СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фразеологические единицы и их употреблениеПрактикум

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фразеологические единицы и их употреблениеПрактикум»

Фразеологические единицы и их употребление

Цели:

- образовательная – систематизация и закрепление полученных знаний и умений;

- развивающая – развитие языковой и речевой компетенции;

- воспитательная – совершенствование культуры устной и письменной речи, повышение интереса к изучению русского языка

Тип урока: практическое занятие

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, словари

Литература: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и другие. Русский язык. 10-11 класс. Учебник для образовательных организаций. Базовый Москва: Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2021. - 271. - ISBN 978-5-09-101457-0



Ход занятия



1.Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач

2.Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического занятия

3.Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала

4.Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий в соответствии с инструкционными картами

5.Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя)

6.Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий

7.Самоанализ студентом результатов проделанной работы

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной/устной форме

8.Подведение итогов занятия


Инструкционная карта практического занятия

Методические указания к выполнению практических заданий

1.Ознакомтесь с целями практического занятия, теоретическим материалом и содержанием практических заданий (практикума). На выполнение практических заданий по русскому языку дается 90 минут.

2.С условиями каждого задания необходимо внимательно ознакомиться и выполнять его в соответствии с заданными требованиями.

3.Выполнять задания следует в том порядке, в котором они даны.

4.Не допускайте ошибок при переписывании текстов заданий и упражнений, это поможет улучшить орфографическую зоркость.

5.Оформляйте работу аккуратно, пишите разборчиво.

6.Завершив выполнение практических заданий, проведите самоанализ результатов своей работы, письменно ответив на вопросы: Что узнал? Что понял? Чему научился?




Теоретический материал


Фразеология русского языка, как и любого другого языка, отражает национальную специфику и самобытность русского народа, его уклада жизни, традиций и обычаев, особенности мировосприятие и народную мудрость, выработанную в процессе многовековой трудовой деятельности.

Правильное и уместное употребление и использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность, образность и меткость, делает ее эмоционально окрашенной. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка.

Фразеологическая единица,  или фразеологизм, - это семантически несвободное сочетание слов, которое воспроизводится в речи как нечто единое с точки зрения смыслового содержания и лексико-грамматического состава.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову, поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения)



Практикум.

Вариант №1

Задание 1.Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.

1)Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.

2)Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать.

3)Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.

4)На голубом небе не было ни облачка.

Задание 2. Прочитай. Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напиши эти фразеологизмы в исправленном виде.

1)Восьми пядей во лбу.

2)Только пятки засверкали.

3)Проще пареной моркови.

Задание 3. Замени выделенные фразеологизмы одним словом.

1)Все бежали как на пожар.

2) Туристы берегли спички как зеницу ока.

3) Рыбы в нашем озере пруд пруди.

4) Для Сережиного друга починить велосипед–раз плюнуть.

Задание 4. Подбери к словам фразеологизмы.

1) исчезнуть

2) постепенно

3) обдумать

а) пораскинуть умом

б) как сквозь землю провалится

в) шаг за шагом
Задание 5.
Прочитай сочетания слов, и выберите устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).

Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.

Задание 6. Прочитай. Найди фразеологизмы. Определи их значение.

Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил. (К. Чуковский)

Задание 7. Какие прилагательные нужно написать, чтобы получились фразеологизмы?

... мороз; кричать ... матом; ... друг; ... воробей; ... враг; ... кусок.

Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя фразеологические обороты.

Задание 9*. Проведите самоанализ результатов проделанной работы.

(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?) в письменной форме.



Вариант №2

Практикум.

Задание 1. Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.

1)Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.

2)Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку.

3)Все слушали егораскрыв рот.

4)Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.

Задание 2.Прочитай. Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напиши эти фразеологизмы в исправленном виде.

1)Медведь на ухо наступил.

2)Мозолить глаза.

3)Как акула в воде.

Задание 3. Замени выделенные фразеологизмы, одним словом.

1)Из похода мы возвращались черепашьим шагом.

2)Маслята попадались грибникам на каждом шагу.

3)Услышав в кустах треск, ребята показали пятки.

4)Для спасения урожая колхозники трудились не покладая рук.

Задание 4.Подбери к словам фразеологизмы.

1) Неторопливо, вяло
2)Проучить, наказать
3)Сплетничать

а)чесать языком

б)как сонная муха

в)показать, где раки зимуют
Задание 5.
Прочитай сочетания слов и выберите устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).

Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах.

Задание 6. Прочитай. Найди фразеологизмы. Определи их значение.

Говорят, у мамы
Руки не простые.
Говорят, у мамы
Руки золотые.

Погляжу внимательно
Погляжу поближе.
Маме руки глажу –
Золота не вижу. (М. Родина)

Задание 7. Какие прилагательные нужно написать, чтобы получились фразеологизмы?

.. на язык; ... лепет; ... молодец; ... лето; ... девица.

Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя фразеологические обороты.

Задание 9*. Проведите самоанализ результатов проделанной работы.

(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!