1.Организационно- мотивационный | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Словесный: беседа, художественное слово. Наглядный: презентация. | (1 слайд) Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Здравствуйте, ребята! Я Наталья Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. - Садитесь. Не забываем о правилах посадки – ноги вместе, стопы полностью стоят на полу, спины прямо, руки на столе. - Давайте проверим готовность к уроку, тетрадь, учебник и пенал лежат на крою парты. У всех все готово к уроку? - Отлично. Ребята, как вы думаете, а для чего нам нужно выполнять эти правила? - Правильно. | - Приветствуют учителя. - Проверяют готовность к уроку. - Да. - Чтобы сохранять свое здоровье, хорошо усвоить материал. | Ф | Презентация, интерактивная панель, персональный компьютер, проектор. | Контроль со стороны учителя, самоконтроль. | Метапредметные: К: - отвечают полным ответом. |
2. Постановка учебной задачи. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | Словесный: беседа. Практический: - «Вспомогательные слова» (цель); - «Восстанови в правильном порядке» (план); - «Проблемная ситуация» (тема). Наглядный: презентация. | (2 слайд) - Ребята, обратите внимание на экран. Вспомните, как называются равенства, которые имеют неизвестное число? (b + 2 = 12; c – 4 = 6; x + 7 = 40). - Что такое уравнение? - Молодцы. Что нам неизвестно в уравнении? - Давайте вместе найдем неизвестное слагаемое методом подбора числа, как мы уже это умеет делать. - Отступите от предыдущей работы 4 клетки вниз, с новой строки отсчитайте 10 клеток вправо и запишите число, сегодня 15 мая. С новой строки отступаем 5 клеток вправо и записываем «Классная работа». Кто мне скажет, какая орфограмма в слове «Классная»? - Верно, не забываем об этом. С новой строки запишем первое уравнение: «b + 2 = 12». Какое число мы можем подставить? - Осуществим проверку. Как мы можем проверить? - Записываем. Какое выражение получилось? - Верно мы составили? - Кто мне правильно прочитает это выражение, называя все компоненты сложения? - Молодцы. Теперь решим второе уравнение. Что нам неизвестно? - Какое число мы можем подставить вместо c? - Осуществим проверку. Какое выражение у нас получится? - Верно мы составили? - Кто мне правильно прочитает это выражение, называя все компоненты вычитания? - Отлично. Теперь решим последнее уравнение – «x + 7 = 40». Что нам неизвестно? - Какое число мы можем подставить вместо x? - Почему возникла трудность при решении последнего уравнения? - Мы с вами еще не решали уравнения с неизвестным слагаемым, где методом подбора решить трудно. - Кто уже догадался, так какая тема нашего урока? (3 слайд) - Давайте проверим, внимание на экран. Верно, тема нашего урока: «Решение уравнений с неизвестным слагаемым». (4 слайд) - Какую цель мы можем поставить перед собой на урок? Для этого у вас уже есть вспомогательные слова «научиться», «с неизвестным», «которые», «трудно», «методом». (4 слайд и щелк) - Проверяем. Отлично. Чтобы достичь нашу цель, нужно составить план на урок. (4 слайд и щелк) - Смотрите наш план перепутан. Давайте это исправим. Прочитайте пункты плана про себя. - Как вы думаете, какой пункт плана будет первым, вторым, третьим? (4 слайд и щелк) - Проверяем. Правильно мы составили план на урок? - Замечательно, хочу отметить, что у каждого из вас на парте лежит карточка под номером 1, переверните ее. Это ваш лист самооценки, который вы должны будете заполнять в течение урока. Если вы достигли ту или иную задачу, вам нужно будет поставить +, или -. «+» будет означать, что вы достигли этой задачи, а «-», что у вас еще остались затруднения и вам еще раз нужно объяснить. Работа с листом самооценки всем понятна? (Приложение 1) - Хорошо, можем начинать работать. | - Уравнения. - Уравнение – это равенство с неизвестным. - Первое слагаемое. - Удвоенная буква С. - 10. - Вместо b подставить число 10. - 10 + 2 = 12. - Да. - Первое слагаемое 10, второе слагаемое 2, сумма 12. - Уменьшаемое. - 10. - 10 – 4 = 6. - Да. - Уменьшаемое 10, вычитаемое 4, разность 6. - Первое слагаемое. - Мы затрудняемся. - Мы не можем подобрать необходимое число. - Тема урока: «Решение уравнений с неизвестным слагаемым». - Цель урока: научиться решать уравнения с неизвестным слагаемым, которые трудно решить методом подбора. - План урока: 1. Узнать, как находить неизвестное слагаемое в уравнении другим способом; 2. Научиться решать уравнения вида: x + 7 = 40; 3. Оценить свою работу на уроке. - Слушают учителя. - Да. | Ф | Презентация, интерактивная панель/доска, персональный компьютер, проектор. | Контроль со стороны учителя. | Метапредметные: П: - ориентируются в собственной системе знаний. Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания; - ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. |
