Актуализация знаний и мотивация | 1. Для проверки усвоенных знаний учитель использует кроссворд. - Давайте начнем урок с небольшого повторения, проверим ваши знания. Вам нужно будет разгадать кроссворд по изученному материалу и отгадать ключевое слово (тему нашего урока). Какое важное событие произошло в 988 году? Как называли добрых молодцев Древней Руси? Имя князя, которого люди прозвали Владимир Красное ---------? Какой русский князь прославился военными подвигами против Византии? Как другим словом назывался храм на Руси? На чём писали в Древней Руси? Как прозвали князя Олега? Записи о важнейших событиях Кто были советниками и помощниками князя? 2. Учитель задает вопросы - Какое ключевое слово получилось? - Как вы понимаете это слово? Как можно другими словами сказать – что такое нашествие? Посмотрим, как это слово объясняется в словаре Ожегова. - НАШЕ́СТВИЕ - вторжение неприятеля в страну, а также вообще насильственное вторжение. | 1. Решают кроссворд. - Крещение. - Богатыри. - Солнышко. - Олег. - Собор. - Береста. - Вещий. - Летопись. - Бояре. 2. Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы учителя. - Нашествие. | П: знать материал прошлых уроков М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; |
Постановка учебной задачи | 1. Учитель определяет тему урока. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? - Верно. Тема урока будет звучать так: «Трудные времена на русской земле». Мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества, узнаем, как Русь отстаивала свою независимость. 2. Учитель помогает сформулировать цель урока. - Какую цель вы поставите на урок? 3. Учитель помогает составить план урока. - Чтобы добиться цели, давайте составим план нашей деятельности! План Узнать, какие были нашествия на Русь. Поработать с заданиями по новой теме. 3. Закрепить знания по новой теме. | 1. Определяют тему урока. - О нашествии. 2. Формулируют цель урока. - Узнать о нашествии на Русь. 3. Составляют план урока. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); |
Открытие новых знаний (знакомство с новыми понятиями) | 1. Учитель рассказывает новый материал. 2. Организует работу с картой и с иллюстрациями. - В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём. Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси. И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена. 2. Учитель проводит работу с исторической картой. - Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники, лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя? Посмотрите на карту. - Да, вы верно заметили. Князья - больше сил тратили на борьбу друг с другом, чем на защиту родного края. Русь была разрознена, состояла из отдельных княжеств и земель, у княжеств и земель были свои города-центры. 3. Учитель проводит с учениками анализ иллюстраций. - Откройте свои учебники на странице 60. Давайте сравним русских воинов и монгольского воина. Поработайте в парах, обсудите иллюстрации. У вас есть минута. - Какие вы видите различия? - О чем это говорит? - Правильно. По этим причинам Русь не смогла сопротивляться нашествию монгол. - В XIII с юга пришло монгольское войско. Сначала выясним, кто такие монголы. Как вы думаете, кто это? - Верно. Поход на Русь возглавил хан Батый. - Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли. В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. - Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. На его пути стоял город-крепость Козельск. Семь недель продолжалась осада и штурмы. Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Монголы прозвали Козельск «злым городом». В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев. - После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде. - От какого слова образовалось слово «дань»? - Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение княжеством. - Ребята, теперь давайте запишем значения новых слов в словари в ваших рабочих тетрадях на странице 69. - Еще обратите внимание на карту. Посмотрите на надпись на карте «Битва на реке Калке». О ней не рассказывается в учебнике. Поэтому слушайте меня внимательно. - На реке Калке, маленькой речке, впадающей в Азовское море неподалёку от устья Дона, 31 мая 1223 г. произошла битва. А ей предшествовали такие события. В 1223 г. монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью. На его призыв откликнулись 15 князей: киевский, смоленский, черниговский, владимиро-волынский и др. Они привели свои войска на подмогу половцам. Но киевский князь, хотя и привёл свою дружину, в битве участия не принял. Завязалась тяжёлая битва. Половцы не выдержали и бросились бежать. Разбив русские рати на поле боя, монголы осадили и взяли штурмом лагерь киевского князя. Практически все русские воины, в том числе и князья, погибли. После битвы на Калке монголы вернулись за Волгу. Много лет о них ничего не было слышно. - Но на этом всё не закончилось. Угроза для Руси возникла на северо-западе. - Какой город ближе всего находится к северо-западным границам? - Вспомните, что я говорила о Новгороде, когда рассказывала о нашествии Батыя? - Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. - Как вы думаете, какие цели преследовали шведы и немцы? - Почему именно это время они выбрали для наступления? - Первыми удар нанесли шведы. Навстречу шведам выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной. Тогда ему было всего лишь 19 лет. Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва. - Князь обратился к войску с речью, в которой было такие слова: «Не в силе Бог, но в правде!» Как вы понимаете его слова? - Шведы были разгромлены. Русское войско потеряло всего 20 человек. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский. | 1. Слушают учителя. 2. Работают с исторической картой. - Много территорий, они разного цвета. 3. Анализируют иллюстрации. - У монгольского воина больше оружия, он на коне. - О том, что монголы были лучше вооружены. - Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. - Дать, дар. 4. Записывают новые слова. - Новгород. - Батый не пошёл на Новгород, этот город был богатым. - Захват территории и обогащение. - Русь была ослаблена нашествием монголо-татар. - Кто идёт за правое дело, тому бог помогает. | М: выдвижение гипотез и их обоснование (П); П: уметь работать с картой, с иллюстрациями. Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; |