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, умение сопереживать другим людям;

  3. Прививать общепринятые правила и нормы поведения в школе и общественных местах, культурно- массовых мероприятиях;

  4. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;

  5. Формировать необходимые навыки ведения здорового образа жизни, их использование в практике;

  6. Формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе.

Особенностью данной программы является модульное планирование занятий с использованием разнообразной практической деятельности. Весь курс представляет собой единую систему последовательно развивающих, взаимосвязанных тематических и практических занятий.


Психолого-педагогическая характеристика обучающегося

Дмитрий поступил 11.09.18 года в 4 Б класс, обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью. По заключению ОПМПК от 15.08.2018 у Димы диагноз - Умственная отсталость лёгкой степени. Системное недоразвитие речи средней степени. Аграфия. Алексия. Снижение социальной адаптации.

Семья Димы – полная, благополучная, состоит из 4 человек. Кроме него в семье есть дочь, учащаяся начальной школы. Воспитанием сына занимаются оба родителя.

      Семья проживает в п. Красноармейское в благоустроенном доме, социально – бытовые условия хорошие, материальное положение среднее.

По результатам медицинского обследования он числится во II-ой группе здоровья. Медицинская группа по физической культуре — основная. Соматическими заболеваниями не страдает. Питается ребенок хорошо. На отсутствие аппетита не жалуется. У Димы наблюдается расстройство режима сна и бодрствования (днем может не спать, хотя и ложится на «тихий час», позднее начало ночного сна).

Внешне мальчик выглядит соответственно своему возрасту, не опрятен, за своим внешним видом не следит. Голос громкий, эмоционально-окрашенный. Речь внятная, словарный запас беден. Походка не уверенная, движения некоординированные. Ведущая рука – правая. Мелкая моторика рук развита слабо.

Не ориентируется в пространстве своего тела, не различает правое-левое. В окружающем пространстве не ориентируется. Навыками самообслуживания владеет частично, ленится, ждёт когда ему помогут. Необходим постоянный контроль и помощь взрослого, т.к. самостоятельно не может заправить постель, навести порядок в своих вещах. Трудовые поручения не выполняет. Самоконтроль не развит. Эмоционально-волевая сфера нарушена. На замечания реагирует не сразу, если исправляется, то ненадолго. Мальчик беспокойный, неуравновешенный. Обидчив и упрям. Может замкнуться, проявляя беспричинное упрямство, при этом опускает голову, надувает губы и молчит, может убежать. В общении со взрослыми дистанцию не соблюдает, обращается на «ты». Связь с мамой очень сильная (постоянно говорит о маме). Социально-бытовые навыки развиты на низком уровне. Знания о ближайшем окружении, о предметах и явлениях окружающего мира ограниченные. Испытывает затруднения в усвоении общепринятых норм поведения

Учебная мотивация у мальчика не сформирована, желания учиться нет.  Преобладает игровая деятельность. На уроках учителю необходимо постоянно находиться рядом с Димой и следить за выполнением работы.  Мальчик быстро утомляется, в ходе урока не участвует, часто не может ответить на поставленные вопросы, занимается посторонними делами. Учебную инструкцию воспринимает, но не может работать по ней самостоятельно, отвлекается, если рядом нет взрослого. Для выполнения любого задания нужна направляющая помощь педагога. Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое дело до конца, ленится. Письменные работы выполняет очень медленно. К учебным занятиям и чтению интереса не проявляет.

Учебные навыки не сформированы. Письменные работы мальчик может выполнять только по желанию, что бывает не часто. Образец точно не копирует.  Учебный материал не усваивает.

Приоритетные направления воспитания и обучения обучающегося

  1. Гражданско-патриотическое:

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-

исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям

и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-

исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и

оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в

развитии российского государства;

2.Нравственно-духовное воспитание:

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об

основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни,

справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь

и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов

России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением

ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и

религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с

восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и

формирования единого культурного пространства;

3.Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда,

о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних

лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как

непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей

профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития

индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой

деятельности;

4.Здоровьесберегающее воспитание:

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни,

ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и

нравственного здоровья;

- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья,

овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во

внеурочное время;

- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и

спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на

процесс обучения и взрослой жизни.

5. Правовое воспитание и культура безопасности

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об

основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам

человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе,

в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности,

о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых

людей отдельных молодёжных субкультур.

6.Воспитание семейных ценностей:

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте

семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных

отношений.



План реализации индивидуально ориентированных

коррекционных мероприятий М.Д.

