Русский язык
5 класс
Работа над композиционной завершенностью текста
УМК: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, Е.И. Никитина
Авторы: Бахмутова Т.В. МБОУ «СОШ № 4» г. Лесосибирск, Миягашева Е.А. МКОУ «Стрелковская средняя школа», Савельева Е.М. МБОУ «СОШ 69» г. Красноярск, Скогорева Н.Н. МБОУ «СОШ 64», Тимощенко О.М. МОБУ «СОШ № 2» г. Минусинск
Вкусное варенье
Сидели мы однажды в столовой. Вдруг видим – с балкона входит Барсик, еле-еле идёт.
Мы как взглянули на него, так и ахнули. Вся мордочка, грудь и передние лапы в крови.
Папа из-за стола вскочил, побежал за бинтом, за ватой, а мама в кухню поспешила за тёплой водой.
Взяли мы Барсика на руки. А он не сопротивляется, только тихонечко стонет. Мама его на колени посадила, гладит по спинке, успокаивает. Папа окунул вату в тёплую воду, начал осторожно кровь с шерсти смывать. Провёл по грудке, глядит а вату. На ней что-то густое, красное, но не кровь. Мама как вскочит. Барсик, словно мешок, на пол свалился, только крякнул.
А мама на балкон побежала. Слышим, кричит оттуда: «Что он наделал! Всё варенье разлил!»
Мама ещё утром варенье сварила, на балкон остудить поставила. Вот Барсик и полакомился, да перестарался. Раздулся весь и ходить не может, охает, стонет.
(По Г. Скребицкому )
Действие учителя
Действия обучающихся / предполагаемые ответы
Раздаёт карточки с фрагментом текста Г. Скребицкого «Вкусное варенье»
Готовятся к работе с текстом
Вкусное варенье
Сидели мы однажды в столовой. Вдруг видим – с балкона входит Барсик, еле-еле идёт.
Мы как взглянули на него, так и ахнули. Вся мордочка, грудь и передние лапы в крови.
Папа из-за стола вскочил, побежал за бинтом, за ватой, а мама в кухню поспешила за тёплой водой.
Взяли мы Барсика на руки. А он не сопротивляется, только тихонечко стонет. Мама его на колени посадила, гладит по спинке, успокаивает. Папа окунул вату в тёплую воду, начал осторожно кровь с шерсти смывать.
Действие учителя
Действия обучающихся / предполагаемые ответы
Работа с фрагментом текста.
- Прочитайте миниатюру.
- Определите героев и основные события.
- Выпишите глаголы, обозначающие действия всех героев.
- Как связаны название и события в миниатюре?
- Читают миниатюру (про себя)
- Один ученик выразительно читает фрагмент вслух
- Называют героев (Барсик, мама, папа, ребёнок (дети)
- Перечисляют основные события (Семья : сидит в комнате, входит Барсик, папа и мама спешат на помощь раненому Барсику , Барсик: входит, еле-еле идёт, стонет, не сопротивляется. Мама: поспешила на кухню, посадила на колени, гладит, успокаивает. Папа: вскочил, побежал, окунул, начал смывать. Мы: ахнули, взяли.
Действие учителя
Действия обучающихся / предполагаемые ответы
Работа с понятиями текст и фрагмент текста
- Перед вами текст? (для ответа используйте определения, выведенные на доске, и параграф 11 вашего учебника). Какой признак текста нарушен?
- Повторяют ранее «собранные» на доске определения
- Опираясь на теоретический материал учебника, находят доказательства того, что перед ними фрагмент текста
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Признаки текста: заглавие; тема; основная мысль; делимость на части – начало, основная часть, конец; связность, композиционная завершённость. (из учебника Е.И. Никитиной Русская речь: УМК В.В. Бабайцевой)
Действие учителя
Действия обучающихся / предполагаемые ответы
Действительно, текст не завершён. Это фрагмент текста.
Как бы вы завершили этот текст? (прослушивание вариантов ответов)
Предлагают свои варианты ответов.
Что помогло вам додумать финал?
Сопоставьте свои варианты с авторским текстом
Приходят к выводу, что заглавие и ключевые слова сыграло важную роль для понимания финала текста
Результат
- Развивают навыки выразительного чтения
- Учатся находить ключевые слова
- Работают с понятиями «текст», «признаки текста»
- Прогнозируют финал
- Сопоставляют свой финал с авторским текстом
Спасибо за внимание!
Ресурсы:
- Текст «Вкусное варенье» https://znanija.com/task/16353358
- Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.И. Никитина – М. Дрофа. 2012
- Яндекс картинки https://yandex.ru/images
- Шаблоны презентаций Фокиной Лидии Петровны http://linda6035.ucoz.ru/