СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока Работа над композиционной завершённостью текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал является фрагментом урока  русского языка в 5 классе для работы с текстом и его композиционной завершённостью

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока Работа над композиционной завершённостью текста»

Русский язык 5 класс Работа  над композиционной  завершенностью текста УМК: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, Е.И. Никитина  Авторы: Бахмутова Т.В. МБОУ «СОШ № 4» г. Лесосибирск, Миягашева Е.А. МКОУ «Стрелковская средняя школа», Савельева Е.М. МБОУ «СОШ 69» г. Красноярск, Скогорева Н.Н. МБОУ «СОШ 64», Тимощенко О.М. МОБУ «СОШ № 2» г. Минусинск

Русский язык

5 класс

Работа над композиционной завершенностью текста

УМК: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, Е.И. Никитина

Авторы: Бахмутова Т.В. МБОУ «СОШ № 4» г. Лесосибирск, Миягашева Е.А. МКОУ «Стрелковская средняя школа», Савельева Е.М. МБОУ «СОШ 69» г. Красноярск, Скогорева Н.Н. МБОУ «СОШ 64», Тимощенко О.М. МОБУ «СОШ № 2» г. Минусинск

Вкусное варенье  Сидели мы однажды в столовой. Вдруг видим – с балкона входит Барсик, еле-еле идёт.  Мы как взглянули на него, так и ахнули. Вся мордочка, грудь и передние лапы в крови.  Папа из-за стола вскочил, побежал за бинтом, за ватой, а мама в кухню поспешила за тёплой водой.  Взяли мы Барсика на руки. А он не сопротивляется, только тихонечко стонет. Мама его на колени посадила, гладит по спинке, успокаивает. Папа окунул вату в тёплую воду, начал осторожно кровь с шерсти смывать. Провёл по грудке, глядит а вату. На ней что-то густое, красное, но не кровь. Мама как вскочит. Барсик, словно мешок, на пол свалился, только крякнул. А мама на балкон побежала. Слышим, кричит оттуда: «Что он наделал! Всё варенье разлил!»  Мама ещё утром варенье сварила, на балкон остудить поставила. Вот Барсик и полакомился, да перестарался. Раздулся весь и ходить не может, охает, стонет. (По Г. Скребицкому )

Вкусное варенье

Сидели мы однажды в столовой. Вдруг видим – с балкона входит Барсик, еле-еле идёт.

Мы как взглянули на него, так и ахнули. Вся мордочка, грудь и передние лапы в крови.

Папа из-за стола вскочил, побежал за бинтом, за ватой, а мама в кухню поспешила за тёплой водой.

Взяли мы Барсика на руки. А он не сопротивляется, только тихонечко стонет. Мама его на колени посадила, гладит по спинке, успокаивает. Папа окунул вату в тёплую воду, начал осторожно кровь с шерсти смывать. Провёл по грудке, глядит а вату. На ней что-то густое, красное, но не кровь. Мама как вскочит. Барсик, словно мешок, на пол свалился, только крякнул.

А мама на балкон побежала. Слышим, кричит оттуда: «Что он наделал! Всё варенье разлил!»

Мама ещё утром варенье сварила, на балкон остудить поставила. Вот Барсик и полакомился, да перестарался. Раздулся весь и ходить не может, охает, стонет.

(По Г. Скребицкому )

Действие учителя Действия обучающихся / предполагаемые ответы Раздаёт карточки с фрагментом текста Г. Скребицкого «Вкусное варенье» Готовятся к работе с текстом Вкусное варенье  Сидели мы однажды в столовой. Вдруг видим – с балкона входит Барсик, еле-еле идёт.  Мы как взглянули на него, так и ахнули. Вся мордочка, грудь и передние лапы в крови.  Папа из-за стола вскочил, побежал за бинтом, за ватой, а мама в кухню поспешила за тёплой водой.  Взяли мы Барсика на руки. А он не сопротивляется, только тихонечко стонет. Мама его на колени посадила, гладит по спинке, успокаивает. Папа окунул вату в тёплую воду, начал осторожно кровь с шерсти смывать.

Действие учителя

Действия обучающихся / предполагаемые ответы

Раздаёт карточки с фрагментом текста Г. Скребицкого «Вкусное варенье»

Готовятся к работе с текстом

Вкусное варенье

Сидели мы однажды в столовой. Вдруг видим – с балкона входит Барсик, еле-еле идёт.

Мы как взглянули на него, так и ахнули. Вся мордочка, грудь и передние лапы в крови.

Папа из-за стола вскочил, побежал за бинтом, за ватой, а мама в кухню поспешила за тёплой водой.

Взяли мы Барсика на руки. А он не сопротивляется, только тихонечко стонет. Мама его на колени посадила, гладит по спинке, успокаивает. Папа окунул вату в тёплую воду, начал осторожно кровь с шерсти смывать.