Выявленные трудности

Задачи коррекционно-развивающей работы

Методы и приемы

Ожидаемый результат

1

Не достаточно сформированы навыки по самообслуживанию: не умеет самостоятельно обуться одеться; застегивать, расстегивать пуговицы и молнии, повязать шарф и т.д.


Развивать мелкую моторику рук, координацию, умение управлять своими руками.


Подготовительные упражнения «Бусы» (захватывание предметов «щепотью», согласованность работы обеих рук); упражнение «Копилка» (совершенствование пинцетного захвата, складывание монеток в узкое отверстие копилки), упражнение «Пуговицы», различного вида шнуровки. Использование бизибордов - развивающая доска, игрушка-тренажер, которая содержит много различных кнопочек, замочков, щеколд, прищепок и т.д. С помощью доски ребенок учится нажимать, открывать, крутить различные предметы, познает мир через прикосновение.

Упражнения с песком и сыпучими веществами (пересыпать песок из одной емкости в другую;

отсыпать песок мерной ложкой;

просевать песок через сито;

рисование пальцами по песку).


Ребенок владеет навыками самообслуживания.

2

Затруднено соблюдение последовательности действий при выполнении правил личной гигиены: мытье рук и лица, чистке зубов.

Формировать навыки ориентировки по схеме, рисунку. Развивать память, мышление.

Д/ игра «Чистые руки»: использование карточек с изображением ребенка в разных стадиях мытья рук. Необходимо разложить карточки в нужной последовательности. Мнемотаблица «Моем руки правильно» -составить рассказ описание как нужно правильно мыть руки.

Пиктограммы (картинки) – пошаговые инструкции. Опираясь на пиктограммы ребенок произносит действие и выполняет его по алгоритму.

Умеет последовательно выполнять действия по словесной инструкции или с опорой на изображения.

3

С трудом заправляет постель, наводит порядок в своих вещах

Формировать навыки ориентировки по схеме, рисунку. Развивать память, мышление.

Д/ игра «Убери постель»: использование карточек с изображением ребенка в разных стадиях сна. Необходимо разложить карточки в нужной последовательности. Мнемотаблица «Убираем постель правильно» -составить рассказ описание как нужно правильно убрать постель.

Пиктограммы (картинки) – пошаговые инструкции. Опираясь на пиктограммы ребенок произносит действие и выполняет его по алгоритму.


4

Не ориентируется в пространстве своего тела, не различает «правое-левое»

Развивать память, мышление.

Игры: «Лови - не лови», «Сделай так же», «Что изменилось?»;


Ребенок сконцентрирован на занятиях и внимательно слушает воспитателя.

5

На занятиях быстро отвлекается.

Развивать устойчивость внимания.

Д/игры: «Кто за кем?», «Кто быстрее соберет?», «Лови - не лови», «Сделай так же», «Найди два одинаковых рисунка», «Запомни точки», «Что изменилось?»;

Лабиринты: «Проведи Ушастика к друзьям», «Помогите ежику найти дорожку до грибочков».

Ребенок сконцентрирован на занятиях и внимательно слушает воспитателя.

6

С трудом вступает в контакт со сверстниками.

Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.

Игры: «Ладонь в ладонь» - в парах прижимая ладонь к ладони, передвигаются по комнате обходя различные «препятствия» (преодоление боязни тактильного контакта);

«Подари движение», «Послушный мячик», «Путаница» - укрепление эмоциональных контактов.


7

Не может работать в общем для всех темпе, отвлекается.

Развивать переключаемость, устойчивость внимания.

«Назови пару слов», «Пишущая машинка», «Морские волны», «Ладошки».

«Что там», «Какое слово зашифровано», «Волшебный круг», «Слухачи».

Ребенок сосредоточен, работает в общем для всех темпе.

8

Не в полной мере имеет знания о поведении в чрезвычайных ситуациях.


Развивать умение владеть своим поведением в чрезвычайных ситуациях.

Беседы: «Как вызвать полицию», «Пожароопасные предметы», «Как вызвать скорую помощь», «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся».

Дидактические игры: «Огонь помощник и разрушитель», «Службы специального назначения».

Знает и применяет на практике правила поведения в чрезвычайных ситуациях.




Учебно-методическое обеспечение:


1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.

3. Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.


4. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М. - АРКТИ, 2005.

6. Программа воспитания и социализации обучающихся: Просвещение, 2009.

7. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2006.

8.Н.П.Локалова «Как помочь слабоуспевающему школьнику»,

(Вестник практической психологии образования. № 3(4) 2005; № 4(5) 2005; № 5(6) 2006)

9. Интернет ресурсы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!