ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГРАММЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«EVERYDAY ENGLISH»
Процесс обучения иностранным языкам призван сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни.
Существующие учебные пособия, по которым ведется преподавание английского языка в 10-м классе общеобразовательной школы, не способствуют в полной мере формированию таких умений и знаний, так как содержат много условно-коммуникативных упражнений, не предполагают интенсивной речевой практики, содержат малое количество разговорных формул и речевых клише, употребляемых в соответствии с конкретными условиями общения.
Данный факультативный курс направлен на развитие навыков устной речи школьников с целью включения в сферу общения на английском языке. Ее реализация должна обеспечить более высокий уровень автоматизации умений и навыков говорения. При составлении программы я использовала следующие пособия: «Английский язык в ситуациях общения», В.Л.Скалкин, Москва, 2003; «Английская грамматика для общения», Этлин А., изд-во «Павлин», 2000; «Говорим по-американски», Каспин И.В. и соавт., Ленинград, 2001; «Welcome to Britain», Хилл Д., Льюис М., Обнинск, изд-во «Титул», 1997; Английский язык. Учебник. 6-ой год обучения, Старков А.П. и соавт., Санкт-Петербург, 2006.
Курс рассчитан на 1 час в неделю, то есть на 30 занятий учебного года. В нем представлены 13 ситуаций общения и 5 подтем, которые связаны с различиями в американском и британском вариантах английского языка. В каждой ситуации общения дается тематически сгруппированный список слов и речевые образцы необходимые для усвоения, посредством которых происходит общение в данной ситуации. К каждой ситуации и подтеме подобраны упражнения, диалоги (в том числе записанные на кассетах носителями языка), тексты, кроссворды. В систему устных форм работы входит 2 типа упражнений: тренировочные и коммуникативные. В конкретном виде – это работа с речевыми образцами, ситуативными диалогами и диалоги с заменами, подстановочные, трансформационные, вопросно-ответные, репродуктивные упражнения и упражнения на перевод. (По усмотрению учителя могут использоваться и другие виды упражнений, меняться их логическая последовательность).
Большое внимание уделяется творческим формам работы: создание проблемной и ролевой ситуации, условная беседа, комментирование, проекты, которые готовят учащихся к свободной беседе.
Цель курса
Основной целью данного факультативного курса является формирование сверхбазового уровня коммуникативной компетенции учащихся в сфере повседневного общения в устных и письменных формах.
Задачи курса
Обучающие задачи
Целенаправленное ознакомление учащихся с лексическим грамматическим, аутентичным материалом, который служит основой для повседневного общения в устной и письменной формах в типичных ситуациях: знакомство, погода, заказ номера в гостинице, ресторан, магазин, визит к врачу, в аэропорту, одежда, еда.
Формирование коммуникативных навыков учащихся в сфере повседневного общения во всех видах речевой деятельности – чтении, письме, переводе, аудировании, говорении:
умения работать в группах, вести дискуссию, излагать факты, высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы;
умения выбирать нужную информацию из разных источников, касающуюся детальной характеристики быта в основных англоязычных странах;
анализировать, систематизировать и обобщать ее в соответствии с поставленной целью и задачами;
интерпретировать и логично излагать, соблюдая культуру письменной иноязычной речи.
3. Развитие умения пользоваться речевыми формулами,
грамматическими структурами и лексическими единицами в
соответствии с коммуникативными задачами.
4. Формирование у учеников интереса к изучению английского языка,
умения самостоятельно приобретать и применять на практике
полученные знания в рамках повседневного общения
на английском языке.
5. Создание у школьников мотивации для углубленного изучения
английского языка и достижения цели обучения.
6. Развитие умения ориентироваться в повседневном языковом
окружении и извлекать информацию вербального и невербального
характера: из газет, теле- и радиопрограмм, инструкций, объявлений.
7. Подготовка учащихся к освоению предмета на высоком уровне.
Воспитательные задачи
Формирование общего кругозора и культуры школьников, воспитание качеств, помогающих эффективно выступать в коммуникативных ситуациях.
Совершенствование культуры общения (устного и письменного) с различными целевыми направлениями и коммуникативными намерениями.
Развивающие цели
Развитие личностных качеств учащихся: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности в выполнении заданий.
Формирование потребности у учащихся в самопознании и саморазвитии.
Прогнозируемые результаты
Школьники учатся:
Понимать основное содержание аутентичных текстов, содержащих незнакомые слова, о значении которых можно догадаться на основе контекста, словообразования, сходства с родным языком
Разграничивать существенные и второстепенные факты при работе с чтением и аудированием текстов
Выражать свое отношение к поднятой проблеме
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
особенности коммуникативных отношений в России и англоязычных странах;
о социокультурном портрете страны изучаемого языка в сопоставлении с родной культурой;
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
оперировать изученной лексикой и применять грамматические структуры в ситуациях реального общения;
понимать и поддерживать беседу в рамках содержания изученных тем;
письменно излагать свои мысли согласно поставленной проблеме.
применять на практике общеучебные навыки и умения (умение работать в разных режимах, взаимодействовать, сотрудничать, владеть приемами самоконтроля)
грамотно пользоваться словарем, реферировать, аннотировать и конспектировать, составлять план
Продолжительность курса
Курс состоит из 3 тематических блоков (13 учебных ситуаций), на которые отводится от 1 до 3 часов на каждую, начиная с первого полугодия в 10 классе. Курс рассчитан на 30 часа в год и предполагает изучение материала по одному часу в неделю.
Содержание курса
Содержание факультативного курса в рамках повседневного общения составляет процесс формирования коммуникативной компетенции требуемого уровня. Результатом ее формирования являются навыки в основных видах речевой деятельности: говорении, чтении, письме, аудировании, переводе.
Содержание курса отражает тематику и сферы повседневного общения, наиболее значимые для формирования необходимых предметно- направленных речевых навыков, а также общекультурных знаний при обучении английскому языку.
Факультативный курс «Everyday English » предусматривает формирование и совершенствование языковых и речевых умений в типичных ситуациях повседневного общения.
Формы проведения занятий:
- уроки практики повседневного общения;
- уроки - ролевые игры;
- уроки – пресс- конференции;
- создание мультимедийных презентаций по теме и защита проектов.
Формы контроля
- проверка лексики по изучаемой теме;
- тестирование;
- составление и проигрывание ситуаций по основным темам курса;
- коммуникативные упражнения;
- устная презентация темы с последующим обсуждением;
- защита проектов.