СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока математики в 3 классе по теме «Решение уравнений с неизвестным слагаемым»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока математики в 3 классе по теме «Решение уравнений с неизвестным слагаемым»»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской Области

«Камышловский педагогический колледж»









Фрагмент урока математики в 3 классе по теме «Решение уравнений с неизвестным слагаемым»







Составитель: Кузнецова Н.Е.

Студентка 3КП группы

Вилюм М.Н., преподаватель











Камышлов, 2023

Технологическая карта фрагмента урока


Ф.И.О. участника: Кузнецова Н.Е.

УМК: Школа России

Тема урока: «Решение уравнений с неизвестным слагаемым»

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 3

Цель урока: формирование умения решать уравнения с неизвестным слагаемым, которые трудно решить подбора, развитие умения ориентироваться в собственной системе знаний, умения самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания, воспитание осознания значимости труда в жизни.

Задачи урока:

Дидактические:

- формировать умение решать уравнения с неизвестным слагаемым, которые трудно решить методом подбора;

- формировать представления о нахождении неизвестного слагаемого, которое трудно решить методом подбора.

Предметные:

- умеют решать уравнения с неизвестным слагаемым, которые трудно решить методом подбора;

- имеют представления о нахождении неизвестного слагаемого, которое трудно решить методом подбора.

Развивающие:

- развивать умение ориентироваться в собственной системе знаний;

- развивать умение самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания;

- развивать умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

- развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы;

- развивать умение отвечать полным ответом;

- развивать умение работать в паре.


Метапредметные:

- ориентируются в собственной системе знаний.

Регулятивные:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания;

- ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий.

Коммуникативные:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом;

- умеют работать в паре.

Воспитательные:

- воспитывать осознание значимости труда в жизни;

- воспитание осознания значимости темы.

Личностные:

- осознают значимость труда в жизни;

- осознают значимость темы.

Оборудование: интерактивная доска/панель, проектор, персональный компьютер, интерактивное задание в Learning.apps (Приложение 3), документ-камера, карточки (Приложение 1, 2), документ-камера.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОК


Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

1.Организационно- мотивационный

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Словесный: беседа, художественное слово.


Наглядный: презентация.

(1 слайд)

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Здравствуйте, ребята! Я Наталья Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок математики.



- Садитесь. Не забываем о правилах посадки – ноги вместе, стопы полностью стоят на полу, спины прямо, руки на столе.

- Давайте проверим готовность к уроку, тетрадь, учебник и пенал лежат на крою парты. У всех все готово к уроку?


- Отлично. Ребята, как вы думаете, а для чего нам нужно выполнять эти правила?



- Правильно.









- Приветствуют учителя.







- Проверяют готовность к уроку.

- Да.




- Чтобы сохранять свое здоровье, хорошо усвоить материал.

Ф

Презентация, интерактивная панель, персональный компьютер, проектор.

Контроль со стороны учителя, самоконтроль.

Метапредметные:

К:

- отвечают полным ответом.



2. Постановка учебной задачи.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

Словесный: беседа.


Практический:

- «Вспомогательные слова» (цель);

- «Восстанови в правильном порядке» (план);

- «Проблемная ситуация» (тема).


Наглядный: презентация.

(2 слайд) - Ребята, обратите внимание на экран. Вспомните, как называются равенства, которые имеют неизвестное число? (b + 2 = 12; c – 4 = 6; x + 7 = 40).

- Что такое уравнение?




- Молодцы. Что нам неизвестно в уравнении?


- Давайте вместе найдем неизвестное слагаемое методом подбора числа, как мы уже это умеет делать.

- Отступите от предыдущей работы 4 клетки вниз, с новой строки отсчитайте 10 клеток вправо и запишите число, сегодня 15 мая. С новой строки отступаем 5 клеток вправо и записываем «Классная работа». Кто мне скажет, какая орфограмма в слове «Классная»?


- Верно, не забываем об этом.

С новой строки запишем первое уравнение: «b + 2 = 12». Какое число мы можем подставить?


- Осуществим проверку. Как мы можем проверить?


- Записываем. Какое выражение получилось?


- Верно мы составили?


- Кто мне правильно прочитает это выражение, называя все компоненты сложения?



- Молодцы. Теперь решим второе уравнение. Что нам неизвестно?


- Какое число мы можем подставить вместо c?


- Осуществим проверку. Какое выражение у нас получится?


- Верно мы составили?


- Кто мне правильно прочитает это выражение, называя все компоненты вычитания?



