СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока литературы в 8 классе по теме: "Контраст как основное средство построения рассказа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект фрагмента урока  литературы по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока литературы в 8 классе по теме: "Контраст как основное средство построения рассказа"»

Фрагмент урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

Тема: « Контраст как основное средство построения рассказа»

Цели урока:

Предметные: посредством текстуального анализа рассказа раскрыть своеобразие композиции, дать представление о контрасте как основном средстве построения произведения, выявить способы выражения контраста .

Метапредметные: уметь строить логическое, рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключение, формулировать и аргументировать свое мнение;

Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию, способность к оценке действий героев, самооценке.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник.



1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности:



- Эмоциональный вход в урок ( звучит музыка мазурки и звуки, связанные с прохождением сквозь строй)

- Скажите ,пожалуйста, что вы услышали и как это может быть связано с нашим уроком? ( музыка напоминает вальс , который звучал на балу у губернского предводителя, а другие звуки были далеки от мелодии, напоминали то, что услышал наш герой на следующее утро)

(1слайд)

-Вы поняли, что наш урок будет посвящен рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

Индивид. Задание: из истории создания произведения.

Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».

Скажите, пожалуйста, что такое рассказ?

(2 слайд)

- Рассказ – эпический жанр, его основу обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия)

- Вы дома прочитали рассказ «После бала». Над чем он заставил вас задуматься?

( - жизнь человека, мнение могут поменяться за короткое время, иногда какой-то случай может перевернуть жизнь героя и т.п.)

- Какова композиция данного произведения?

-Давайте вспомним, что такое композиция

Композиция - построение, взаимная соотнесённость и расположение в определённой системе и последовательности частей изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Внутренняя организация, единая и целостная система определённых форм художественного изображения в литературном произведении.

То есть композиция есть построение произведения.

- Вы знаете, что само произведение не разделено на части, но вы заметили части рассказа. Как вы думаете, на сколько частей можно разделить это произведение? ( на 2 части… на 4 части…)

- В чем своеобразие композиции рассказа? ( части рассказа противопоставлены)

- Как называется прием противопоставления в литературе (антитеза)

- Скажите , какой синоним можно подобрать к слову антитеза (контраст)

- Итак, какой прием использует Л.Н.Толстой для построения рассказа?

- Прием контраста

2. Формулировка темы урока

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема нашего урока?

- «Контраст как основное средство построения рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

- Что же такое контраст? Давайте посмотрим определение.

Контраст (с фр. резкое отличие – резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик дает возможность писателю резче подчеркнуть и выявит те или иные стороны человека, вещи , пейзажа.

3. Актуализация знаний. Целеполагание.

- Скажите, пожалуйста, какие средства выразительности использованы в данном произведении?

-- Эпитеты, контраст, антитеза, синтаксические средства

– Сформулируйте цели урока с помощью опорных глаголов:

  1. Узнать, …. что такое контраст как литературный прием

  2. Какова …. идея произведения

  3. Понять, … какова роль контраста в раскрытии идеи рассказа «После бала»



  1. Этап выявления места и причины затруднений.



Выход на идею рассказа.

- Вы уже отметили, что рассказ имеет особенное композиционное своеобразие: он состоит из 4 частей: введения, на балу и после бала (экзекуция) и заключения. Две основные части контрастны по содержанию и настроению, выраженному в них, по представленным в них по –новому уже известных героях рассказа.

- какую необычную форму избирает Толстой для этого произведения?

- рассказ в рассказе

- В чем заключается сюжет этого небольшого рассказа?

- Иван Васильевич вспоминает молодые годы и самое большое чувство в своей жизни - любовь к Вареньке и чем закончилось это чувство)

-Как выстроено это произведение? Какие части, на ваш взгляд являются центральными и почему?

- сцены на балу и после бала , их можно сравнить: они противопоставлены друг другу.

- Что нам помогает понять, почему эти части противопоставлены? Какие изобразительно-выразительные средства мы можем найти?

- Давайте попробуем схематично выразить этот контраст. Составление таблицы.

(работа в парах, по вариантам)

Подбор ключевых слов- эпитетов ( учащиеся используют лист А 4, в которых с помощью цветных фломастеров выписывают слова эпитеты из двух частей произведения, в дальнейшем выступают со своими ответами)




На балу


После бала

Описание обстановки

Бал чудесный

Зала прекрасная

Буфет великолепный

Музыканты знаменитые


что-то большое и черное

жесткая, нехорошая музыка, черные люди

что-то неестественное

Варенька

В белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, высокая стройная фигура, белое платье с розовым поясом, сияющее зарумянившееся с ямочками лицо

Наказываемый

Оголенный по пояс человек, спина его- что-то мокрое красное, неестественное, дергаясь всем телом, сморщенное от страдания лицо, спотыкающийся скорчившийся человек

Отец Вареньки

Красивый статный высокий свежий старик, лицо румяное, ласковая радостная улыбка, сильные плечи и длинные стройные ноги


Шел твердой подрагивающей походкой, с румяным лицом и белыми бакенбардами своей сильной рукой в замшевой перчатке, бил по лицу испуганного солдата, грозно и злобно нахмурившись, самоуверенный гневный голос полковника

Иван Васильевич

доволен, счастлив, добр, восторженно-нежное чувство


Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет



Скажите, пожалуйста, какой цвет присутствует и в первой, и во второй частях произведения?

- Белый

- Какова роль этого цвета в обеих частях рассказа?

- В первой белый цвет означает чистоту помыслов, любовь, радость, во второй он контрастно подчеркивает белый и красный цвета.

- какие художественные детали мы встречаем в произведении?

-Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) — значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.

- Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?

(Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).

Весь рассказ построен на контрастах - описание событий бала и после, психологическое состояние героев.





Толстой использует прием зеркального отражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу?

Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?

- Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?

– Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?

(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд).

– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон?



- Как работает в произведении Толстого прием противопоставления частей рассказа, использование контрастных красок?

(Контрастное изображение – это основной прием для достижения идеи произведения. Светлые радостные краски бала, беззаботное веселье резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа).



--В чем корень противоречий по мнению Толстого? (.Основная мысль произведения - протест против насилия, деспотизма, угнетения человека человеком. Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие человеческую натуру, прививающие ему ложные понятия о долге.) Согласны ли вы с писателем?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!