Схема фрагмента конспекта урока
Педагог: Першина Оксана Владимировна
Предмет: литература
Класс: 9
Тема: «Нравственные качества Андрея Соколова».
Цель: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.
Задачи:
образовательные:
- знать содержание рассказа «Судьба человека», обучать вдумчивому чтению, уметь вести беседу и анализировать произведение, выделять ключевые эпизоды;
- дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа.
Развивающие:
- развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом;
- развивать навыки анализа образов.
Воспитательные:
- воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну;
- воспитывать гражданскую позицию обучающихся, способствовать воспитанию духовно богатых людей, учить состраданию, любви к другим.
Методы и приёмы: проблемный, частично-поисковый, наблюдение над языковым материалом в процессе анализа художественного текста, объяснительно-иллюстративный, практический, метод системного анализа, словесный.
Тип урока: комбинированный с элементами интеграции.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Содержание фрагмента урока.
«Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает
велик или мал в зависимости от собственной воли».
С. Смайлс.
«Ум освещает путь к воле, а воля повелевает действием».
Я. А. Коменский
Учитель: - Перед вами несколько отрывков из художественного произведения. Прочитайте их и скажите, что объединяет все эти отрывки? (Их объединяет указание на черту характера, качество личности человека, которым, скорее всего, был наделён герой произведения.)
1) - Не надо, друг, не вспоминай! – тихо проговорил я, но он, наверное, не слышал моих слов и, каким-то огромным усилием воли поборов волнение, вдруг сказал охрипшим, странно изменившимся голосом:
- До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..
2) «Ох, браток, нелёгкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену».
3) «Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его родина».
Учитель: - Вы правы. А узнали ли вы этого героя? И о каком произведении идёт речь? (Андрей Соколов, герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».)
Учитель: - Сегодня мы будем говорить о нравственных качествах Андрея Соколова, одно из которых – вы это увидели в отрывках – воля. Что такое воля, по-вашему? (Учитель выслушивает ответы.)
Учитель: - Как вы считаете, одно или несколько значений имеет это слово? (Ответы учащихся.) – Если несколько, то в каких значениях слово «воля» употребляется в представленных вашему вниманию отрывках? (Ответы.)
Учитель: - Воспользуемся данными Толкового словаря Ожегова и сопоставим их с вашими ответами.
I. ВОЛЯ
1. Способность человека сознательно управлять своими действиями для достижения поставленных целей. (Нет воли у человека.) 2. Сознательное стремление к осуществлению чего-либо. (Люди доброй воли). 3. Желание. Требование. (Уехать в город против воли родителей.) Фразеологические обороты: Вольному воля. Воля ваша. Дать волю рукам. Не по своей воли (т. е. против желания). Плыть по воле волн. Собрать волю в кулак.
II. ВОЛЯ
1. Возможность и право поступать, распоряжаться кем-, чем-либо по своему усмотрению; власть. (Слишком много воли дали тебе.) 2. Отсутствие зависимости от кого-либо, возможность располагать собою по собственному усмотрению; свобода. (Жить на воле. Выпустить птиц на волю.)
Учитель: - Оказывается, это слово не только многозначное, но и омонимично. А в тексте используется, как вы и сказали, в первом значении и как фразеологизм.
- Как вы думаете, какое значение имеет для человека наличие этой черты характера – воля и отсутствие её? (Ответы.)
Учитель: - Вы правы, не будь её у нас, мы станем слабее и слабее, а безволье, никчёмность – родные сёстры подлости. Волевые усилия проявляются в том, что человек управляет своими мыслями, своим состоянием и поведением в трудных обстоятельствах.
- Вспомните, пожалуйста, какие самые тяжёлые моменты жизни Андрея Соколова подтверждают, что этот человек наделён недюжинной силой воли.
(Ответы учащихся.)
1. Эпизод в церкви, где он убивает предателя Крыжнёва, который хотел выдать немцам своего командира.
Герой | Поведение |
Солдат-христианин | Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырёх человек. |
Крыжнёв | Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней. |
Взводный | Безропотно ожидает своей участи. |
Доктор | «…в плену и потёмках своё великое дело делал». |
- Какая позиция ближе всего Соколову? ( Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет.)
2. Плен. Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.
- В чём символическое значение этой сцены? (Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твёрдость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)
- Соколов выходит победителем из этой непростой ситуации, и Мюллер вынужден это признать: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат, и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду…»
- А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)
3. Потеря близких: жены Ирины, дочерей и гибель сына Анатолия.
- Вспомним строки из текста: «Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы»; «Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: «Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит».
- Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: «За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?» Сердце героя «окаменело от горя» настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение («...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли»).
- Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза - лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), охватывающий одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа».)
- Что вернуло А. Соколова к жизни? (Ответ: встреча с Ванюшкой и решение усыновить его. У Соколова «сердце отходит, становится мягче», «на душе стало легко и как-то светло». Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл).
Учитель: - Из всего вышесказанного следует, что Андрей Соколов – человек сильный, волевой, не сгибаемый никакими жизненными трудностями.
- Распределите, пожалуйста, слова, предложенные вам, в два столбика: те, которые характеризуют людей с сильной волей, в другой – со слабой волей.
(Надо, сомневаюсь, могу, необходимо, выполню, умею, должен, подумаю, обязан, страшусь, желаю, настаиваю, раздумываю, посоветую, опасаюсь, колеблюсь, боюсь, мучаюсь, избегаю, справлюсь, обязательно, отложу, сдерживаюсь, стану.)
Сильная воля | Слабая воля |
Надо, могу, необходимо, выполню, умею, должен, обязан, стану, настаиваю, справлюсь, обязательно, сдерживаюсь. | Сомневаюсь, подумаю, страшусь, желаю, раздумываю, посоветую, опасаюсь, колеблюсь, боюсь, мучаюсь, избегаю, отложу. |
Учитель: - Обобщая, отметим, что люди сильной воли – это люди с твёрдым характером. Они не рождаются таковыми. Тот, кто хочет развить волю, должен научиться преодолевать трудности. Нужно всегда помнить, что самый трудный бой – это бой с самим собой! И Андрей Соколов выиграл этот бой с честью.
- А теперь вспомните волевые качества личности и запишите их.
А) Целеустремлённость.
Б) Самостоятельность.
В) Решительность.
Г) Настойчивость, упорство.
Д) Выдержка, самообладание.
Е) Мужество, смелость.
Ж) Дисциплинированность.
- Назовите, от чего зависит степень развития этих волевых качеств?
(Ответ: степень развития волевых качеств зависит от трудностей, которые встречаются на пути человека и как он их преодолевает. Причём в действиях волевые качества проявляются не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом.)
Учитель: - Завершая наше занятие, составьте структуру волевого поведения Андрея Соколова, раскрывая каждую составляющую схемы.
МОТИВАЦИЯ
ПОСТАНОВКА ПЛАН
ЗАДАЧИ ДЕЙСТВИЙ
ЦЕЛЬ
СМЫСЛОВАЯ
ЗНАЧИМОСТЬ: РЕЗУЛЬТАТ
ВАЖНО?
ЗАЧЕМ?
ВЫВОД: насколько ты готов стоять за себя? Действовать ради себя и других?
Учитель: - Закончить наше занятие мне хочется словами английского писателя Смайлса, которые выбраны в качестве эпиграфа к уроку: «Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли».
6