- Отлично. Теперь решим последнее уравнение – «x + 7 = 40». Что нам неизвестно?


- Какое число мы можем подставить вместо x?


- Почему возникла трудность при решении последнего уравнения?



- Мы с вами еще не решали уравнения с неизвестным слагаемым, где методом подбора решить трудно.


- Кто уже догадался, так какая тема нашего урока?




(3 слайд) - Давайте проверим, внимание на экран. Верно, тема нашего урока: «Решение уравнений с неизвестным слагаемым».


(4 слайд) - Какую цель мы можем поставить перед собой на урок? Для этого у вас уже есть вспомогательные слова «научиться», «с неизвестным», «которые», «трудно», «методом».







(4 слайд и щелк) - Проверяем. Отлично. Чтобы достичь нашу цель, нужно составить план на урок.

(4 слайд и щелк) - Смотрите наш план перепутан. Давайте это исправим. Прочитайте пункты плана про себя.

- Как вы думаете, какой пункт плана будет первым, вторым, третьим?










(4 слайд и щелк) - Проверяем. Правильно мы составили план на урок?

- Замечательно, хочу отметить, что у каждого из вас на парте лежит карточка под номером 1, переверните ее. Это ваш лист самооценки, который вы должны будете заполнять в течение урока. Если вы достигли ту или иную задачу, вам нужно будет поставить +, или -. «+» будет означать, что вы достигли этой задачи, а «-», что у вас еще остались затруднения и вам еще раз нужно объяснить. Работа с листом самооценки всем понятна? (Приложение 1)


- Хорошо, можем начинать работать.





- Уравнения.


- Уравнение – это равенство с неизвестным.



- Первое слагаемое.














- Удвоенная буква С.





- 10.



- Вместо b подставить число 10.


- 10 + 2 = 12.


- Да.




- Первое слагаемое 10, второе слагаемое 2, сумма 12.



- Уменьшаемое.



- 10.



- 10 – 4 = 6.


- Да.




- Уменьшаемое 10, вычитаемое 4, разность 6.



- Первое слагаемое.



- Мы затрудняемся.




- Мы не можем подобрать необходимое число.







- Тема урока: «Решение уравнений с неизвестным слагаемым».













- Цель урока: научиться решать уравнения с неизвестным слагаемым, которые трудно решить методом подбора.











- План урока:

1. Узнать, как находить неизвестное слагаемое в уравнении другим способом;

2. Научиться решать уравнения вида: x + 7 = 40;

3. Оценить свою работу на уроке.









- Слушают учителя.









- Да.

Ф

Презентация, интерактивная панель/доска, персональный компьютер, проектор.

Контроль со стороны учителя.

Метапредметные:

П:

- ориентируются в собственной системе знаний.

Р:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания;

- ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий.

К:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.


3. Учебное действие

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Словесный: беседа.


Практический:

- «Работа с карточками» (Приложение 2);


- «Работа с листом самооценки» (Приложение 1);


- «Работа с доской».



Наглядный: презентация, карточки.

- Какой первый пункт нашего плана?




- Вернемся к нашему уравнению, в котором мы не смогли найти неизвестное слагаемое: «x + 7 = 40».

(5 слайд) - Подумайте, как мы можем решить это уравнение?


- Посмотрите внимательно и подумайте, что получится, если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них. Закончите вывод: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо…



- Отлично. Все согласны с выводом?

- Записываем. Имя ученика, выйди к доске и реши уравнение.

(6 слайд) - А как проверить, правильно ли мы нашли известное слагаемое?



- Как мы ее выполним?





- Записываем справа от уравнения «Проверка» и записываем выражение, которое у нас получилось. Имя ученика (который стоит у доски), выполни проверку. Что получаем в итоге? Какое тождество?





- Ребята, путем объяснения вы самостоятельно вывели правило для нахождения неизвестного слагаемого в уравнении. Имя ученика, присаживайся.

- Мы с вами узнали, как находить неизвестное слагаемое в уравнении другим способом?


- Кто сможет сам проговорить способ нахождения неизвестного слагаемого в уравнении?



- Мы ответили на главный вопрос урока?

- Значит, выполнили первый пункт плана, предлагаю оценить себя в листе самооценки. Поставьте «+», если вы узнали, как находить неизвестное слагаемое в уравнении другим способом. И «-», если вы не поняли, как это делать и вам еще нужно объяснить. Поднимите руку, у кого «+»?


- Поднимите руку у кого «-»?

