СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока на тему: "Нравственные качества Андрея Соколова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока по литературе был представлен на конференции "Гуманная педагогика" в ходе работы круглого стола "Воля - главный двигатель человека".

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока на тему: "Нравственные качества Андрея Соколова"»

Схема фрагмента конспекта урока

Педагог: Першина Оксана Владимировна

Предмет: литература

Класс: 9

Тема: «Нравственные качества Андрея Соколова».


Цель: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.

Задачи:

образовательные:

- знать содержание рассказа «Судьба человека», обучать вдумчивому чтению, уметь вести беседу и анализировать произведение, выделять ключевые эпизоды;

- дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа.

Развивающие:

- развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом;

- развивать навыки анализа образов.

Воспитательные:

- воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну;

- воспитывать гражданскую позицию обучающихся, способствовать воспитанию духовно богатых людей, учить состраданию, любви к другим.


Методы и приёмы: проблемный, частично-поисковый, наблюдение над языковым материалом в процессе анализа художественного текста, объяснительно-иллюстративный, практический, метод системного анализа, словесный.

Тип урока: комбинированный с элементами интеграции.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Содержание фрагмента урока.


«Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает

велик или мал в зависимости от собственной воли».

С. Смайлс.

«Ум освещает путь к воле, а воля повелевает действием».

Я. А. Коменский


Учитель: - Перед вами несколько отрывков из художественного произведения. Прочитайте их и скажите, что объединяет все эти отрывки? (Их объединяет указание на черту характера, качество личности человека, которым, скорее всего, был наделён герой произведения.)

1) - Не надо, друг, не вспоминай! – тихо проговорил я, но он, наверное, не слышал моих слов и, каким-то огромным усилием воли поборов волнение, вдруг сказал охрипшим, странно изменившимся голосом:

- До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..

2) «Ох, браток, нелёгкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену».

3) «Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его родина».


Учитель: - Вы правы. А узнали ли вы этого героя? И о каком произведении идёт речь? (Андрей Соколов, герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».)


Учитель: - Сегодня мы будем говорить о нравственных качествах Андрея Соколова, одно из которых – вы это увидели в отрывках – воля. Что такое воля, по-вашему? (Учитель выслушивает ответы.)


Учитель: - Как вы считаете, одно или несколько значений имеет это слово? (Ответы учащихся.) – Если несколько, то в каких значениях слово «воля» употребляется в представленных вашему вниманию отрывках? (Ответы.)

Учитель: - Воспользуемся данными Толкового словаря Ожегова и сопоставим их с вашими ответами.


I. ВОЛЯ

1. Способность человека сознательно управлять своими действиями для достижения поставленных целей. (Нет воли у человека.) 2. Сознательное стремление к осуществлению чего-либо. (Люди доброй воли). 3. Желание. Требование. (Уехать в город против воли родителей.) Фразеологические обороты: Вольному воля. Воля ваша. Дать волю рукам. Не по своей воли (т. е. против желания). Плыть по воле волн. Собрать волю в кулак.

II. ВОЛЯ

1. Возможность и право поступать, распоряжаться кем-, чем-либо по своему усмотрению; власть. (Слишком много воли дали тебе.) 2. Отсутствие зависимости от кого-либо, возможность располагать собою по собственному усмотрению; свобода. (Жить на воле. Выпустить птиц на волю.)


Учитель: - Оказывается, это слово не только многозначное, но и омонимично. А в тексте используется, как вы и сказали, в первом значении и как фразеологизм.

- Как вы думаете, какое значение имеет для человека наличие этой черты характера – воля и отсутствие её? (Ответы.)

Учитель: - Вы правы, не будь её у нас, мы станем слабее и слабее, а безволье, никчёмность – родные сёстры подлости. Волевые усилия проявляются в том, что человек управляет своими мыслями, своим состоянием и поведением в трудных обстоятельствах.