Действие учителя Действия обучающихся / предполагаемые ответы Работа с фрагментом текста. Прочитайте миниатюру. Определите героев и основные события. Выпишите глаголы, обозначающие действия всех героев. Как связаны название и события в миниатюре? Читают миниатюру (про себя) Один ученик выразительно читает фрагмент вслух Называют героев (Барсик, мама, папа, ребёнок (дети) Перечисляют основные события (Семья : сидит в комнате, входит Барсик, папа и мама спешат на помощь раненому Барсику , Барсик: входит, еле-еле идёт, стонет, не сопротивляется. Мама: поспешила на кухню, посадила на колени, гладит, успокаивает. Папа: вскочил, побежал, окунул, начал смывать. Мы: ахнули, взяли.

Действие учителя

Действия обучающихся / предполагаемые ответы

Работа с фрагментом текста.

  • Прочитайте миниатюру.
  • Определите героев и основные события.
  • Выпишите глаголы, обозначающие действия всех героев.
  • Как связаны название и события в миниатюре?
  • Читают миниатюру (про себя)
  • Один ученик выразительно читает фрагмент вслух
  • Называют героев (Барсик, мама, папа, ребёнок (дети)
  • Перечисляют основные события (Семья : сидит в комнате, входит Барсик, папа и мама спешат на помощь раненому Барсику , Барсик: входит, еле-еле идёт, стонет, не сопротивляется. Мама: поспешила на кухню, посадила на колени, гладит, успокаивает. Папа: вскочил, побежал, окунул, начал смывать. Мы: ахнули, взяли.
Действие учителя Действия обучающихся / предполагаемые ответы Работа с понятиями текст и фрагмент текста  Перед вами текст? (для ответа используйте определения, выведенные на доске, и параграф 11 вашего учебника). Какой признак текста нарушен? Повторяют ранее «собранные» на доске определения Опираясь на теоретический материал учебника, находят доказательства того, что перед ними фрагмент текста Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Признаки текста: заглавие; тема; основная мысль; делимость на части – начало, основная часть, конец; связность, композиционная завершённость. (из учебника Е.И. Никитиной Русская речь: УМК В.В. Бабайцевой)

Действие учителя

Действия обучающихся / предполагаемые ответы

Работа с понятиями текст и фрагмент текста

  • Перед вами текст? (для ответа используйте определения, выведенные на доске, и параграф 11 вашего учебника). Какой признак текста нарушен?
  • Повторяют ранее «собранные» на доске определения
  • Опираясь на теоретический материал учебника, находят доказательства того, что перед ними фрагмент текста

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Признаки текста: заглавие; тема; основная мысль; делимость на части – начало, основная часть, конец; связность, композиционная завершённость. (из учебника Е.И. Никитиной Русская речь: УМК В.В. Бабайцевой)

Действие учителя Действия обучающихся / предполагаемые ответы Действительно, текст не завершён. Это фрагмент текста. Как бы вы завершили этот текст? (прослушивание вариантов ответов) Предлагают свои варианты ответов. Что помогло вам додумать финал? Сопоставьте свои варианты с авторским текстом Приходят к выводу, что заглавие и ключевые слова сыграло важную роль для понимания финала текста

Действие учителя

Действия обучающихся / предполагаемые ответы

Действительно, текст не завершён. Это фрагмент текста.

Как бы вы завершили этот текст? (прослушивание вариантов ответов)

Предлагают свои варианты ответов.

Что помогло вам додумать финал?

Сопоставьте свои варианты с авторским текстом

Приходят к выводу, что заглавие и ключевые слова сыграло важную роль для понимания финала текста

Результат Развивают навыки выразительного чтения Учатся находить ключевые слова Работают с понятиями «текст», «признаки текста» Прогнозируют финал Сопоставляют свой финал с авторским текстом

Результат

  • Развивают навыки выразительного чтения
  • Учатся находить ключевые слова
  • Работают с понятиями «текст», «признаки текста»
  • Прогнозируют финал
  • Сопоставляют свой финал с авторским текстом
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Ресурсы: Текст «Вкусное варенье» https://znanija.com/task/16353358  Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.И. Никитина – М. Дрофа. 2012 Яндекс картинки https://yandex.ru/images Шаблоны презентаций Фокиной Лидии Петровны http://linda6035.ucoz.ru/

Ресурсы:

  • Текст «Вкусное варенье» https://znanija.com/task/16353358
  • Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.И. Никитина – М. Дрофа. 2012
  • Яндекс картинки https://yandex.ru/images
  • Шаблоны презентаций Фокиной Лидии Петровны http://linda6035.ucoz.ru/


Скачать

© 2020 534 10

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!