СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока по окружающему миру с использованием нового слова "Трудные времена на русской земле" Методист: Ванюшина Е.Е.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока по окружающему миру с использованием нового слова "Трудные времена на русской земле" Методист: Ванюшина Е.Е.»

Лямкина А., 4 «Б»

Тема: «Трудные времена на русской земле»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:
получить представление о трудных временах в Древней Руси и сформировать представление о военном деле на Руси.

Планируемые результаты:

- личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; вызвать интерес к теме урока; освоение социальной роли обучения;
- метапредметные: умение вести диалог; умение сравнивать, обобщать; умение контролировать свои учебные действия; освоение форм рефлексии; умение принимать и удерживать учебную задачу;
- предметные: умение работать с учебником; развитие кругозора, интереса к истории; формирование представления о Древней Руси.

Понятия: Дань, хан, Золотая Орда

Оборудование: учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь: А. А. Плешаков, 4 класс; карточки с заданиями





ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Актуализация знаний и мотивация

1. Для проверки усвоенных знаний учитель использует кроссворд.


- Давайте начнем урок с небольшого повторения, проверим ваши знания. Вам нужно будет разгадать кроссворд по изученному материалу и отгадать ключевое слово (тему нашего урока).


  1. Какое важное событие произошло в 988 году?

  2. Как называли добрых молодцев Древней Руси?

  3. Имя князя, которого люди прозвали Владимир Красное ---------?

  4. Какой русский князь прославился военными подвигами против Византии?

  5. Как другим словом назывался храм на Руси?

  6. На чём писали в Древней Руси?

  7. Как прозвали князя Олега?

  8. Записи о важнейших событиях

  9. Кто были советниками и помощниками князя?


2. Учитель задает вопросы




- Какое ключевое слово получилось?


- Как вы понимаете это слово? Как можно другими словами сказать – что такое нашествие? Посмотрим, как это слово объясняется в словаре Ожегова.


- НАШЕ́СТВИЕ - вторжение неприятеля в страну, а также вообще насильственное вторжение.

1. Решают кроссворд.













- Крещение.


- Богатыри.



- Солнышко.




- Олег.




- Собор.



- Береста.


- Вещий.


- Летопись.


- Бояре.




2. Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы учителя.


- Нашествие.















П: знать материал прошлых уроков

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  1. Постановка учебной задачи

1. Учитель определяет тему урока.


- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?


- Верно. Тема урока будет звучать так: «Трудные времена на русской земле». Мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества, узнаем, как Русь отстаивала свою независимость.


2. Учитель помогает сформулировать цель урока.


- Какую цель вы поставите на урок?


3. Учитель помогает составить план урока.


- Чтобы добиться цели, давайте составим план нашей деятельности!


План

  1. Узнать, какие были нашествия на Русь.

  2. Поработать с заданиями по новой теме.

3. Закрепить знания по новой теме.

1. Определяют тему урока.



- О нашествии.












2. Формулируют цель урока.



- Узнать о нашествии на Русь.


3. Составляют план урока.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

  1. Открытие новых знаний (знакомство с новыми понятиями)

1. Учитель рассказывает новый материал.

2. Организует работу с картой и с иллюстрациями.


- В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём. Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси. И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена.


2. Учитель проводит работу с исторической картой.














- Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники, лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя? Посмотрите на карту.


- Да, вы верно заметили. Князья - больше сил тратили на борьбу друг с другом, чем на защиту родного края. Русь была разрознена, состояла из отдельных княжеств и земель, у княжеств и земель были свои города-центры.


3. Учитель проводит с учениками анализ иллюстраций.


- Откройте свои учебники на странице 60. Давайте сравним русских воинов и монгольского воина. Поработайте в парах, обсудите иллюстрации. У вас есть минута.

- Какие вы видите различия?


- О чем это говорит?

- Правильно. По этим причинам Русь не смогла сопротивляться нашествию монгол.

- В XIII с юга пришло монгольское войско. Сначала выясним, кто такие монголы. Как вы думаете, кто это?


- Верно. Поход на Русь возглавил хан Батый.

- Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли. В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал.

- Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. На его пути стоял город-крепость Козельск. Семь недель продолжалась осада и штурмы. Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Монголы прозвали Козельск «злым городом». В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев.

- После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде.

- От какого слова образовалось слово «дань»?

- Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение княжеством.

- Ребята, теперь давайте запишем значения новых слов в словари в ваших рабочих тетрадях на странице 69.

- Еще обратите внимание на карту. Посмотрите на надпись на карте «Битва на реке Калке». О ней не рассказывается в учебнике. Поэтому слушайте меня внимательно.

- На реке Калке, маленькой речке, впадающей в Азовское море неподалёку от устья Дона, 31 мая 1223 г. произошла битва. А ей предшествовали такие события. В 1223 г. монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью. На его призыв откликнулись 15 князей: киевский, смоленский, черниговский, владимиро-волынский и др. Они привели свои войска на подмогу половцам. Но киевский князь, хотя и привёл свою дружину, в битве участия не принял. Завязалась тяжёлая битва. Половцы не выдержали и бросились бежать. Разбив русские рати на поле боя, монголы осадили и взяли штурмом лагерь киевского князя. Практически все русские воины, в том числе и князья, погибли. После битвы на Калке монголы вернулись за Волгу. Много лет о них ничего не было слышно.

- Но на этом всё не закончилось. Угроза для Руси возникла на северо-западе.

- Какой город ближе всего находится к северо-западным границам?

- Вспомните, что я говорила о Новгороде, когда рассказывала о нашествии Батыя?

- Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.

- Как вы думаете, какие цели преследовали шведы и немцы?

- Почему именно это время они выбрали для наступления?

- Первыми удар нанесли шведы. Навстречу шведам выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной. Тогда ему было всего лишь 19 лет. Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва.

- Князь обратился к войску с речью, в которой было такие слова: «Не в силе Бог, но в правде!» Как вы понимаете его слова?

- Шведы были разгромлены. Русское войско потеряло всего 20 человек. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский.

1. Слушают учителя.
























2. Работают с исторической картой.


- Много территорий, они разного цвета.














3. Анализируют иллюстрации.


- У монгольского воина больше оружия, он на коне.


- О том, что монголы были лучше вооружены.





- Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.













































- Дать, дар.









4. Записывают новые слова.
















































- Новгород.



- Батый не пошёл на Новгород, этот город был богатым.






- Захват территории и обогащение.


- Русь была ослаблена нашествием монголо-татар.












- Кто идёт за правое дело, тому бог помогает.









М: выдвижение гипотез и их обоснование (П);

П: уметь работать с картой, с иллюстрациями.

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!