- Вспомните, пожалуйста, какие самые тяжёлые моменты жизни Андрея Соколова подтверждают, что этот человек наделён недюжинной силой воли.

(Ответы учащихся.)

1. Эпизод в церкви, где он убивает предателя Крыжнёва, который хотел выдать немцам своего командира.

Герой

  Поведение

Солдат-христианин

Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырёх человек.        

Крыжнёв

Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней.   

Взводный

Безропотно ожидает своей участи.        

Доктор

«…в плену и потёмках своё великое дело делал».


- Какая позиция ближе всего Соколову? ( Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления  своей жизни чужим герой не приемлет.)


2. Плен. Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

- В чём символическое значение этой сцены? (Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твёрдость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)

- Соколов выходит победителем из этой непростой ситуации, и Мюллер вынужден это признать: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат, и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду…»

- А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)


3. Потеря близких: жены Ирины, дочерей и гибель сына Анатолия.


- Вспомним строки из текста: «Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы»; «Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: «Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит».


- Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: «За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?» Сердце героя «окаменело от горя» настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение («...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли»).


- Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала»Эта фраза - лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), охватывающий одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа».)


- Что вернуло А. Соколова к жизни? (Ответ: встреча с Ванюшкой и решение усыновить его. У Соколова «сердце отходит, становится мягче», «на душе стало легко и как-то светло». Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл).


Учитель: - Из всего вышесказанного следует, что Андрей Соколов – человек сильный, волевой, не сгибаемый никакими жизненными трудностями.


- Распределите, пожалуйста, слова, предложенные вам, в два столбика: те, которые характеризуют людей с сильной волей, в другой – со слабой волей.


(Надо, сомневаюсь, могу, необходимо, выполню, умею, должен, подумаю, обязан, страшусь, желаю, настаиваю, раздумываю, посоветую, опасаюсь, колеблюсь, боюсь, мучаюсь, избегаю, справлюсь, обязательно, отложу, сдерживаюсь, стану.)



Сильная воля

Слабая воля

Надо, могу, необходимо, выполню, умею, должен, обязан, стану, настаиваю, справлюсь, обязательно, сдерживаюсь.

Сомневаюсь, подумаю, страшусь, желаю, раздумываю, посоветую, опасаюсь, колеблюсь, боюсь, мучаюсь, избегаю, отложу.


Учитель: - Обобщая, отметим, что люди сильной воли – это люди с твёрдым характером. Они не рождаются таковыми. Тот, кто хочет развить волю, должен научиться преодолевать трудности. Нужно всегда помнить, что самый трудный бой – это бой с самим собой! И Андрей Соколов выиграл этот бой с честью.


- А теперь вспомните волевые качества личности и запишите их.


А) Целеустремлённость.

Б) Самостоятельность.

В) Решительность.

Г) Настойчивость, упорство.

Д) Выдержка, самообладание.

Е) Мужество, смелость.

Ж) Дисциплинированность.


- Назовите, от чего зависит степень развития этих волевых качеств?

(Ответ: степень развития волевых качеств зависит от трудностей, которые встречаются на пути человека и как он их преодолевает. Причём в действиях волевые качества проявляются не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом.)


Учитель: - Завершая наше занятие, составьте структуру волевого поведения Андрея Соколова, раскрывая каждую составляющую схемы.

МОТИВАЦИЯ


ПОСТАНОВКА ПЛАН

ЗАДАЧИ ДЕЙСТВИЙ


ЦЕЛЬ




СМЫСЛОВАЯ

ЗНАЧИМОСТЬ: РЕЗУЛЬТАТ

ВАЖНО?

ЗАЧЕМ?



ВЫВОД: насколько ты готов стоять за себя? Действовать ради себя и других?

Учитель: - Закончить наше занятие мне хочется словами английского писателя Смайлса, которые выбраны в качестве эпиграфа к уроку: «Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли».




























6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!