3. Учебное действие | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | Словесный: беседа. Практический: - «Работа с карточками» (Приложение 2); - «Работа с листом самооценки» (Приложение 1); - «Работа с доской». Наглядный: презентация, карточки. | - Какой первый пункт нашего плана? - Вернемся к нашему уравнению, в котором мы не смогли найти неизвестное слагаемое: «x + 7 = 40». (5 слайд) - Подумайте, как мы можем решить это уравнение? - Посмотрите внимательно и подумайте, что получится, если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них. Закончите вывод: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо… - Отлично. Все согласны с выводом? - Записываем. Имя ученика, выйди к доске и реши уравнение. (6 слайд) - А как проверить, правильно ли мы нашли известное слагаемое? - Как мы ее выполним? - Записываем справа от уравнения «Проверка» и записываем выражение, которое у нас получилось. Имя ученика (который стоит у доски), выполни проверку. Что получаем в итоге? Какое тождество? - Ребята, путем объяснения вы самостоятельно вывели правило для нахождения неизвестного слагаемого в уравнении. Имя ученика, присаживайся. - Мы с вами узнали, как находить неизвестное слагаемое в уравнении другим способом? - Кто сможет сам проговорить способ нахождения неизвестного слагаемого в уравнении? - Мы ответили на главный вопрос урока? - Значит, выполнили первый пункт плана, предлагаю оценить себя в листе самооценки. Поставьте «+», если вы узнали, как находить неизвестное слагаемое в уравнении другим способом. И «-», если вы не поняли, как это делать и вам еще нужно объяснить. Поднимите руку, у кого «+»? - Поднимите руку у кого «-»? - В чем возникла проблема? Что нужно объяснить? - Замечательно. Надеюсь вы поняли, как решать подобные уравнения. Перейдем к следующему заданию. А задание будете выполнять в парах. Какие правила работы в парах вы знаете? - Молодцы, надеюсь вы не забудете эти правила и будете их соблюдать? А теперь переверните карточку под номером 2, которая лежит у вас на столе. Давайте посмотрим, что вам необходимо будет сделать. Перед вами представлены два уравнения. Ваша задача их решить и выполнить проверку. Задание всем понятно? (Приложение 2) - Выполняем, на работу вам 3 минуты. - Заканчиваем. Приступим к проверке. Имя ученика, выходи к доске, остальные пары проверяют у себя. Итак, расскажи, что у вас получилось с имя ученика в первом уравнении. Полностью проговаривая правило, которое мы сегодня проходили. - Поднимите руку, кто выполнил вычисление также? - Отлично, поставьте себе «+». Теперь, имя ученика, проговори, как вы выполнили проверку. - Что у вас получилось? - К какому тождеству вы пришли? - Поднимите руку, у кого также? - Хорошо, поставьте себе «+». Проверим второе уравнение. (второе уравнение проверяется аналогично) - Молодцы. У кого стоят все 4 плюсика? - Молодцы. А у кого 3, 2, 1 плюсик? - В чем у вас возникло затруднение? Что нужно еще объяснить? - Надеюсь вы поняли, и исправили свои ошибки. Имя ученика, присаживайся на свое место. - Итак, научились ли мы решать уравнения вида: x + 7 = 40? - Возьмите лист самооценки и оцените этот пункт плана. - Отлично. Думаю, пора переходить к самостоятельной работе. | - Узнать, как находить неизвестное слагаемое в уравнении другим способом. - Предполагают. - Из суммы двух слагаемых вычесть одно известное слагаемое. - Да. - Нужно выполнить проверку. - Для проверки решения подставим найденное слагаемое в уравнение вместо неизвестного слагаемого. - Получаем тождество: левая и правая части выражения равны, значит уравнение решено верно. - Да. - Один из учеников отвечает. - Да. - Поднимают руку. - Поднимают руку. - Отвечают на вопросы. - Отвечают на вопрос. - Да. - Выполняют работу в парах. - Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы двух слагаемых вычесть одно известное слагаемое. Мы из суммы 35 вычли первое слагаемое 15, получилось второе слагаемое 20. - Поднимают руку. - Для проверки решения мы подставили найденное слагаемое в уравнение вместо неизвестного слагаемого. - 15 + 20 = 35. - Получаем тождество: левая и правая части выражения равны, значит уравнение решено верно. - Поднимают руку. - Поднимают руки. - Поднимают руки. - Отвечают на вопросы. - Да. - Оценивают второй пункт плана. | Ф | Презентация, учебник, карточки (Приложение 1, 2), простые карандаши, интерактивная панель/доска, проектор, персональный компьютер, документ-камера. | Контроль со стороны учителя, взаимоконтроль. | Предметные: - умеют решать уравнения с неизвестным слагаемым, которые трудно решить методом подбора; - имеют представления о нахождении неизвестного слагаемого, которое трудно решить методом подбора. Метапредметные: П: - ориентируются в собственной системе знаний. Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания; - принимают новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом; - умеют работать в паре. Личностные: - осознают значимость темы. |