- В чем возникла проблема? Что нужно объяснить?


- Замечательно. Надеюсь вы поняли, как решать подобные уравнения. Перейдем к следующему заданию. А задание будете выполнять в парах. Какие правила работы в парах вы знаете?


- Молодцы, надеюсь вы не забудете эти правила и будете их соблюдать? А теперь переверните карточку под номером 2, которая лежит у вас на столе. Давайте посмотрим, что вам необходимо будет сделать. Перед вами представлены два уравнения. Ваша задача их решить и выполнить проверку. Задание всем понятно? (Приложение 2)


- Выполняем, на работу вам 3 минуты.


- Заканчиваем. Приступим к проверке. Имя ученика, выходи к доске, остальные пары проверяют у себя. Итак, расскажи, что у вас получилось с имя ученика в первом уравнении. Полностью проговаривая правило, которое мы сегодня проходили.










- Поднимите руку, кто выполнил вычисление также?

- Отлично, поставьте себе «+». Теперь, имя ученика, проговори, как вы выполнили проверку.






- Что у вас получилось?


- К какому тождеству вы пришли?






- Поднимите руку, у кого также?


- Хорошо, поставьте себе «+». Проверим второе уравнение. (второе уравнение проверяется аналогично)


- Молодцы. У кого стоят все 4 плюсика?


- Молодцы. А у кого 3, 2, 1 плюсик?


- В чем у вас возникло затруднение? Что нужно еще объяснить?



- Надеюсь вы поняли, и исправили свои ошибки. Имя ученика, присаживайся на свое место.


- Итак, научились ли мы решать уравнения вида: x + 7 = 40?


- Возьмите лист самооценки и оцените этот пункт плана.



- Отлично. Думаю, пора переходить к самостоятельной работе.


- Узнать, как находить неизвестное слагаемое в уравнении другим способом.






- Предполагают.







- Из суммы двух слагаемых вычесть одно известное слагаемое.


- Да.






- Нужно выполнить проверку.


- Для проверки решения подставим найденное слагаемое в уравнение вместо неизвестного слагаемого.







- Получаем тождество: левая и правая части выражения равны, значит уравнение решено верно.








- Да.




- Один из учеников отвечает.



- Да.










- Поднимают руку.


- Поднимают руку.


- Отвечают на вопросы.







- Отвечают на вопрос.












- Да.




- Выполняют работу в парах.








- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы двух слагаемых вычесть одно известное слагаемое. Мы из суммы 35 вычли первое слагаемое 15, получилось второе слагаемое 20.



- Поднимают руку.



- Для проверки решения мы подставили найденное слагаемое в уравнение вместо неизвестного слагаемого.


- 15 + 20 = 35.



- Получаем тождество: левая и правая части выражения равны, значит уравнение решено верно.



- Поднимают руку.








- Поднимают руки.



- Поднимают руки.




- Отвечают на вопросы.







- Да.



- Оценивают второй пункт плана.

Ф

Презентация, учебник, карточки (Приложение 1, 2), простые карандаши, интерактивная панель/доска, проектор, персональный компьютер, документ-камера.

Контроль со стороны учителя, взаимоконтроль.

Предметные:

- умеют решать уравнения с неизвестным слагаемым, которые трудно решить методом подбора;

- имеют представления о нахождении неизвестного слагаемого, которое трудно решить методом подбора.

Метапредметные:

П:

- ориентируются в собственной системе знаний.

Р:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания;

- принимают новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий.

К:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом;

- умеют работать в паре.

Личностные:

- осознают значимость темы.

4. Действие контроля и самооценки


Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях

Словесный: беседа, слово учителя.


Практический:

«Интерактивное задание» (самостоятельная работа).


Наглядный: презентация, интерактивное задание – Learning.apps (Приложение 3)

(7 слайд) - Самостоятельная работа будет проходить в программе Learning.apps. А что это значит?



- Верно. Какие правила работы с планшетом вы знаете?


- Молодцы, и эти правила вы не забыли. Возьмите, пожалуйста, в руки планшет и отсканируйте QR-код. Давайте посмотрим, что вам необходимо сделать. Вам нужно решить тест по теме: «Решение уравнений с неизвестным слагаемых». А чтобы его выполнить, вам необходимо вспомнить весь тот материал, который мы проходили в течение урока. Задание всем понятно? (Приложение 3)


(8 слайд) - Можете приступать, на выполнение вам … минут.



- Заканчиваем. Поднимите руку, у кого все верно?