4. Действие контроля и самооценки | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях | Словесный: беседа, слово учителя. Практический: «Интерактивное задание» (самостоятельная работа). Наглядный: презентация, интерактивное задание – Learning.apps (Приложение 3) | (7 слайд) - Самостоятельная работа будет проходить в программе Learning.apps. А что это значит? - Верно. Какие правила работы с планшетом вы знаете? - Молодцы, и эти правила вы не забыли. Возьмите, пожалуйста, в руки планшет и отсканируйте QR-код. Давайте посмотрим, что вам необходимо сделать. Вам нужно решить тест по теме: «Решение уравнений с неизвестным слагаемых». А чтобы его выполнить, вам необходимо вспомнить весь тот материал, который мы проходили в течение урока. Задание всем понятно? (Приложение 3) (8 слайд) - Можете приступать, на выполнение вам … минут. - Заканчиваем. Поднимите руку, у кого все верно? - У кого есть ошибки? В каком вопросе у вас ошибка? В чем возникло затруднение? - Какие вы молодцы, я очень рада, что вам удалось выполнить самостоятельную работу на отлично. | - Что работу будем выполнять на планшетах. - Отвечают на вопрос. - Да. - Выполняют самостоятельную работу. - Поднимают руку. - Отвечают на вопросы. | Ф, И | Интерактивная панель/доска, персональный компьютер, проектор, презентация, интерактивное задание в Learning.apps (Приложение 3). | Контроль со стороны учителя, самоконтроль. | Предметные: - умеют решать уравнения с неизвестным слагаемым, которые трудно решить методом подбора; - имеют представления о нахождении неизвестного слагаемого, которое трудно решить методом подбора. Метапредметные: П: - ориентируются в собственной системе знаний. Р: - принимают новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. |
5. Действие оценки и самооценки | Самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Словесный: беседа. Практический: - «Чемодан, корзина, мясорубка» (рефлексия); - «Работа с листом самооценки»; Наглядный: презентация. | (9 слайд) - Теперь давайте вернемся к цели и плану урока. Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли ли мы этой цели? - Что мы для этого делали? - Отлично. Теперь обратимся к плану урока. Смотрим первый пункт, мы узнали, как находить неизвестное слагаемое в уравнении другим способом? - Что это за способ, кто расскажет? - Хорошо. Смотрим следующий пункт плана. Научились ли мы решать уравнения вида: x + 7 = 40? - Что мы для этого делали? - Тогда, что же мы забыли сделать? (10 слайд) - Конечно. Но прежде чем мы это сделаем, обратите внимание на экран. Перед вами представлена пословица «Труд человека кормит, а лень портит». Скажите мне, как вы ее понимаете? (11 слайд) - Совершенно верно. Теперь оценим свою работу на уроке. Обратите внимание на экран. Перед вами представлены три предмета: чемодан, мясорубка и корзина, ваша задача – выбрать один из этих предметов следующим образом: - Чемодан – полученные знания я беру с собой; - Мясорубка – мне нужно обдумать; - И корзина – я не буду пользоваться полученными знаниями. - Имя ученика, что ты выбрал? - Почему? (Учитель опрашивает несколько учеников) - Теперь посмотрите на последнюю задачу вашего листа самооценки. Поставьте «+», или «-» в зависимости от того, достигли ли вы ее для себя. - Поднимите руки, кому удалось достигнуть все задачи, поставленные на урок. - Замечательно, я очень рада тому, что вы берете знания с нашего урока с собой. Надеюсь они вам пригодятся надолго и вы не будете о них забывать. До новых встреч, ребята. | - Научиться решать уравнения с неизвестным слагаемым, которые трудно решить методом подбора. - Да. - Отвечают на вопрос. - Да. - Отвечает на вопрос. - Да. - Выполняли работу в парах – решали уравнения, выполнили самостоятельную работу. - Оценить свою работу на уроке. - Отвечают на вопрос. - Выбирают предмет. - Чемодан. - Отвечает на вопрос. - Оценивают третий пункт плана. - Поднимают руки. - Прощаются с учителем. | Ф | Презентация, персональный компьютер, интерактивная панель/доска, проектор. | Контроль со стороны учителя. | Предметные: - умеют решать уравнения с неизвестным слагаемым, которые трудно решить методом подбора; - имеют представления о нахождении неизвестного слагаемого, которое трудно решить методом подбора. Метапредметные: П: - ориентируются в собственной системе знаний. Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - осознают значимость труда в жизни; - осознают значимость темы. |