- У кого есть ошибки? В каком вопросе у вас ошибка? В чем возникло затруднение?



- Какие вы молодцы, я очень рада, что вам удалось выполнить самостоятельную работу на отлично.




- Что работу будем выполнять на планшетах.


- Отвечают на вопрос.














- Да.




- Выполняют самостоятельную работу.



- Поднимают руку.




- Отвечают на вопросы.

Ф, И

Интерактивная панель/доска, персональный компьютер, проектор, презентация, интерактивное задание в Learning.apps (Приложение 3).

Контроль со стороны учителя, самоконтроль.

Предметные:

- умеют решать уравнения с неизвестным слагаемым, которые трудно решить методом подбора;

- имеют представления о нахождении неизвестного слагаемого, которое трудно решить методом подбора.

Метапредметные:

П:

- ориентируются в собственной системе знаний.

Р:

- принимают новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий.

К:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.


5. Действие оценки и самооценки

Самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Словесный: беседа.


Практический:

- «Чемодан, корзина, мясорубка» (рефлексия);


- «Работа с листом самооценки»;


Наглядный: презентация.

(9 слайд) - Теперь давайте вернемся к цели и плану урока. Какую цель мы ставили в начале урока?







- Достигли ли мы этой цели?

- Что мы для этого делали?

- Отлично. Теперь обратимся к плану урока. Смотрим первый пункт, мы узнали, как находить неизвестное слагаемое в уравнении другим способом?

- Что это за способ, кто расскажет?

- Хорошо. Смотрим следующий пункт плана. Научились ли мы решать уравнения вида: x + 7 = 40?

- Что мы для этого делали?







- Тогда, что же мы забыли сделать?



(10 слайд) - Конечно. Но прежде чем мы это сделаем, обратите внимание на экран. Перед вами представлена пословица «Труд человека кормит, а лень портит». Скажите мне, как вы ее понимаете?


(11 слайд) - Совершенно верно. Теперь оценим свою работу на уроке. Обратите внимание на экран. Перед вами представлены три предмета: чемодан, мясорубка и корзина, ваша задача – выбрать один из этих предметов следующим образом:

- Чемодан – полученные знания я беру с собой;

- Мясорубка – мне нужно обдумать;

- И корзина – я не буду пользоваться полученными знаниями.

- Имя ученика, что ты выбрал?

- Почему?

(Учитель опрашивает несколько учеников)


- Теперь посмотрите на последнюю задачу вашего листа самооценки. Поставьте «+», или «-» в зависимости от того, достигли ли вы ее для себя.



- Поднимите руки, кому удалось достигнуть все задачи, поставленные на урок.

- Замечательно, я очень рада тому, что вы берете знания с нашего урока с собой. Надеюсь они вам пригодятся надолго и вы не будете о них забывать. До новых встреч, ребята.




- Научиться решать уравнения с неизвестным слагаемым, которые трудно решить методом подбора.


- Да.


- Отвечают на вопрос.






- Да.



- Отвечает на вопрос.




- Да.


- Выполняли работу в парах – решали уравнения, выполнили самостоятельную работу.



- Оценить свою работу на уроке.








- Отвечают на вопрос.















- Выбирают предмет.

- Чемодан.

- Отвечает на вопрос.








- Оценивают третий пункт плана.




- Поднимают руки.

- Прощаются с учителем.

Ф

Презентация, персональный компьютер, интерактивная панель/доска, проектор.

Контроль со стороны учителя.

Предметные:

- умеют решать уравнения с неизвестным слагаемым, которые трудно решить методом подбора;

- имеют представления о нахождении неизвестного слагаемого, которое трудно решить методом подбора.

Метапредметные:

П:

- ориентируются в собственной системе знаний.

Р:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания.

К:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.

Личностные:

- осознают значимость труда в жизни;

- осознают значимость темы.


Дидактические и методические материалы к уроку.

Приложение 1

Лист самооценки


Лист самооценки

задачи

Задача

Самооценка

+, -

1

Я знаю, как находить неизвестное слагаемое в уравнении другим способом.


2

Я научился решать уравнения вида: x + 7 = 40.


3

Я имею знания и умения по теме, и заберу эти знания с собой.



Приложение 2

Задание: решите уравнения и выполните проверку.

Решение:


1

5

+

x

=

3

5








x

+

3

0

=

6

8















































































































Карточка для работы в парах





Проверка:


Проверка:



























Приложение 3

Интерактивное задание (самостоятельная работа)


https://learningapps.org/watch?v=pqbxzc9z523







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!